Евгений Онегин («Евгений Онегин», А.С. Пушкин)
Онегин кажется умным человеком, производит хорошее впечатление, пользуется уважением в обществе. Сам Пушкин не раз упоминал, что испытывает симпатию к своему герою. Однако мы не советуем равняться на Женю. Объясним почему.
В 26 лет он все еще не представляет, что делать со своей жизнью. Все знания Онегина поверхностны, он читает модные книги и проводит по 3 часа перед зеркалом.
Он закоренелый индивидуалист, законченный эгоист и ненавидит всех окружающих. На дуэли Онегин убивает своего друга Ленского, о чем, конечно, горько жалеет, — но думать раньше надо было.
Наш совет: уважай друзей, поставь себе цель в жизни и не крутись много перед зеркалом.
Евгений Базаров («Отцы и дети», И.С. Тургенев)
Молодой, красивый, стройный, умный Базаров тоже не пример для подражания. Казалось бы — почему? Базаров — убежденный нигилист, который следует только своим принципам и постоянно впадает в крайности. Он пугает окружающих своим умом и поразительной прямотой, которую легко спутать с грубостью. Искусство и романтика не признаются Базаровым: он лишен чувства восхищения природой, отрицает любовь и институт брака. Когда Базаров встречает девушку, в которую влюбляется, он начинает упрекать себя за слабость, полностью погружается в работу, чтобы хоть как-то заглушить чувства.
Куча нерешенных проблем, отрицание своих чувств и эмоций, цинизм и равнодушие — это явно тебя не украсит.
Андрей Болконский («Война и мир», Л.Н. Толстой)
Статный мужчина, благородный, образованный, волевой, уважает старших и любит свою родину. А потом он вдруг решает, что ничего, кроме славы, ему в жизни не нужно. И он готов оставить семью, которая ему наскучила, любимую, к которой давно остыли чувства, и сорваться на войну с Наполеоном. Однако погоня за славой приносит ему одни разочарования.
Мораль: известность и признание — это, конечно, хорошо, но не стоит ставить их выше близких людей в своих приоритетах.
Печорин («Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)
Печорин — красавец, хорошо образован, чувствует, что в нем сокрыты силы, которые тратятся впустую. Его не слишком заботит то, что ощущают другие люди, особенно это проявляется в его отношении к слабому полу. Он крадет черкешенку из дому, но она быстро надоедает Печорину. Девушка умирает, а он начинает добиваться внимания другой. Только расположив княжну к своей персоне, он заявляет, что не собирается жениться на ней. Женщину, которая на протяжении многих лет влюблена в него, он тоже оставляет после недолгого увлечения. Драма Печорина в том, что его чувства угасают быстро, и он просто методично бросает людей.
В общем, думай не только о себе и старайся не причинять боль окружающим, когда не уверен в своих чувствах.
Чацкий («Горе от ума», А.С. Грибоедов)
Чацкий представлен как единственный положительный герой комедии Грибоедова. Он получил хорошее образование, успел побывать на военной службе и даже влюбился в прекрасную и умную девушку. Только вот эмоции взяли над ним верх, и, устав от жизни в Москве, он внезапно отправился в путешествие, повидать мир. Чацкий отсутствовал 3 года, а о своем решении уехать даму сердца даже не предупредил, и за столь долгий срок ни разу не написал ей. Вернувшись, он понял, что у любимой уже есть возлюбленный, и воспринял это как предательство. Образованный и интеллигентный дворянин и борец за справедливость своей импульсивностью испортил отношения с девушкой, просто кинув её в игнор, а потом сам же ее в этом обвинил.
Совет: всегда бери ответственность за свою эмоциональность, иначе повторишь судьбу Чацкого, про которого потом много сплетен было.
Комментарии
(2)Интересная подборка. Но Онегина и Печорина их создатели и не пытались представить как примеры для подражания. Этот тип в литературе называется «лишине люди». Хотя, судя по воспоминаниям современников, сам Лермонтов тоже недалеко ушел от своего героя. А вот Базаров, тот да, показан Тургеневым как не понятый и недооцененный, до которого общество еще не доросло. А девушка, в которую он имел несчастье влюбиться, всё равно не ответила ему взаимностью, так что же ему оставалось делать? Болконский вряд ли на самом деле так мечтал о славе, скорее это был воинский долг плюс скука ,что с каждым может случиться. Что же касается Чацкого, то, конечно, это не дело, что он оставил Софью, уехав на три года, но как раз в предательстве он её не обвинял. Скорее, он поражается тому, насколько мелок и ничтожен её нынешний избранник и пеняет ей на то, что она сразу не призналась в том, что полюбила другого: «Зачем мне сразу не сказали ,что всё прошедшее вы обратили в смех?… Я тотчас с вами бы сношения пресек, и перед тем, как навсегда расстаться, не стал бы очень добиваться, кто этот вам любезный человек».
Продолжая эту тему, можно заметить, что все персонажи из этой подборки — как раз те, кто, как говорится, «плохо кончили» . Это драматические личности, которых — одних — характер, привычки и ценности, других — «непонятность» для общества того времени привели — кого к гибели, кого к полному разочарованию в жизни и т.д. Для полноты картины здесь не хватает еще Рудина, Раскольникова и Обломова. С этими и так всё понятно, да и вряд ли кто из современных молодых людей надумал бы подражать этим парням. Разве что Онегину с Печориным, но это у них выходит скорее неосознанно, или как месть всем девушкам за разбитое когда-то сердце.Гораздо интереснее было бы рассмотреть образы героев, которые задумывались авторами как стопроцентно положительные (толстовские Пьер Безухов и Константин Левин, Разумихин у Достоевского), или которые в итоге после сложной борьбы такими стали (Дмитрий Нехлюдов). Хотя этим парням современные герои тоже вряд ли станут подражать. Разве что другу Обломова Андрею Штольцу)))