Образ жизни

Как читать
быстрее и запоминать больше

  • 8318
  • 0
  • Теодор Седин

Чем больше ты читаешь, тем больше знаешь. Грешно опровергать эту мысль, тем более, что мы сами ее активно пропагандировали. В этом как нельзя лучше помогает скорочтение. Но, кроме скорости, должна присутствовать осмысленность, иначе грош цена таким чтецам.

Ты можешь прочесть в шесть раз больше, если будешь скорочтецом

Когда ты читаешь с космической скоростью, то можешь получать значительно больше информации, чем среднестатистический человек. Недавнее исследование показывает, что в среднем взрослый человек может читать около 300 слов в минуту. А продвинутые читатели могут преодолевать около 1500. Это, на секундочку, в пять раз больше. Есть пара сумасшедших, которые проглатывают буквы и знаки препинания еще быстрее, но для такого нужен волшебный мозг.

Чтобы представить это в перспективе, предположим, что средняя книга составляет около 100 000 слов. Средний взрослый читатель потратит приблизительно 5,5 часа на ее прочтение. Ускоренный справится за 50 минут. Впечатляет? Еще бы! Ты наверняка слышал про волшебных людей, которые умудряются прочесть за неделю 7 книг. Так вот, большинство из них — скорочитатели.

Средний читатель сможет осилить только полторы книги в неделю, и то в больших муках, тратя по часу, а то и больше в день. И если мысленно вернуть себе лавры самой читающей нации в мире, то окажется, что простой человек прочитал за год 66 книг, а ускоренный — 365. Конечно, на деле цифры будут меньше, но в идеале все должно выглядеть именно так.

Однако мало только бегло пройтись по страницам. Прочесть книгу и не понять ее — все равно что раздеть женщину, поцеловать, поблагодарить и затем уехать домой. В мире людей это теперь называется «сексуальным домогательством». Но что интересно: в мире книжных червей это называется «литературным домогательством». Мало прочитать, нужно еще и понять прочитанное. Над этим и будем работать.

1. Оглавление должно быть первым, что ты читаешь

При скорочтении не учитывается скорость прочтения конкретно каждого слова. А еще рекомендуют не концентрироваться на оглавлениях, поскольку это отнимает время. Бред! Оглавление — дорожная карта читателя. Чтение без оглавления — это все равно что езда в другой город на голом энтузиазме: обязательно заблудишься, сломаешься и останешься без бензина.

Можно, конечно, не фокусироваться на этих выделенных жирным шрифтом словах, но есть мнение, что ты собьешься и не сможешь ответить на ряд структурных вопросов. А так взглянул на оглавление, и сразу понятно, в чем мысль. Глупо кичиться прочтением «Тихого Дона» и запомнить только то, что Степан бил свою жену-блудницу.

Если тебе нужно найти или узнать конкретную информацию из книги, то лучше оглавления никто не поможет. Запоминай его, и тогда тебе не придется подолгу копаться в фолиантах. Нужный фрагмент будет прочно ассоциироваться у тебя с двумя-пятью жирными буквами в начале. Кроме того, это позволит не тратить время на лишнюю информацию. Хотя, книги лучше всего читать полностью.

В некоторых случаях оглавление не содержит подробностей, или весьма туманно и метафорично. Например «Большой хрен». В главе, в которой речь идет не о рекордных урожаях указанной в заголовке растительности. Автор просто заставляет читателя прочитать больше с помощью заголовка. Но в большинстве случаев мимолетного взгляда на первые две главы достаточно, чтобы рассказать о том, как автор структурирует свою работу, если оглавление не дает подсказок.

2. Всегда задавай вопрос

После того, как ты определишь предмет главы, нужно вспомнить уроки литературы и тот ненавистный момент, когда учительница, поправляя прическу, спрашивала: «Что автор хотел сказать в этой главе?». Отличный способ собрать свои мысли в кучу, заставить мозг работать, а заодно не тратить время на прочтение впустую. Уже следующую главу ты будешь читать более осмысленно. Наверное, поэтому в первых главах описываются птички, цветочки и общий фон.

Более того, если ты читаешь с определенной целью, например, взял маркиза Де Сада, чтобы черпнуть знаний о БДСМ, то тебе будет проще обрабатывать соответствующую информацию и отфильтровывать посторонние материалы.

3. Первым делом авторский текст, а ссылки потом

Книги обычно содержат ссылки на другие научные работы, доказывающие точку зрения автора. Эта информация очень вредит скорочтению, создает мешанину в голове, отвлекает от чтения. Не нужно при каждом появлении ссылки прерывать чтение и лезть изучать комментарии. Они просто подтверждают авторское мнение. А вот когда ты прочтешь отрывок и поймешь, что сказал автор, тогда можно знакомиться и с информацией под звездочкой. А то ведь надо лезть в конец книги, читать подробную информацию про виды казни в Османской империи, хотя книга про рыбок и других морских обитателей. Как тут не сбиться.

И кстати, еще один совет. Думай о прочитанном как о еде. То есть не нужно жрать листы — твой мозг будет наполнен всякими вкусными опциями. Во время больших застолий, например на поминках или свадьбах, ты не ешь все подряд, а выбираешь конкретные моменты. Например, не мешаешь десерт с борщом. Так и здесь: не мешай авторский текст со ссылками. Хотя, признаемся, если ничего не понятно, если текст не клеится, а слово не дает покоя, то лучше посмотреть.

4. Никогда не читай вслух

Чтение вслух отлично подходит для развития беглости у юниоров, которые вторую или третью книжку в жизни читают. Тебе, старому лосю, уже поздно. В конце концов, тебе нужно прочесть бегло и запомнить информацию, а не заучить.

Дело в том, что когда мы читаем вслух, нашему мозгу приходится тяжелее. Одновременно работает центр Брока, отвечающий за осмысление информации, поступающей через речь, и область Вернике, отвечающая за воспроизведение речи. Таким образом, читая про себя, ты экономишь силы мозга, разрешая ему не вокализировать прочитанное.

Во время скорочтения достаточно трудно слышать свои слова, даже произносить их. Это время, и это значительно замедляет. Поэтому очень часто во время прочтения вслух мы не понимаем, что произошло. Он запускал речевой центр, а не запоминал прочитанное, какого черта ты от него хочешь, парень? Он возмущается, как пожилая жительница гетто, не требуй от него слишком многого. Чтобы не пришлось дважды перечитывать абзац, молчи.

И помни, что молчать — всяко лучше. В любой ситуации. Умный человек открывает рот только для работы, слов любви, или когда просит заткнуться глупого.

Особенно чтение вслух становится непрактичным, когда ты применяешь третий метод. Ты работаешь по пунктам, определяя перспективу сказанных автором слов, а мозгу тяжело. Мало того, что нужно осознать непростой текст, так еще и за языком надобно приглядеть.

А нужно ли торопиться?

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинки тают…
- Омар Хайям -

И все-таки нужно понимать, что между неспешным чтением и скорочтением — целая пропасть. Неспешное чтение позволяет совсем иначе оценить слова, создать в своем воображении дивные картины с яркими цветами и насыщенными красками. А скорочтение — все равно что пробежаться по Лувру и рассказывать, что ты видел Джоконду. А понял ли ты ее прелесть — вот вопрос.

Да, скорочтение дает общую картину, целостное полотно, даже некоторые мелкие детали. Но не оставляет времени насладиться авторским слогом. Тут такая же разница, как между фразами: «Твою мать» в грубой форме и «Молодой человек, я вам в отцы гожусь». Смысл один, а подача разная. Так что думай, что для тебя важнее: созерцать или прочитать как можно больше.