Электронная музыка, которая понравится даже не любителям жанра

Теодор Седин
Август 15, 2016
15.9k
3
Культура
в избранное

brodude.ru_15.08.2016_l4QK2Hbrh8l13
К электронной музыке у народа отношение как к PizzaHut после того, как ее прорекламировал Горбачев — настороженное, не все понимают, многие предпочитают более традиционные жанры. Но электронщина так разродилась всевозможными стилями, что произошел закономерный симбиоз с другими жанрами. Проще говоря, электронщина везде, причем с годов 60-х. Не спеши кривиться, есть исполнители и композиции, которые понравятся всем, даже тем людям, которые усиленно делают вид, что ничего кроме классики их чуткие души тронуть не может.
Самый неполный список в истории электронной музыки. Да, мы попытались задать рамки — «интересная и необычная электронщина», да включили сюда инди с трип-хопом, а все равно, написать про всех, кто заслужил упоминание, физически не получается. Автор просит пощады и прощения, застенчиво предлагая насладиться тем, что указано здесь, в этом самом списке.

1. Geneva Jacuzzi

Совершенно поехавшая барышня, начиная с псевдонима, и заканчивая клипами и текстами. Женская версия Джона Мауса, близкая подруга Ариэля Пинка, чего, собственно, и не пытается скрыть. Многие считают именно ее эталонной представительницей модной нынче волны girls on synths. И все-таки, ее атональный спейс-синтипоп в котором смешались дешевый ретрофутуризм и вульгарная античность звучит по-особенному. Зловещее звучание, в котором есть немного от цирка уродов, опер Орфа и праздных римских оргий идеально сочетается с ее безумными клипами, которые как будто были сняты психбольными по поручению Энди Уорхола и Тимоти Лири и выпущены на старом VHS (потому что иной раз кажется, что смотришь выступление Аллегровой на «Песне года-90»). И все же, эта дама очаровывает.

2. Steve Reich — It’s Gonna Rain

Как насчет музыки, от которой можно тронуться умом? Пожалуйста, слушай Стива Райха — одного из идеологов музыкального минимализма. Его странные, иногда не поддающиеся осознанию и пониманию, композиции играли даже симфонические оркестры, но самую прославленную на дудке не надудеть, на скрипке не наскрипеть. It’s Gonna Rain Come Out записывались по интересному принципу. Начало и конец пленки с записанной человеческой речью склеивались, образуя петлю. Эта запись в дальнейшем пускалась по кругу в оба канала с постоянно меняющимся смещением, так что получался фазовый сдвиг. Далее в композицию не добавлялось ни одного нового голоса, а лишь постепенно накладывались дальнейшие эффекты. К 12 минуте такого гипнотизирующего трипа звук из человеческого голоса превращается в футуристический пассаж. Получалось эдакое минимал техно за 30 лет до появления жанра. Сейчас для такого достаточно нажатия мыши, а тогда, в 65 нужно было здорово помучиться, чтобы добиться нужного эффекта.
Если ты доживешь до 12 минуты в добром здравии, то услышишь вместо звука заевшего винила, сводящего с ума нечто, напоминающее хор вопящих тасманских дьяволов из мультика, модестов из «Городка» и агрессивных психов, которые делали запись в открытом космосе. Во всяком случае, до того момента как изо рта потечет пена, в голове рисуются космические пейзажи.

3. Suicide — Rocket USA

Почти месяц назад скончался Алан Вега, ровно половина от нашумевшего и не хило повлиявшего на всю музыкальную культуру дуэта с не жизнерадостным названием Suicide. Вега пел, а другая половина коллектива — Марти Рев на сломанном Farfisa-органе выдавал монотонные, часто мрачные но неуклюже эффектные клавишные рифы. Звучание особенно ранних «Суисайд» способно удивлять до сих пор. Suicide стали своеобразным прототипом для надвигающейся «новой волны»: один парень стоит за синтезатором, второй — отчужденно завывает в микрофон. Только если у одних это получалось нелепо, то у Веги с Ревом невероятно гармонично. Нежный, эротичный, почти женственный голос Алана добавлял таинственности пространным рифам и странным потрескиваниям и шипениям. А ведь их называют чуть ли не первыми электронными панками. Разумеется по духу, ибо стилистически это был скорее, какой-то блюз-рок под прессом электронного гнета.

4. Xiu Xiu — Lawrence Liquors

Сумасшедшие булькающие синты вперемешку с то монотонными, то истеричными перкуссиями — Xiu-Xiu (произносится как «Шу-Шу»). Не стоит задаваться вопросом, почему ее вокалист Джейми Стюарт так истошно орет. Этот человек вообще-то с удовольствием пел о том, насколько яростно он себя ненавидит, и о своем желании жестоко изнасиловать американского президента.
Их своеобразные рефлексии на тему человеческого существования до сих пор привлекают сетевых маргиналов всех мастей: от сычей и хикканов, до мажоров-хипстеров, инфантильных недоумков, и политизированных юношей и девушек, борющихся за права, в том числе и меньшинств. В 2010 году Xiu Xiu записали кавер на альбом Joy Division «Unknown Pleasures», где весьма иронично обставили нытье Йена Кертиса. Действительно, Стюарт и какая-то баба шикарны.

5. Пахом и Вивисектор — Фламбе из жопы Люцифера

Странно увидеть Пахома в одном списке с электронщиками, но если задуматься, то все довольно логично. В их творчестве с Вивисектором намешано много жанров и стилистик, однако есть откровенно электронные песни.
У Пахома ничего не изменилось: жизнь — по-прежнему веселый карнавал. Пахом в образе юродивого по-прежнему перекрикивает дискотеку, пока Вивисектор заводит музыку в диапазоне от прыткого электроклэша, гомерического техно, призрачного рокабилли или мутировавшего во что-то странное. Пахом горланит дурным голосом нетрезвые куплеты, отрешенно зачитывает байки или выкрикивает тексты вроде «Ручищей жах по башке, ножищей бах, и ручищей ему бах, и руку сломал!». Впрочем, все остросоциальное и актуальное. Их новый альбом Arcadia — это очередной традиционный взрыв мозга под добротную музыку, под руководством очень странного конферансье, певца и акына одновременно.

6. Xeno & Oaklander – Blue Flower

Надо разбавить подборку чем-то нежным, красивым, эфемерным и чутким. Каким-нибудь minimal wave дуэтом, где сплелась любовь к аналоговым синтезаторам и невероятная мелодичность души.
Когда заезжая франко-норвеженка с маленьким лицом Лиз Вендельбои и американец Шон Макбрайд объединив общий взгляд на мир как-то сразу нашли в себе силы для того, чтобы создать концептуальный ретроспективный альбом.

Их отчужденность, холодность, философичность, кинематографичность, и удивительная работа над звуком, все это создает им репутацию, завоевывает армию поклонников и выделяет их на общем фоне. Тревожные мотивы, рифы из 80-х, общая меланхолия и хрустящий звук стали донельзя модными и актуальными. Их ретрофутуризм кажется как никогда актуальным и свежим.
Клип, кстати, любительский, снимал один крайне талантливый парень из нашей страны. Но он как нельзя лучше подчеркивает инфернальную тревогу и красоту музыки.

7. Fad Gadget — Collapsing New People

К сожалению, Фрэнк Тови, выступавший под псевдонимом Fad Gadget уже 14 лет как умер. А ведь без этого сумасброда с красивым аристократичным лицом не было бы современной электронной музыки. Некоммерческий Depeche Mode, в котором вместо отчетливых и мелодичных рифов всюду наточенные лезвия, битое стекло, и все что режет, цепляет, ковыряет. Тови использовал всего лишь два «живых» инструмента: электродрель и человеческий голос; все остальное сделали синтезаторы. Получался экспериментальный электронный рок, выстроенный на элементах пост-панка и раннего индастриала, а сам Тови до сих пор считается одной из наиболее значительных культовых фигур раннего пост-панка.

8. Kraftwerk — Metropolis

Kraftwerk — немецкая скорее не группа, а «организация». Собственно так, «Organisation», и назывался краутрок-коллектив, который повлиял и многократно задавал направление всей электронной музыке, примерно как война меняет историю. Они играли и краутрок, и концептуальную электронную поп-музыку, и одними из первых поменяли настоящую перкуссию на электронную, и всегда умудрялись умело смешивать концептуальность и экспериментальность.
В 70-е они доминировали в своем жанре, как никто другой. Полностью синтезаторные аранжировки, музыкальный минимализм и роботизированный вокал подкупали и привлекали внимание. Их влияние на возникновение таких жанров, как Synth-Pop, Electro, Hip-Hop и Techno можно сравнить с теми добродетелями и пороками, которым учат родители своих чад. И вот что поражает, монотонное постукивание синтезированных ударных и зацикленные меланхолические мелодии с режущим спокойствие вокалом удивляли и казались необычными как в 70-е, так и в наши дни.

9. Röyksopp — Happy Up Here

Норвежцы Röyksopp образовались в начале 2000-х и сначала писали музыку для Infected Mushroom. А потом решили, что сами способны на большее. Так началась жизнь, полная затворничества в студии, и попытках записать что-то стоящее. Получилось гораздо интереснее и разнообразнее, чем во время «грибного периода». Некоторые их песни тревожные как погоня, некоторые дерзко и беззастенчиво попсовые, а некоторые на удивление веселые и непринужденные. А так ведь сразу и не скажешь.

10. Massive Attack — Girl I Love You

Пионеры трип-хопа за свою историю с кем только не спели, как каким только фильмам саундтреки не писали — статьи не хватит, чтобы все описать. Их монотонный бас и периодически возникающие всплески вводят в блаженный транс получше всяких портишхэдов. Это саундтрек Алисы, потерявшейся в зазеркалье, Нео, запутавшегося в «Матрице», Ежика, постигающего истину в тумане. Все хорошо, если б только не взялись перепевать «Все идет по плану». Не знаешь о чем песня — не берись, тварь! А петь со стариками вроде Хораса Энди, чей голос сдобрен женственными нотками — всегда пожалуйста.

11. Charles Dodge’s — He Destroyed Her Image

Чарльз Додж вовсе не музыкант, а один из немногих людей своего времени, занимавшихся исследованиями в области компьютерной музыки. Его первая пластинка 1970 года Earth’s Magnetic Field записана с использованием звуков, сгенерированных с помощью модуляции данных, полученных в результате анализа магнитного поля земли. Настолько все сложно. На второй пластинке Synthesized Voices он раскладывает человеческий голос на крошечные составляющие и заново регенерирует его с изменениями в тональности и тембре. Одним словом, авангард с научной точки зрения. Если звуки вроде «яо щииии. оатропаооо. Апе. Аоеапора» и ничего больше (ни нотки ни слова нормального) соответствуют твоим музыкальным предпочтениям — то милости просим к патифону.

12. Anton Maskeliade

Добавим немного нашего, родного, не одним же Пахомом наслаждаться. Вот перед тобой Антон Маскелиаде — электронный музыкант-экспериментатор, лауреат премии Курехина и один из первых артистов в мире, управляющих музыкой и видео с помощью жестов с технологией leap motion.
Любители жанра хорошо знают Антона, как никак, человек выступал на Glastonbury, Fusion, играл в Европе и в Америке. А все потому, что врожденная тяга к новаторству не дает халтурить. В своих треках Маскелиаде смешивает акустический инди-фолк с IDM, и одно словно растворяется в другом. Эфемерные фрагменты делают его музыку запоминающейся и целостной. надо ж додуматься, использовать в композиции крики «арабской весны». Он то в авангарде, то в попсе, а его выступления то музыкальный, то аудиовизуальный шедевр. Талантливо и приятно для души, рекомендую!