В современном мире сложно найти человека, который не знал бы о том, кто такие зомби. В фильмах ужасов зомби — давно излюбленные злодеи поневоле. Мы с удовольствием наблюдаем за ними, о чём свидетельствует успех сериала «Ходячие мертвецы», многосезонного хоррора, который совершенно внезапно обрел бешеную популярность, и самых известных фильмов о зомби — «Война миров Z», «Зомби по имени Шон», «Я — легенда» и др.
Но знаешь ли ты, что на самом деле означает термин «зомби» и когда был снят первый фильм об этих существах? Давай обратимся к истории кинематографа, чтобы проследить нелегкий путь их развития.
«Белый зомби» (White Zombie), 1932
Да, ты не ошибся: первый фильм, стоявший у истоков жанра зомби-хоррора, вышел в далеких 30-х годах прошлого века. Правда, образ зомби тогда был больше связан с реальным значением этого слова. Ни о каких вирусах, заставляющих людей есть чужие мозги, в «Белом зомби» не было и речи.
Толчком к работе над фильмом в те годы стала история репортера Уильяма Сибрука, вернувшегося в 1929 году с Гаити и выпустившего книгу о культе вуду. В религии вуду зомби — это некое существо, душу которого забрал колдун, и следовательно, когда его хоронят, оно только кажется мертвым.
Продюсер «Белого зомби» — Виктор Гальперин — оперативно отреагировал на всплеск интереса к этой теме, и на экраны вышел фильм с обольстительным колдуном вуду Легендре (Бела Лугоши). Перевоплощение из Дракулы в фильме Тода Браунинга в не менее роскошного и опасного персонажа было эффектным и понравилось зрителям.
По сюжету картины к Легендре обращается за помощью Чарльз Беамонт (Роберт Фрейзер): любовь всей его жизни Мэделин (Мэдж Беллами) выходит замуж за другого. Легендре соглашается помочь и, воспользовавшись магией вуду, сначала «умерщвляет» девушку, а после воскрешает ее, запирая при этом в своем замке. В то же время жених Мэделин — Нел Паркер (Джон Харрон) — решает объединиться с охотником на зомби, чтобы вернуть свою невесту.
Мелодрама отходит на задний план, так как главное место в картине отведено скорее социально-политическим проблемам того времени. К примеру, одной из самых главных тем фильма является рабство, что подтверждает наличие в кадре зомбированных рабочих, которые не покладая рук трудятся на сахарном заводе. В общем, теперь ты знаешь, с чего всё начиналось, — значит, можем двигаться дальше.
7 фильмов из 70-х, которые отлично смотрятся даже сейчас
«Я гуляла с зомби» (I Walked with a Zombie), 1943
Картины о зомби меняли формат и в далеких 40-х годах — происходило это в основном как реакция на изменение национальных страхов и настроения общества. К примеру, «Король зомби», снятый в 1941 году, представил на экране квазисоветских шпионов, тем самым воплотив страх перед коммунистами, а картина «Месть зомби», вышедшая двумя годами позже, в 1943-м, указывала уже на страх перед нацистами, ведь по сюжету те с помощью заклинаний и радиации делали целые армии ходячих мертвецов, для того чтобы захватить Соединенные Штаты Америки.
Картина «Я гуляла с зомби» стоит немного в стороне от подобных страхов. Более того, фильм Жака Турнера даже можно назвать классическим фильмом ужасов, снятым смело и в духе своего времени.
Действие разворачивается в Западной Индии, куда отправляется медсестра Бетси Коннел (Фрэнсис Ди). Ее задача — заботиться о Джессике Холланд (Кристина Гордон), жене богатого плантатора Пола Холланда (Том Конуэй). Конечно же, спустя какое-то время между приезжей медсестрой и богатым хозяином плантаций возникает роман, и бедная Бетси узнает, что жена Холланда на самом деле зомби.
Да, фильм перекликается с «Белым зомби», и одной из главных его тем тоже является рабство, но взгляды режиссера рисуют для зрителя совершенно новый образ зомби, а также шокирующий финал, в котором точно нет места счастливой концовке.
«Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead), 1968
В конце пятидесятых годов интерес к теме зомби начал стремительно падать, а после выхода картины Эдда Вуда «План 9 из открытого космоса» (1959), в которой управлять зомби стали инопланетяне, стало окончательно понятно, что жанр себя исчерпал.
И тут появляется Джордж Ромеро и снимает «Ночь живых мертвецов», в котором необычно было всё — от инновационных спецэффектов до самой идеи о том, что зомби больше никому не подчиняются. Именно Джордж Ромеро определил правило для убийства зомби — выстрел в голову. Именно этот фильм стал отправной точкой для появления на экране полномасштабного зомби-апокалипсиса.
Кроме того, фильм Ромеро успешно шокировал: ребенок, убивающий свою мать, сцены поедания человеческой плоти, смерть близких. Что уж говорить о разрушении иллюзии защищенности собственного дома.
Но одной из центральных тем фильма снова становится социальное неравенство — правда, Ромеро выводит его на новый уровень. В доме оказываются шестеро человек, и они друг за другом проходят проверку на то, кто же первым сдастся и забудет про человечность. Социальный эксперимент не удается пройти лишь одному персонажу — состоятельному белому мужчине, отцу, человеку, который, в общем-то, является воплощением идеального члена общества. В последующих фильмах про апокалипсис мы часто можем наблюдать действие всё того же «социального эксперимента».
Кроме того, фильм Ромеро отреагировал на изменения правовой, политической и социальной систем и на фоне отмены расового неравенства показал шокированным зрителям чернокожего главного героя, который оказался увереннее, человечнее и сильнее духовно. И чем дольше зрители смотрят фильм, тем сильнее центральный герой начинает им симпатизировать. Впрочем, о счастливой концовке никто не говорил — режиссер окунает зрителей в отвратительную реальность, жестоко убирая с экранов персонажа руками полицейских. Не будем упоминать о «Рассвете живых мертвецов» и «Дне мертвецов», а лучше сразу перейдем к следующему культовому фильму.
5 наших любимых монстров из фильмов
«Обитель зла» (Resident Evil), 2002
На период с 80-х до конца 90-х годов о живых мертвецах опять забыли. Но вот человечество начинает испытывать страх перед массовыми эпидемиями, которые вызывают различные вирусы вроде гриппа. Трагедия 11 сентября ломает убежденность людей в личной безопасности, а на экраны выходит фильм Пола Андерсона «Обитель зла», где причиной появления зомби становится вирус — да не простой, а выведенный в секретной лаборатории.
Андерсон делает живых мертвецов уже вовсе не мертвыми, а зараженными неизвестным вирусом, а также показывает их еще более агрессивными. «Обитель зла» считается первопроходцем в создании быстрых зомби — у главных героев больше не остается времени на то, чтобы спрятаться за ограждениями, которые они могут построить, пока зомби подбираются к ним.
«28 дней спустя» (28 Days Later), 2002
Денни Бойл снял фильм о том, как группа зеленых врывается в лабораторию Кембриджского университета и через укус обезьяны заражается вирусом, провоцируя масштабную эпидемию в Великобритании.
«28 дней спустя» окончательно укрепила популярность быстрых зомби, которые были не убиты, а инфицированы. Именно после выхода картины Бойла мир увидел множество фильмов о динамичных зомби, например: «Поезд в Пусан», «Война миров Z», «Операция “Мертвый снег”» и «Я — легенда».
Быстрые зомби — это как метафора нашего общества: все мы находимся в постоянном движении, едва успевая за постоянно меняющимся миром, и все мы отчасти являемся зомби — в той или иной мере.
«Прочь» (Get Out), 2017
Рано или поздно это должно было произойти — и хорошо, что представлено это было именно таким знаковым фильмом, как «Прочь». Речь о том, что зомби, став окончательно похожими на человека, прекратили быть злодеями. В фильме они представлены скорее как жертвы — люди, которые подверглись зомбированию (то есть гипнозу). И это пугает не меньше, чем фильмы о кровожадных зомби, ведь почувствовать себя безвольным существом, обреченным на служение другому человеку, — такое себе удовольствие.
10 фильмов об эпидемиях и вирусах, которые заставят тебя сидеть дома