Образ жизни
12 декабря, 2022

Как контролировать импульсивные покупки

Импульсивные покупки — это как употребление алкоголя: сначала чувствуешь удовольствие, а наутро ощущаешь похмелье и сожалеешь о содеянном.

Общество потребления постоянно диктует нам установки. Ты должен покупать и не задумываться, а зачем тебе вообще эта вещь. В идеале, если покупки будут совершаться импульсивно, на эмоциях, подобно естественной нужде в еде или походу в туалет.

Импульсивные покупки изрядно истощают не только твой кошелек, но и психику, превращают в существо, которое действует инстинктами. Сегодня мы расскажем, как контролировать тягу к импульсивным покупкам, чтобы ты не растрачивал свои ресурсы впустую.

Что можно считать импульсивными покупками и когда они приводят к проблемам


Импульсивные покупки — это приобретения, которые не были заранее обдуманы. Как правило, они совершаются под действием сильных эмоций или и вовсе вследствие подсознательного порыва. Над тем, чтобы ты покупал импульсивно, работают сотни тысяч маркетологов по всему миру, внедряя нужные мысли и прикрывая их якобы осознанным выбором.

Однако, не все импульсивные покупки автоматически считаются плохим приобретением. Все зависит от множества факторов. И все же, если сравнивать покупки с инвестициями, то продуманные можно назвать вложением под банковский процент, где есть небольшой риск прогореть, а импульсивные — с игрой на криптобирже с ее постоянными скачками.

Импульсивные покупки становятся проблемой, когда существенно ухудшают финансовое положение человека и плодят долги. Их можно посчитать даже чем-то вроде зависимости, наряду с алкоголизмом, наркоманией и игроманией, ведь большинство совершает покупки не столько для приобретения товаров, сколько для удовлетворения внутренней пустоты.

Как можно контролировать импульсивные покупки

Есть несколько способов облегчить свою тягу к совершению необдуманных покупок или же предотвратить такие действия в случае, когда у тебя нет зависимости, но ты веришь распродажам и другим методам побуждения к потреблению.

Настрой свой бюджет


Мы не раз говорили про необходимость ведения бюджета. Без него ты легко выйдешь за рамки своих трат и не заметишь, как совершишь очередную необдуманную покупку.

Идеальным соотношением является формула 50/20/30, где 50 % бюджета отводится на потребности, 20 % — на сбережения и 30 % — на все остальное. Все остальное в данном случае — это не только бессмысленные траты, но и сумма на форс-мажорные обстоятельства.

Но как это поможет сократить импульсивные траты? Все просто — ты всегда знаешь, сколько у тебя доступно средств, поэтому не влезешь в долги без существенной на то надобности. Также ты начнешь больше ценить деньги, ведь пока они не отслеживаются и улетают в трубу, как по мановению волшебной палочки, ты спокоен. Но стоит узнать, как много денег ты тратишь на хлам, тебя сразу же начнет душить жадность.

Следуй правилу 24 часов

Импульсивные покупки совершаются под действием эмоций. Все что тебе нужно — это включить логику. Проблема в том, что эмоции, особенно яркие, затмевают логику даже у людей с холодным разумом и могут серьезно насолить. В таком случае необходимо дать отсрочку своим действиям, подождав день. Позже тот всплеск гормонов, что привел тебя в возбуждение, сойдет на нет.

Если ты испытываешь сильную потребность купить что-то, но не можешь найти существенного довода в пользу этого действия, переспи с этой мыслью. Наутро задай себе вопрос: «Действительно ли тебе нужна эта покупка или это был сиюминутный порыв?». Скорее всего, ты ответишь «нет» и ситуация разрешится сама собой. Если же мысль никуда не ушла и, более того, ты осознал важность такой покупки, значит, здесь в равной пропорции сошлись и разум, и эмоции.

Составляй план покупок и не заходи в магазины без нужды

Прежде чем заходить в магазин или открывать сайт, составляй на листке, в смартфоне или просто в голове список покупок, которые тебе реально необходимы в данный момент. Не заходи в магазин просто чтобы что-то посмотреть и помечтать. На этом желании строится одна из основных стратегий навязывания ненужных покупок.

Мерчендайзеры прекрасно знают, куда ты в первую очередь посмотришь на полке, а интернет-маркетологи понимают, где должна быть лента рекомендуемых товаров и на чем эти рекомендации должны основываться.

Всегда включай логику и задавай себе правильные вопросы


Опять же, логика затмевается эмоциями на раз-два даже у людей, которые привыкли руководствоваться разумом. И все же нужно проявлять особое усилие во время шопинга, чтобы обдумывать каждую покупку. Увидел очередной блестящий китайских хлам, который тебе очень нужен? Сразу же задай себе следующие вопросы:

— Что я с ним буду делать?

— Воспользуюсь ли я вообще когда-нибудь этой вещью или она будет захламлять пространство?

— Окупит ли это финансовые вложения?

— Действительно ли это поможет мне почувствовать себя лучше?

И так далее. Главное, чтобы над эмоциями возобладал голос разума. Помни, что в эмоциях нет ничего плохого, пока они контролируются умом, поэтому не давай им выплескиваться.

Подвергай все сомнению

Основа маркетинга — навязать мысль о преимуществах товара, даже если они существуют лишь на бумаге. Если ты видишь то, что безумно хочешь купить прямо сейчас, особенно после прочтения описания или прослушивания краткой лекции от продавца-консультанта, остановись и задумайся. У тебя есть смартфон и интернет — стоит сначала почитать отзывы, посмотреть независимые обзоры.

Всего пять минут работы с поисковой строкой отобьют у тебя желание приобретать 90 % товаров, которые выглядели до этого как самая выгодная покупка в жизни. Ты должен подходить к процессу потребления со скепсисом, а не с эмоциями.

6 причин, почему ты покупаешь ненужные вещи

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: