Герои,Образ жизни
02 августа, 2016

Жак Фреско о том, как сделать мир лучше

Одни называютего мудрецом, другие — псевдопсихологом и глупцом.

Одни называют Жака Фреско мудрецом, другие — псевдопсихологом и глупцом. Одни восхищаются Жаком, называют его своим вдохновителем и примером для подражания, тогда как других воротит от его однообразного старческого бубнежа. Одни приняли его философию, и стараются соответствовать ей, развивая Фресковский «Проект Венера», а другие называют все его проект шарлатанством. Да, он слишком неоднозначный, хотя сначала таковым не кажется.

Иногда Фреско забывает про врожденные инстинкты, условия выживания и прочие вещи, которые мешают нам жить, ругает религию, власть, но это мелочи. В глобальном плане он абсолютно прав, не зря ведь его называют последним живым мудрецом. Зарывается старик по мелочам. Но, все ради общей цели — сделать мир, (не страну) лучше.

1
«По всей видимости, моей учительнице это не понравилось: она схватила меня за ухо и протащила так всю дорогу до самого кабинета директора. Она пожаловалась директору: «Он не хочет давать клятву верности флагу». Директор посмотрел на учительницу и сказал: «Вы свободны, можете вернуться в класс».

Он обнял меня и спросил: «Почему ты не хочешь давать клятву верности? Все так делают», я ответил — «Когда-то все верили, что земля плоская, но плоской она от этого не стала». Он спросил: «А что ты думаешь об истории Америки?», я рассказываю самую суть того, что меня изменило, я ответил: «В учебниках по истории каждый говорит правильные вещи и хорошо поступает, это не похоже на настоящих людей, они ошибаются, делают неверные суждения, но этого нет в книгах по истории, в них все правы».


Тогда он спросил: «А что ты думаешь о методике обучения в нашей школе?». Я ответил: «Когда учитель говорит ребенку: «это неправильно» — это не дает ему никакой информации для развития, или же: «Этому я тебя не учила, в этом нет информации». Он спросил: «А что же тогда информация?», а я ответил: «Когда ребенок пишет слово «миг» с буквой «к», скажите — «Почти правильно, перепиши первые 2 буквы и замени «к» на «г», но не говорите просто — «неправильно», ведь в этом нет…», он сказал — «Мне придется вызвать твою мать». Я ответил: «Делайте то, что должны».

Моя мать пришла вся в слезах, как обычно — «Что он натворил?», он ответил: «Ничего он не натворил, но, похоже, наша школа ему не очень подходит», она взволнованно — «О боже, что с ним будет?», он говорит: «Не думаю, что вам стоит беспокоиться об этом, потому что я собираюсь отвести его в книжный магазин и купить ему любые книги, которые он захочет и разрешу ему читать их прямо в школе, я отгорожу ему место для этого и он должен будет приходить ко мне раз в неделю и отчитываться о том, что читает и почему он это читает».

Эта история, как несложно догадаться из его повествований, случилась в школе, когда он, будучи необычайно умным для своего возраста ребенком, отказался присягать на верность флагу. Некоторые видят в этом обыкновенные понты простого еврейского поца. Кстати, по поводу происхождения, многие почему-то думают, что у него французские или испанские корни, что лишь отчасти верно. Фреско — сефард, потомок тех евреев, которых Фернандо с Изабеллой нещадно погнали из Испании в 15 веке. Да-да, как пелось в легендарных куплетах: «кругом одни евреи». А вот Евгений Петросян — отец армян и мать армян.

Ну, так вот, мы привели эту цитату не для того, чтобы устроить судилище над наглым подростком, который по большому счету просто-напросто выпендривался.

Фреско сам говорил, что мыслить глобально его научил любимый дедушка, так что юниор просто ретранслировал заложенные в него знания. Здесь восхищает подход директора, к сожалению, таких педагогов меньше, чем золотых крупиц в речной грязи.
Не устраивай судилище над тем, кто не похож на остальных, как бы вызывающе он себя не вел, какие бы догматы он не преследовал. Обязательно выслушивай любую точку зрения, не спеши устраивать судилище. Именно он поощрил талант Фреско, и кто знает, что бы случилось с Жаком, если бы не предоставленные возможности. Кстати, кто-то из великих сказал, что высший талант — это умение раскрыть талант. Так что наше почтение этому замечательному директору. Но советовать выпендриваться, как Жак не рекомендую, не все поймут, гораздо проще неугодных устранять, чем поощрять.

2 Самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой ресурсы — это в буквальном смысле открыло мне глаза. Именно тогда я осознал, насколько катастрофическими являются последствия дефицита и как сильно он влияет на поведение людей и формирование их ценностей. На острове, после ловли рыбы, туземцы просто ходили и раздавали ее всем в округе. Рыбы было так много, что ее хватало на всех и даже сверх этого. Проблемы начинаются тогда, когда по тем или иным причинам, нет возможности прокормить целое племя. В этом случае человеческое поведение сильно меняется: они начинают прятать еду, воровать, обманывать и даже драться.

В 1939-1940 годах Фреско находился на островах Туамоту, где очень плотно общался с аборигенами. Их жизнь произвела на Жака неизгладимое впечатление, можно сказать, что они раскрыли ему глаза на испорченность мира. Выживание убивает в нас человеческое, и превращает в животных. Вместо того, чтобы решать проблему сообща, любое общество с остервенением борется за свое выживание.

3
«На протяжении всего времени основной мотивацией, которая побуждала меня делать то, что я делаю, было созерцание бесконечных войн, кризисов, бесполезных человеческих страданий, нищеты, коррумпированности и полного безразличия власти к проблемам людей. Серьезными стимулами для меня всегда были и остаются некомпетентность правительств и практически полное отсутствие предложений со стороны научных кругов.

К сожалению, большинство людей просто не видят общей картины: узкая специализация на отдельных науках и дисциплинах препятствует универсальному пониманию окружающей действительности.
Ученые и политики смотрят на возникающие проблемы изнутри той системы, в которой они находятся, в то время как именно эта система и является основной причиной этих проблем в первую очередь. Я очень разочарован теми, кто так усиленно работает над проблемами формирования других планет, когда на нашей родной Земле до сих пор войны, нищета и пренебрежение к проблемам окружающей среды.»

Одним из крупнейших потрясений для Фреско стала Великая депрессия. Вроде сырья достаточно, а заводы стоят. Вот так парализовало общество отсутствие денег.
Говоря о том, что люди не видят общей картины, Фреско имеет в виду именно глобальное мышление, и нежелание людей смотреть на мир чуть шире, понимать вещи, выходящие за пределы их обязанностей. Собственно, именно глобальное мышление и вмешательство стоят в основе одного из первых его проектов — проекта «Венера».

4 Когда вы научитесь забывать о своем ЭГО в пользу обмена идеями — это будет началом настоящего прогресса. Не забывайте, когда вам встречается человек с огромным самомнением, он просто пытается удержать позицию превосходства.

Вот и весь секрет человеческого тормоза. Только как в этом убедить самовлюбленных индюков — проблема.

5 Они действительно верят в то, что какой-то парень, сидя на небесах, создал мужчину и женщину, поместил их в чудесной красоты сад и, конечно же, потом вышвырнул их оттуда и этот парень любит всех и вся, между прочим.

Как говорится, классика. Хочешь, прислушивайся, хочешь, нет, но сказано ведь хорошо.

6

Нам нужно научиться не переоценивать людей. Ваши ожидания — вот причина ваших проблем.

Пора бы уже привыкнуть к тому, что человечество имеет особенность расстраивать. Это не позиция пессимиста, скорее уж позиция здравомыслящего человека.

7 Мы несправедливо заявляем, что человек — высшая ступень эволюции: этому учат в школе. Человек уничтожает океаны, рыбу, атмосферу и других людей. Пролетая над городом, нажимает на кнопку и сжигает всех жителей атомным оружием. Наивысшее ли он творение природы? Еще нет, на мой взгляд. Нам предстоит долгий путь. Мы либо создадим рай на Земле, либо уничтожим себя и впадем в забвение. Только будущее даст ответ. Каким оно будет — зависит от нас.

Практически в каждом своем выступлении Фреско трясущимся голосом предрекает Земле скорую гибель, если мы (человечество) не возьмемся за голову. Или, как вариант, не последует его примеру, и не вступит в проект «Венера». Собственно, это одна из тех причин, по которым многие не желают следовать его проектам.
Но если посудить, то он прав. Уничтожение ресурсов и атомное оружие на пользу не идут. Да, они решают проблему перенаселения планеты, но не таким же образом.

8 Когда государство ежегодно тратит 500 миллиардов долларов на оборонную промышленность и лишь два миллиарда на исследование среды нашего обитания, стоит задуматься, действительно ли на Земле существует разумная жизнь.

Такова жизнь. Зачем искать способы сделать жизнь всех людей на Земле лучше, если гораздо проще вести диалоги с позиции силы. Количество пушек не говорит о том, что ты живешь в совершенном обществе, оно лишь показывает, сколько денег уходит на эти страшные игрушки.

9

Вас делают похожими, чтобы было легче управлять. Когда начинается война, вас превращают в патриотов.

Вся суть патриотизма в двух предложениях. А знаешь, что еще плохо? Патриоты не хотят сделать мир лучше, они желают, чтобы в их стране было лучше, чем в других. А потом войны, угрозы, падающие самолеты, и удивление, почему мы не стали лучше жить.

10 Деньги важны в обществе, в котором ресурсы, необходимые для выживания, нормированы, и люди принимают деньги как средство их обмена на скудные ресурсы. Деньги — социальная условность или, если хотите, договор. Они не являются природным ресурсом и не олицетворяют собой таковой. Они не рассматривались бы как средство выживания, если бы только нам не внушили, что мы должны воспринимать их именно в этом качестве.

Голубая мечта Фреско — построить логичное общество без денег, где такие личности, как адвокаты и политики просто не будут существовать (в них не будет потребности). С появления товарно-денежных отношений, человечество все целеустремленнее делало себя рабом финансовой системы. От того и кризисы в относительном изобилии.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: