Гений психологических триллеров Дэвид Финчер

Марат Бабаев
Август 28, 2018
2.7k
1
Герои
в избранное

После выхода «Социальной сети» режиссер фильма Дэвид Финчер в одном из интервью сравнивал свою работу со знаменитым «Гражданином Кейном». Он сказал примерно следующее: «„Гражданин Кейн“ — это картина про взрослого миллионера, снятая молодым гением. „Социальная сеть“ — фильм про молодого гения, снятый взрослым режиссером». В первом случае молодым гением Финчер называет режиссера «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, которому на момент выхода фильма было 26 лет. С этим трудно не согласиться, особенно если учесть, что этот фильм признан классикой мирового кино и многими авторитетными рейтингами называется одной из лучших картин за всю историю.

Но статус «гениальности» с той же охотой мы бы приписали и самому Дэвиду Финчеру. Тем более что его режиссерский дебют по голливудским меркам состоялся также рано. На момент выхода его первого фильма «Чужой 3» постановщику было всего 30 лет. Правда, судьба этой ленты совершенно не похожа на успех «Гражданина Кейна». Третью часть франшизы «Чужой» ждал прокатный крах, логично последовавший за трудностями в процессе его создания. Еще на момент съемок у Финчера возникли творческие разногласия с продюсерами, вследствие чего завершать съемки пришлось уже другому режиссеру. Несмотря на неудачный старт в игровом кино, сам факт того, что никому не известному молодому постановщику доверили работу над продолжением знаменитой франшизы, первые части которой сняли Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон, говорит о выказанном признании потенциала Финчера.

На самом деле свою режиссерскую карьеру Дэвид Финчер начал еще раньше. И, как у многих начинающих постановщиков, его путь начался с видеорекламы. Но талант молодого режиссера и новаторство его идей произвели такой эффект внутри индустрии, что он незамедлительно приобрел профессиональную известность и востребованность. В итоге вымощенная студийными декорациями дорога привела Финчера в Голливуд.

После «Чужого 3» режиссер иногда прерывал свою фильмографию вылазками на поля видеорекламы и музыкальных клипов, но по мере увеличения успеха делал это все реже. Что же касается успеха, то фамилию Финчера можно, пожалуй, назвать синонимом этого слова в рамках киноиндустрии. Мало того что его имя давно уже стоит в одном ряду с такими мэтрами кино, как Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Ридли Скотт или Стивен Спилберг, так стоит учесть и его относительно ранний возрастной успех.

Спустя 3 года после неудачного дебюта Финчеру предложили экранизировать сценарий про серийного убийцу под названием «Семь». Режиссер взялся за эту работу, в результате чего фильм стал хитом, с лихвой окупившись в прокате, а сам Финчер начал свое триумфальное шествие по подмосткам киноиндустрии. Можно приписать данный успех невероятно талантливому сценарию, можно указывать на звездный актерский состав (Морган Фриман, Кевин Спейси, Брэд Питт). Но, учитывая, что этот фильм и по сегодняшний день остается культовым образцом триллеров, следует признать в этом огромную заслугу самого режиссера. К тому же звездность актеров на тот момент была очень условной: Спейси и Питт, например, еще не успели сняться в своих самых известных фильмах.

«Семь» не только продемонстрировал миру талант Финчера, но и заложил продолженную им в дальнейшем традицию современного нуара: пасмурная погода и безликий город, темные переулки которого прячут фирменный финчеровский саспенс. Нечто похожее режиссер продемонстрировал двумя годами позже в своем фильме «Игра». А еще спустя два года он создал одну из самых успешных экранизаций за всю историю кино, перенеся на экран роман Чака Паланика «Бойцовский клуб». Этот тот редкий случай, когда фильм не просто оказался не хуже книги, но и вовсе принес небывалую популярность своему литературному первоисточнику. Из-за прокатных ошибок «Бойцовский клуб» собрал маленькую кассу на больших экранах, но впоследствии окупился за счет продаж на DVD. Мрачная нуарная композиция в фильме очень удачно передала нонконформистский посыл произведения, сделав «Бойцовский клуб» единственным в своем роде стильным психологическим триллером, в котором форма превалирует над содержанием, хотя и содержание, надо признать, способно напрочь снести голову.

Следующий фильм — «Тайная комната» — прошел в прокате относительно тихо, хотя и продолжает жанровую традицию Финчера, да и в целом не уступает по накалу большинству подобных картин. Затем у режиссера началась затянувшаяся пауза длиной в целых 5 лет, пока Финчер не заставил заговорить о себе снова знакомой ему темой серийных убийств в фильме «Зодиак». В этой работе есть все те же приемы, за которые мы любим картины режиссера, но то ли излишняя затянутость сценария, то ли недостаточный промоушен не привели к большому прокатному успеху.

Но уже к моменту появления «Зодиака» в СМИ просочилась новость про скорый выход нового фильма, в котором Финчер должен выступить в качестве режиссера. Это была экранизация одноименного рассказа Фрэнсиса С. Фицджеральда «Загадочная история Бенджамина Баттона». Сюжет картины и новаторская технология, позволяющая пропустить внешний облик героя через несколько возрастных этапов, недвусмысленно указывали на амбициозность проекта и явное посягательство на все основные кинонаграды. Но, вопреки ожиданиям, фильм хоть и окупился в прокате, но не вызвал ожидаемого резонанса. Даже 13 номинаций на «Оскар» не позволили «Баттону» затмить успех более ранних фильмов Финчера. Правда, именно за него режиссер получил свою первую оскаровскую номинацию.

Вторая номинация у Финчера появилась спустя два года за биографическую драму «Социальная сеть». Пожалуй, лучшего кандидата на роль режиссера для фильма про группу «яйцеголовых» программистов и придумать было нельзя. Именно благодаря его уникальному визуальному ряду фильм из качественной диалоговой драмы превратился в стильный эпохальный манифест про то, как интернет изменил жизнь людей.

В последующих двух картинах Дэвид Финчер вернулся к излюбленному для себя жанру психологических триллеров («Девушка с татуировкой дракона» и «Исчезнувшая»). В данных работах ты сможешь увидеть того самого Финчера, который так полюбился зрителям всего мира на ранних этапах карьеры. Фильмы этого режиссера объединяет не только атмосферность. Во многих из них отсутствует хеппи-энд, а визуальная динамика накладывается на сюжетную, словно картинка идет в такт с музыкой. Не зря ведь Финчер был когда-то прославленным клипмейкером. А сейчас он великий кинорежиссер, чьи фильмы стали классикой еще при его жизни. Это подтверждают и всевозможные рейтинги. Например, 5 из 10 игровых полнометражных картин Финчера занимают прочные позиции в Топ-250 «Кинопоиска».

Ходят слухи, что следующим фильмом режиссера станет вторая часть «Войны миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли. Данная информация официально еще не подтверждена, так же как и статус производства фильма. Конечно, не хотелось бы, чтобы мастеровитый постановщик расходовал свой талант на сиквелы про зомби-апокалипсис, вместо того чтобы подарить нам очередную стильную киноголоволомку. Но мы уверены, что даже в новом для себя жанре Финчер сможет показать что-то интересное. Тем более что он это делал не раз.

Клинт Иствуд: «Это печальное время в истории»