Образ жизни

Искусство житейской мудрости

  • 18718
  • 5
  • Чувак
brodude.ru_18.09.2014_dthUJ6IxqXAHQ

Вопросы о том, как спокойно радоваться жизни в беспощадном мире, наполненном хитростью, двуличием, борьбой за власть, сохраняя при этом достоинство, честь и самоуважение, волновали людей на протяжении практически всей истории человечества.

Конкретно говоря, подобные мысли совсем не давали покоя испанскому прозаику, философу и теоретику литературы - Бальтазару Грасиану, который жил в начале семнадцатого века.

Иезуит, крупнейший представитель литературы барокко создал удивительное, наполненное глубочайшей мудростью под завязку произведение под названием "Карманный оракул, или Наука благоразумия". Это была первая книга испанского происхождения, которая получила широкую известность в России задолго до отчаянного Сервантеса в 1742 году.

К сожалению, у себя на родине автор имел противоположный успех.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана, но иезуитская святая братия его быстро раскусила и ректор сарагосской коллегии вынес публичный выговор Бальтасару. Его лишили кафедры, где он преподавал курс "моральной теологии" в каталонской Лериде, выслали из родного города и приговорили к строгому покаянию на воде и хлебе.

Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием, коими он поплатился, подарив миру книгу о житейской мудрости. Беспощадная сука-судьба сыграла с писателем весьма жестокую шутку.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан», — писали о нем современники, в то время как гораздо позже Шопенгауэр и Ницше находили в его книге вдохновение, восхищаясь простотой и глубокомыслием, с которыми он подходил к пониманию человеческой сути.

brodude.ru_18.09.2014_LrJXQ84ga4nnI
Строки из книги Гарсиана были посвящены мужчинам семнадцатого века, которые пытались найти местечко потеплее и выжить в мире, где человек человеку - волк, но каждый из трехсот его "заповедей" применимы к жизни современного жителя мегаполиса, пытающемуся преуспеть в гиперконкурентоспособной глобализированной экономике и развить в себе железный характер.

Это совсем небольшая книга, чтение которой не займет у тебя много времени, но однозначно принесет пользу серому веществу в твое голове. А сейчас мы приведем небольшую выдержку из книги, погубившей своего автора, но принесшей пользу для потомков.

1. Действуй скрытно

Неожиданность - залог успеха. От игры в открытую - ни корысти, ни радости. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес, особенно там, где высота положения порождает всеобщие ожидания, окружает замыслы тайною и самой этой загадочностью внушает благоговение. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность - святилище благоразумия. Огласить замысел - значит погубить его.

2. Пусть в тебе нуждаются

Не ваятель кумира творит, а кто кумира боготворит. Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Полагаться на подлую благодарность - обкрадывать благородную надежду: сколь первая забывчива, столь вторая памятлива. Зависимые полезней любезных: утолив жажду, от источника отвернутся, выжатый апельсин сбросят с золота в болото.

Конец нужде - конец дружбе, а с ней и службе. Да будет первым твоим житейским правилом - поддерживать нужду в тебе, не удовлетворять ее полностью, пусть в тебе постоянно нуждаются, даже венценосный патрон.

3. Зрелость человека

Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совершенствуя свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости, полноты достоинства и преимуществ - это сказывается в изысканности вкуса, в утонченности ума, в основательности суждений, в безупречности желаний.

Иным так и не удается достичь законченности, им всегда чего-то недостает; другие достигают ее поздно. Муж всесовершенный, мудрый в речах, благоразумный в делах, всегда приятен людям рассудительным, они жаждут общения с ним.

4. Общаться с теми, от кого можно научиться

Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает. Но обычно мы об этом забываем, ибо тщеславие заслоняет выгоду. Благоразумный посещает славных мужей, чьи дома - ристалища доблести, а не обиталища суетности.

5. Не начинать с чрезмерных надежд

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть трудно. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь. Как ни велико достигнутое, оно не удовлетворит дух, и, обольщенный непомерными надеждами, он испытает скорее разочарование, чем восторг.

Надежда - мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдерживает, заботясь больше о полезном, чем о желаемом. Вначале, дабы возбудить интерес, следует предоставить некий кредит, не выкладывая, однако, всю наличность. Пускай действительность превзойдет ожидания и даст больше, чем предполагалось.

6. Управлять своим воображением

Где надо, придержи его, а где и подстегни, ведь в нем - все наше блаженство; само благоразумие порой у него на поводу. Оно - тиран. Не довольствуясь мечтаниями, вмешивается в деяния, господствует над жизнью нашей, делает ее, по своей прихоти, радостной или тягостной: от него зависит, довольны мы собой или нет.

Домашний палач глупцов, одним оно непрестанно рисует горести; другим, вселяя беспечность, сулит одни лишь удовольствия да приятные развлечения. Оно на все способно, ежели его не обуздывает высокий синдересис.

7. Не гнаться за многим, стремиться к глубине

Суть величества - не количество, а качество. Превосходство всегда единично и редко; чего много, тому цена невелика. Вот и среди людей великаны ростом - обычно карлики умом. Некоторые ценят книги по объему, словно книги пишутся для упражнения рук, а не головы.

Распространяясь только вширь, не выйдешь за пределы посредственности. Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего. Лишь глубина дает превосходство истинное, а в материях возвышенных - героическое.

8. Избегать общедоступности

Особенно во вкусе. О, велик был мудрец, огорчавшийся, когда его творения нравились многим! Всеобщая хвала претит разумному. Как хамелеоны питаются воздухом, так иные люди упиваются поклонением толпы, и грубое ее дыхание им приятнее сладчайшего дыхания Аполлонова. Также в понимании: не дивись чудесам, изумляющим или пугающим невежд: толпа глупа, мыслить трезво дано лишь немногим.

9. Знать главное свое достоинство: развивать лучшую из своих способностей, не забывая об остальных

Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие; у одних преобладает ум, у других - доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства. Легкий успех льстит страстям но время приносит запоздалое разочарование.

10. Испытывать свою Фортуну - чтобы действовать, чтобы достигать

Это важней, нежели хранить невозмутимость духа. Ежели глупо после сорока взывать к Гиппократу о здоровье. глупей того - взывать к Сенеке о благоразумии. Велико искусство - управлять Фортуной, то ее поджидая (ибо надо также уметь ждать), то догоняя, дабы настичь свой случай, свой черед, хотя намерений этой причудницы никому не постичь.

Заметив, что она благосклонна, действуй отважно; она любит смелых и, как красотка, - молодых. Неудачнику же нечего и пытаться - лучше отступить, не навлекая на себя несчастья двойного, а кто Фортуной повелевает, смелей вперед!

11. Насколько человек глубок, настолько он личность

Всегда и во всем внутри должно быть больше, чем снаружи. Есть люди с одним фасадом, как дома, недостроенные за недостатком средств: по входу - дворец, по жилью - лачуга.

На пристанище здесь не надейся, толковать с ними не о чем: после приветствий при встрече смолкают речи. Сперва, рассыпаясь в любезностях, гарцуют не хуже сицилийских скакунов, да тут же обращаются в молчунов - где нет источника мыслей, слова иссякают быстро. Таким нетрудно очаровывать людей, как они, поверхностных, но не тех, кто заглядывает вглубь и видит, что их головы, как в той мудрой басне, пусты.

12. Никогда не терять уважения к себе

И наедине не будь в споре с собой. Да будет твоя совесть мерилом твоей правоты и строгость собственного приговора важнее чужих мнений, не делай неподобающего, страшась не суда людского, а голоса своего благоразумия. Научись бояться себя, и не понадобится тебе воображаемый наставник Сенеки.

13. Никогда не раздражаться

Важное правило благоразумия - не выходить из себя. Большое самообладание говорит о большом сердце - душу великую нелегко стронуть с места. Страсти - гуморы духа; их избыток причиняет недуги благоразумия, и, ежели недуг выходит чрез уста, в опасности добрая слава. Итак, умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа.

14. Решительный и рассудительный

Решительность быстро вершит то, что рассудительность обдумывает долго. Поспешность - страсть глупцов; не видя помех, они действуют без оглядки. Разумный, напротив, часто грешит медлительностью: кто многое видит, тяжел на подъем. Из-за долгих сборов нередко даже удачный замысел идет прахом. Быстрота - мать успеха. Не откладывай на завтра, и ты совершишь многое. Августейший девиз - торопись не спеша.

15. Быть благоразумно отважным

Мертвого льва даже зайцы лягают. С доблестью не шутят: не решишься, отступишь раз, придется отступить второй раз, и так - до последнего: в конце концов перед тобой окажется все то же препятствие, что и в начале, - не лучше ли было решить сразу? Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она - щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной.

Немало людей с недюжинными достоинствами, но без отваги, уподобились покойникам и почили в собственном малодушии. Природа не даром сочетала в пчеле сладкий мед и колючее жало. В теле нашем есть жилы и кости, да не будет же дух мягкотелым.

16. Не поддаваться пошлой переменчивости настроения

Велик тот, кто не подвластен прихотям. Благоразумие учит размышлять о себе самом - познавать нынешнее свое состояние и исправлять его, даже настраивать се6я на противоположное, дабы между действительным и искусственным обрести среднюю линию синдересиса. Чтобы направлять себя, надо познавать себя.

Бывают чудовища непостоянства, всякий раз они в другом настроении, то и дело меняют пристрастия; от пошлом неумении владеть собой они вечно впадают в противоположные и крайности. Такая переменчивость не только губит волю, но отражается на суждении, извращая и желания, и понимание.

17. Самопознание

Познай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркала, для духа - нет; пусть же тут будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своем облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты тверд в благоразумии, настолько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа взвешивай способности.

18. Обзаводиться друзьями

Дружба - второе бытие. Всякий друг для друга своего хорош и умен; между друзьями все улаживается. Человек стоит столько, во сколько другие его оценят, а путь к их устам лежит через сердце. Нет сильнее чар для друга, чем добрая услуга. Лучший способ заслужить дружбу - выказывать ее.

Большая и лучшая часть того, чем мы богаты, зависит от других. Жить приходится среди друзей и врагов, а поэтому каждый день обзаводись приятелем, пусть не близким, но расположенным к тебе. Выдержав испытание, иной из них со временем станет верным другом.

19. Искать преданной любви

Даже Верховная Первопричина в величайших своих делах ее предусматривает и предписывает. Через чувство любовь проникает в убеждение. Иной, полагаясь на свои достоинства, не стремится ее завоевать, но благоразумие знает, сколь долгий путь необходимо пройти заслугам, если не поможет благосклонность.

Все обличит, всем одарит преданная любовь; награждает не всегда за достоинства, чаще сама их воображает - доблесть, благородство, ученость, даже ум; недостатков не видит, ибо видеть не хочет. Порождает ее обычно общность жизни материальной - нрав, сословие, родство, родина, занятие. Для общности духовной требуются более высокие достоинства - дарования, обязательность, репутация, заслуги. Вся трудность в том, чтобы такую преданность завоевать, сохранить уже легче. Обрести ее можно - и надо УЧИТЬСЯ ею пользоваться.

20. Никогда не жаловаться

Жалоба всегда приносит вред; она скорее подзадорит злые чувства, чем возбудит соболезнование и сочувствие; она укажет путь к другой такой же обиде, и оправданием для второго обидчика послужит то, что он узнал о первом. Иные своими жалобами на прошлые обиды дают повод для будущих и, уповая на помощь или утешение, вызывают злорадство и даже презрение. Куда мудрее выхвалять за услуги одних, чтобы подзадорить других; либо твердить о любезности отсутствующих, чтобы побудить к ней присутствующих,- как бы наделяя вторых щедростью первых.

Муж осмотрительный не станет говорить ни о своих обидах, ни об оплошностях, но не забудет упомянуть о лестном - тем сбережет друзей и сдержит недругов.

Этот чувак действительно знал толк в жизни, возможно, поэтому церковь подвергла его нещадным гонениям. Но у нас есть возможность пожинать плоды его мудрости, поэтому отправляйся в библиотеку или книжный магазин и прокачивай свое самосознание и мироощущение, впитывая науку благоразумия, расписанную по пунктам.