Слушай подкасты нашей студии
Слушать
Экология в терминах, и почему их важно знать

Экология в терминах, и почему их важно знать

2019 год стал самым жарким в истории человечества: были побиты температурные рекорды в Африке, Европе, Океании, на Гавайских и Карибских островах. Ледники Гренландии начали таять, из-за чего уровень моря поднялся. Под конец года затопило Венецию, и товары из бутиков плавали прямо по улицам. В России горела Сибирь. В довершение всего начались пожары в Австралии, за которыми последовали затяжные дожди с крупным градом, уничтожившим урожай. Всё это — последствия того, что делает человек, не задумываясь о вреде пластика и повышении средней температуры.

Сегодня интересоваться глобальным потеплением и прочими экологическими проблемами — это не тренд, это то, о чём должен знать каждый в обязательном порядке. Потому что каждый из нас вносит свой вклад в разрушение планеты. И пока второй запасной планеты у нас нет, нужно как-то решать проблемы на этой.

Для того чтобы знать способы борьбы с изменением климата, необходимо быть знакомым с самыми важными экологическими терминами. О них мы и расскажем.

1. «Углеродный след»

Говоря об углеродном следе, обычно подразумевают то количество углерода, которое выбрасывается человеком за какой-то определенный промежуток времени или же организацией при производстве продукта. Также к этому приписывают и термин «углеродно-нейтральный» — этими словами обозначают процесс производства, которое не подразумевает чистого выброса CO2. Углеродной нейтральности можно достичь путем компенсации выбросов углерода.

В конце 2019 года внимание к углеродному следу привлекли британские группы Coldplay и Massive Attack. Первые заявили о том, что после их выступлений природа страдает еще больше, чем те, кто не попал на концерты: на фестивалях слушатели загрязняют природу обертками, бутылками и прочим мусором, а во время активных перелетов вырабатывается еще больше углерода. Именно поэтому Coldplay отменили свои выступления до тех пор, пока они не станут «‎экологически выгодными».

Вслед за ними Massive Attack объявили о намерении создать углеродную карту за время их турне — это поможет другим музыкантам и ученым продумать выступления с минимальным ущербом для окружающей среды.

2. «Устойчивость»

«Устойчивость», или «устойчивое развитие», обозначает использование ресурсов планеты только с расчетом на их возврат. Например, к устойчивым источникам энергии можно отнести энергию солнца и ветра, а к устойчивым материалам — бамбук, дерево, солому, опилки, которые способны разлагаться биологически.

Термин «устойчивость» подразделяется на другие его виды. Например, устойчивым транспортом называют тот, который помогает снизить уровень воздействия на окружающую среду. К нему относят велосипеды, электромобили, железнодорожный транспорт, автомобили на эко-топливе. Устойчивым средство передвижения становится и в том случае, если оно используется для перевозки большого количества пассажиров (например, общественный транспорт или транспорт для совместных поездок).

Устойчивая мода также предполагает уменьшение вреда для окружающей среды при производстве. По большей части в понятие устойчивой моды включаются переработка, использование биоразлагаемых материалов и вторичное использование. Также к этому термину можно отнести и другой — медленная мода. Так называют отказ от бесконечных покупок дешевых вещей из масс-маркета, которые, как правило, не подвергаются переработке или биоразложению.

3. «Переработка»


Переработка использованных материалов или продуктов —одна из главных составляющих сохранения окружающей среды. Если мы перестанем что-то покупать и начнем перерабатывать или использовать вторично, то цикл потребительства будет похож на природный. Переработка бумаги, картона, пластика, одежды и прочего поможет сохранить баланс между производимым и потребляемым.

В целях координации процесса переработки многие магазины и компании уже внедряют политику переработки. Магазин одежды H&M принимает старые вещи, предоставляя возможность получения скидки на следующую покупку, а компания IKEA принимает домашний текстиль и постельное белье. В России на переработку принимают даже обувь — такую возможность предоставляют Rendez-Vous и Vagabond.

4. «1,5 градуса по Цельсию»

Ровно столько необходимо добавить к существующей средней температуре, чтобы мир погрузился в климатический апокалипсис. Все мероприятия, которые проводятся в поддержку сохранения планеты, направлены в первую очередь на то, чтобы остановить повышение уровня моря, изменение количества осадков и увеличение пустынь.

К не менее острым вопросам последствия потепления также относят частоту экстремальных погодных явлений, вымирание биологических видов, окисление океанов. Все они способны негативно повлиять на урожай, а следовательно, на количество производимых продуктов питания и всеобщую миграцию. Люди из регионов с жарким климатом вынуждены бежать в другие места — таким образом места обитания остаются покинутыми.

5. «Органический»

В первую очередь, говоря «органический», имеют в виду продукты питания — те из них, которые были выращены или добыты без применения синтетических удобрений, пестицидов и регуляторов роста. Генетически модифицированные продукты также не относятся к органическим.

При устойчивом производстве одежды и обуви в последнее время стали всё чаще использовать экологичные — органические — материалы. Органическая одежда, как правило, изготавливается из натуральных тканей, но по особым технологиям, которые позволяют сохранить как можно дольше внешний вид вещи, ее цвет и характеристики. К органическим тканям относят бамбук, лён, шелк, крапиву, сою, хлопок.

Органическими можно назвать и некоторые продукты бытовой химии. Они не вызывает отравления, не вредят окружающей среде и не тестируются на животных. Такие средства активно продвигаются изготовителями (iHerb, Hoff, Organica и другие).

6. «Осознанное потребление»

Покупая одноразовые или ненужные вещи, мы даем производителям сигнал, что нам это необходимо: чем выше наш спрос, тем больше предложение. Из этого следует, что и углерод будет выбрасываться чаще, и ресурсов потребуется намного больше. Так бесконечный круг изменения климата никогда не разорвется. Но если подходить к приобретению материального осознанно, то этого можно избежать.

Наиболее наглядным и распространенным примером осознанного потребления можно назвать отказ от пластиковых изделий. Вместо одноразового пакета из «Магнита» ты можешь обзавестись компактным шопером для покупок и своим термостаканом, который заменит одноразовые в кофейне. Если же переход на собственную посуду тебя пугает, откажись от пластиковой крышки — именно эта часть стаканчика не перерабатывается. Вместо пластиковой зубной щетки можно использовать бамбуковую. Нет никакой сложности в том, чтобы ее достать, и в то же время она более полезна для самих зубов, так как щетинки прорабатывают угольным напылением.

Осознанное потребление относится не только к продуктам из пластика. Так, например, если ты будешь покупать столько еды, сколько сможешь съесть, не придется выбрасывать ненужные остатки или сгнившие фрукты. Если каждый начнет относиться к покупкам и своей жизни в целом более осознанно, то у планеты, возможно, появится шанс на выживание.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(1)