Как не превратиться из лидера в тирана

в избранное
Лидерство — это не о боязни, не о жесткости и жестокости управления и убеждения. Лидерство — это прекрасная возможность стать для других людей наставником, вдохновлять их на большее, создавать и сохранять правильный настрой в команде. Это сложно. Еще сложнее бывает не перегнуть палку и не превратиться из уважаемого лидера в настоящего тирана, которого в лучшем случае боятся, а в худшем — и вовсе ненавидят.

В общем, даем небольшую инструкцию, как оставаться в лидирующей позиции, но без «короны» на голове.

1. Цени труд и старания

Принцип прост: если работник справился с работой плохо — сообщи ему об этом, а если хорошо — не забудь похвалить и поблагодарить. Многие забывают о том, как важно мотивировать человека. Похвала и благодарность — такие же важные вещи на рабочем месте, как и уровень заработной платы работника. Нельзя поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе, который постоянно получает одно лишь порицание. Старайся хвалить человека при всех — открыто, в присутствии его коллег. А сообщать о его ошибках, наоборот, следует в кабинете при закрытых дверях, чтобы этого никто не видел.

Кстати, страх перед различного рода санкциями, штрафами и прочими наказаниями может привести к тотальной безынициативности твоих сотрудников. Кому захочется рисковать, высказывая свои идеи и предлагая новые подходы к решению проблем?

2. Будь вежлив

С кем бы то ни было — уборщицей или старшим менеджером, продавщицей в буфете или твоим заместителем (если ты – босс). Здоровайся, будь приятен в общении, старайся не грубить, не ругаться без повода. Не расценивай своих сотрудников как инструмент для зарабатывания денег — справляйся об их здоровье, интересуйся, не нужна ли им помощь, комфортно ли им работать. Ты не лучше и не хуже, чем они, — ты такой же человек, как и любой другой, а вежливость и участие — это скорее даже вопрос воспитания.

Ты не умрешь, если будешь чуть вежливее

3. Всегда обосновывай свои просьбы, если они непонятны

Забудь про фразы «сделай так, потому что я сказал» или «я лучше в этом разбираюсь, поэтому делай так». В лучшем случае это просто не приведет к желаемому результату, а в худшем… Да сам посуди, как высокомерно эта фраза звучит со стороны. Чтобы команда пришла к намеченной цели, каждый ее участник должен четко понимать, ЧТО и, главное, ЗАЧЕМ он должен сделать. Не будет понимания — не будет необходимой отдачи. Все просто.

4. Общайся с людьми наравне

Твоя команда — это люди, которые ведут тебя к результату. Они — твоя команда, твои сотрудники, а не подчиненные, и старайся относиться к ним с должным уважением. Помни, что хорошие идеи могут родиться в голове любого человека, — не стоит недооценивать мнение или предложения своих сотрудников. Давай людям возможность проявить инициативу, предложить нестандартные решения возникших проблем.

Любой рядовой сотрудник должен знать, что с тобой можно обсудить любой рабочий вопрос или внезапно возникшие проблемы. Это поможет тебе узнать максимум информации о текущем состоянии дел, добиться доверия и уважения людей, иногда даже получить необходимую критику. К тому же так люди будут чувствовать, что ты заинтересован в них и их работе, и стараться работать эффективнее.

5. Контролируй себя

Лидеру категорически противопоказана ругань, повышенный тон и уж тем более какие-то угрозы. Помни, что авторитет в глазах сотрудников можно поднять своей стрессоустойчивостью, а не бесконечным ором и поиском виноватых. Лучшее, что ты можешь сделать в ситуации, когда что-то пошло не так, — сохранить спокойствие и начать анализировать.

10 способов взять эмоции под контроль

6. Будь примером

Старайся по минимуму использовать принуждение и по максимуму подавать окружающим пример. Люди не будут следовать за тем, кто говорит о недопустимости опозданий на работу, если сам он приходит когда ему вздумается или периодически опаздывает без повода. Хочешь дисциплину в коллективе? Прежде всего будь пунктуальным сам.

7. Будь справедлив

За людьми, которые в любых ситуациях поступают (или хотя бы стараются поступать) по справедливости, хочется идти по пятам. Поэтому у настоящих лидеров обычно преданная команда. С тиранами дела обстоят совсем иначе: взаимоотношения, выстроенные на страхе, не приведут ни к чему хорошему.

Когда ждешь от мира справедливости

8. Не пытайся контролировать всех

Все просто: давай относительную свободу своим сотрудникам — не забирай у них ответственность. Вместо того чтобы проверять каждую мелочь в работе своей команды, следи за ее основными свершениями. Тебе это поможет сэкономить свое время (и нервы), а людям, которые с тобой работают, — почувствовать, что ты им доверяешь.

9. Не будь безразличным

К своей команде, к их проблемам, рабочим трудностям, атмосфере, царящей в коллективе. Все это влияет на эффективность работы, достижение желаемого результата и общий комфорт. Кому понравится работать бок о бок с человеком, для которого нет ничего важного, кроме денег и их количества.

Если ты лидер, в твои обязанности должно входить создание комфортных условий труда, развитие инициативности своих сотрудников, поднятие уровня лояльности к руководству в конце концов.