Где брать идеи для стартапа в 2020 году

Рустам Собиров
29 января, 2020
17.8k
0
Карьера и Бизнес
в избранное

«Просто, как палка. Гениально, как колесо! Ну почему, почему не я?» — первая мысль начинающего стартапера после прочтения новости о новом стартапе, сделавшем его создателя долларовым миллионером. Спешим огорчить: байка о том, что прорывные решения приходят во сне, сильно приукрашивает факты. Но ведь откуда-то берутся эпохальные идеи?

Компания Ingate помогает малому и среднему бизнесу быстрее находить клиентов в интернете и сама запустила несколько digital-стартапов. Ниже — больше десятка источников вдохновения, доказывающие, что отличные идеи можно генерировать практически из всего, что нас окружает. Открывай блокнот или заметки в своем i-гаджете и записывай советы, которыми с нами поделились настоящие профессионалы в этом деле.

Братья-футурологи


Замечал, что подавляющее большинство нынешних изобретений, так сказать, не первой свежести? Они уже были в книгах и фильмах о научной фантастике. Литераторы и режиссеры мало беспокоились о том, сбудутся ли их прогнозы, поэтому и не тормозили на поворотах фантазии. К удивлению, некоторые выдумки были реализованы. Заезженные примеры: космические путешествия, о которых писал Жюль Верн, и наушники-ракушки Рэя Брэдбери.

Если погуглить тренды ближайшего будущего, выпадут статьи о беспилотном транспорте, материалах, названия которых начинаются с «нано», и 3D-печати органов. Читай, смотри, следи за новейшими открытиями и разработками. Далее ты должен лишь размышлять: «Если в будущем будет работать это, то людям понадобится… ». Какие продукты, сервисы возникнут вокруг всех этих новых штук?

Инсайдеры

Если ты давно работаешь в отрасли и изучил ее вдоль и поперек, то знай: твоя экспертиза — пропуск в самые многообещающие ниши рынка. Большой процент успешных проектов создается инсайдерами — классными профи, которые знают свою отрасль изнутри.

Например, «отец» 3D-печати Чарльз Халл придумал новую технологию, работая в компании по созданию лаков для мебели. Затем он договорился с начальником и основал собственный стартап, который позднее вырос в мировую корпорацию 3D Systems. Особенно богаты идеями перекрестки отраслей — производство и IT, кулинария и образование, текстильная промышленность и спорт. Если ты разбираешься в своей теме — считай, что готов уйти от работы «на дядю».

Собственные проблемы


Попробуй что-то резко поменять в своей жизни. Устрой себе дауншифтинг не в Таиланде, а в глухом поселке под Сыктывкаром. Или стань родителем. Ты удивишься, сколько идей тебя посетит над грязным подгузником. Или внимательно присмотрись, какие проблемы человечества пока не решены, и подумай, что можно с этим сделать.

Случается, что проект, созданный для решения проблемы, живет, а заказчик уходит в небытие. Фотохостинг Flickr изначально создали для хранения изображений игры Game Neverending. Где сейчас эта игра, а где Flickr?

Чужая боль

Голод, холод, безработица, эпидемии, пробки, загрязнение природы, катышки в пупке — проблем у человечества хватает. Если копнуть в этом направлении поглубже, столкнешься с понятием инсайта, или функционального креатива. Инсайт — глубинная первопричина потребностей, истинные мотивы и чувства людей. Если найдешь его — половина дела сделана.

Именно так мы запустили самый стремительный из продуктов Ingate. Провели серию глубинных интервью с владельцами бизнеса и маркетологами и выяснили их боли. Главные из них — скорость достижения результата («год тестировали рекламу, а результата нет») и непрозрачность услуг от интернет-подрядчиков («сколько лидов я получу за вложенные деньги»). Так родился продукт Digital Complex, в котором мы фиксируем количество лидов в договоре и обеспечиваем поток заявок и звонков уже на вторую неделю работ.

Каша из топора


В мире уже придумана куча полезных и бесполезных вещей. Оглянись вокруг: некоторые из существующих благ так и ждут, чтобы по ним «прошлись напильником». Посмотри на привычные предметы, окружающие тебя в повседневной жизни, — как их улучшить, применить по-новому с небольшими доработками? Или возьми нелепое изобретение и подумай над его апгрейдом.

С помощью доработок на свет появились зонты с держателями для чашки, гладильные доски с зеркалом на оборотной стороне, прокручивающиеся сиденья у скамеек и… снежколеп! Казалось бы, в интернет-рекламе давно всё придумано. Но работая над Digital Complex, мы собрали собственный микс из лидогенерационных каналов. И получилось так, что новый продукт дает на 20 % больше заявок и услуг при том же бюджете. Улучшить и модернизировать можно почти всё. Перечитай для вдохновения сказку про кашу из топора.

Купи дешевле — продай дороже

Формула стара, как сама торговля. В истории остались заморские купцы, которых грабил еще Степан Разин, и постсоветские челноки с баулами турецких «брендов». Сейчас не нужно рисковать жизнью, переправляя товары по воде, и ездить за посылкой дальше таможни. Информационные технологии соединяют сердца покупателя и продавца не хуже «Дома-2»!

AliExpress породил тысячи (если не миллионы) различных бизнесов. Одни занимаются перепродажей товаров с наценкой, другие покупают лазерные станки для гравировки на собачьих ошейниках, третьи учат первых и вторых, как на этом подняться. Изменить мир с помощью перепродажи ты, конечно, не сможешь, но цель бизнеса не в этом, верно?

Заимствование


Не стоит обольщаться: большинство изобретений давно придумано. Поэтому заимствование — важный источник для малого бизнеса. Модные веяния ходят по миру волнами — на пике популярности то крафтовое сыроделие, то маникюрные салоны, то кофейни, то коворкинги. Эти волны можно заметить еще на горизонте, оценить и подхватить. Надежнее, чем изобретать некий «Цефалопод», и интереснее, чем тянуть франшизу.

Если пользоваться этим источником в отношении бизнеса покрупнее, есть опасность наплодить аналогов вроде китайских айфонов или Excel для домохозяек. На слух впечатляет, на деле же может прийти «хозяин» и затоптать в судах. Но спроси у создателей «ВКонтакте» и Samsung, считают они свои детища копипастом или нет?

Чудеса — за порогом

У каждой индустрии свои центры инноваций: IT — в Силиконовой долине, мода — в Париже, Милане и Лондоне. Иногда полезно взглянуть на интересную отрасль и разобраться в успешном бизнесе там, где они процветают, а потом перенести успешную модель в родную страну.

Говард Шульц привез для Starbucks из Италии идею позиционировать кофейни как место для общения за чашкой эспрессо. Понимания он не нашел, хлопнул дверью, открыл сеть своих кофеен и в итоге купил Starbucks. Сам знаешь, что из этого получилось.

Заплыв с акулами

Большие существа вольно или невольно помогают выживать тем, кто меньше, но проворнее или полезнее. В природе это называется симбиоз. В «ареале обитания» бизнес-гиганта находят себе место проекты помельче. Вслед за мегастройками вроде спальных микрорайонов, аэропортов, стадионов на свет появляются продуктовые магазины, барбершопы и кафе.

Жить в симбиозе с акулами бизнеса не зазорно. Билл Гейтс, например, тоже так считал: в 1975-м он прочел в журнале о новом компьютере Altair 8800 и тут же предложил для него готовый софт. Соль в том, что на тот момент будущий глава Microsoft блефовал, и ему пришлось напрячься, чтобы сдержать слово. Но мораль проста: следи за свежими новостями и вычленяй пользу для себя.

Вольный слушатель


Для некоторых людей генерировать идеи так же легко, как дышать: они просто фантазируют, выдавая мысли одна безумнее другой, и не собираются использовать этот дар в собственных целях. Если ты встретишь такого человека — слушай его, не жалея ушей: вполне возможно выцепить рациональное зерно в очередном потоке фантазий.

Идею SolarCity — компании по установке и обслуживанию солнечных батарей с миллиардным оборотом — «подарил» когда-то своим кузенам Илон Маск. Но не жди, что добрый дядя подсядет к тебе в метро и напоёт идею. Сам вызывай знакомых на разговор — обсуждай тенденции, рынки, свои соображения, обстановку в Гондурасе… Светлые мысли обязательно догонят тебя.

Искусственный спрос

Если ты тонко чувствуешь людей, попробуй создать спрос на ровном месте. Знание «внутренней боли» потребителей помогает создать эмоциональную привязанность и обеспечить успех своему проекту. Нормальный человек испытывает по меньшей мере благодарность к тому, кто выручает его в беде.

Один из лучших примеров искусственного создания спроса принадлежит горнодобывающей компании De Beers. В конце XIX века в ЮАР нашли залежи алмазов. Обработанные алмазы известны с древности, но ими обладали только правители и высшая знать. Простые люди не понимали толка в блестяшках. Когда алмазы De Beers вышли на мировой рынок, оказалось, что они никому не нужны. Тогда маркетологи запустили в массы стереотип — и через некоторое время кольцо с бриллиантом стало символом предложения руки и сердца. Немалую роль в этом сыграл Голливуд: в американских фильмах герои дарили своим любовницам бриллиантовые украшения. Так обработанный алмаз стал лучшим подарком для девушек и серьезной статьей расходов для мужчин.

Нашел идею — что дальше?

Казалось бы, логичная цепь событий: ты нашел свободную нишу, разработал идеальный товар, приходят люди, покупают — и наступает счастье. А получается обратное: время потрачено, продаж нет. И деньги кончились.

Здесь налицо первая и главная ошибка стартапера — решение преждевременных проблем. Подавляющее большинство бизнесов, стремясь выйти на рынок, пытаются допилить продукт до идеала, создать юрлицо, накупить макбуков, снять модный офис — в общем, стараются довести свое детище до перфекта. Но при этом они не понимают, кто и в какой степени в этом нуждается.

Если ты хочешь не просто запустить стартап, а жить на рынке долго и счастливо, то необходимо еще до старта проекта понять несколько важных вещей:

— имеет ли твой продукт шансы на жизнь в принципе (анализ рынка);
— какую боль он должен закрыть (позиционирование, уникальное торговое предложение);
— у кого конкретно болит (целевая аудитория и ее сегментация);
— поведение потребителей (карта пути пользователя);
— как вы будете зарабатывать (способы монетизации);
— реально ли заработать на твоей идее вообще (расчет прибыльности бизнеса).

Для мечтателей это тот еще квест, а для решительных и амбициозных практиков мы написали книгу «Digital для стартапа». В ней мы рассказываем, как запустить и продвинуть бизнес с помощью интернет-инструментов — быстро, без боли и потерь. Скачивай и находи новых клиентов, не дожидаясь чуда с небес!