Герои

Эдгар Аллан По:
изучая тёмные стороны человеческого разума

  • 15333
  • 6
  • Иван Калягин
brodude.ru_10.06.2015_E8bmdyfXOwCFU
Нет одиночества страшнее, чем одиночество в толпе.
Эдгар А. По

Будущий поэт и писатель родился в Бостоне в 1809 году и умер спустя 40 лет после рождения. За эту относительно короткую, но бурную жизнь, он смог стать свидетелем многих лишений, выпавших на его голову.

Эдгар Аллан По – одна из тех личностей в истории, которую несомненно можно назвать частью фундамента, сформировавшего современную культуру и литературу в частности. Поэтому нам становится удивительно от того, что США, его родина, не признавали в нём гения. А известен он был в лучшем случае как литературный критик, а также редактор некоторых литературных журналов. Критик По был безжалостен к своим современникам, но он также мог с легкостью угадывать удачные литературные произведения, которые производили большее впечатление на людей.

Лучшие умы ХIХ столетия, среди которых французский поэт Шарль Бодлер, а также русский поэт Константин Бальмонт, восхищались той странной поэзией Эдгара, благодаря которой во многом и появилась культура декаденства. Некоторые из проклятых поэтов считали Эдгара По своим духовным наставником и находили в его мыслях вдохновение. Но это не единственная заслуга литературного гиганта. Само образование таких жанров, как детектив, мистика, в какой-то степени хоррор и психологический триллер, является прямой заслугой писателя. Он крестный отец этих жанров. В России Эдгар По был всегда популярен, о нем хорошо отзывался не только Бальмонт, но и Брюсов, Достоевский, Александр Блок.

Эдгар По – воплощенный экстаз, "планета без орбиты" в изумрудном сиянии Люцифера, носивший в сердце безмерную остроту и сложность, страдавший глубоко и погибший трагически.
Александр Блок

Углубление в темные глубины человеческого сознания является определяющей чертой творчества По, но есть и другие. Язык поэзии и язык прозы писателя несколько разнятся между собой. Если проза всегда четко вымеренная, несколько сухая и, как кажется на первый взгляд, напичкана многочисленными сугубо профессиональными определениями, то поэзия Эдгара легкая и соответствует духу романтизма. Но романтизм По – печальное отражение этого стихотворного стиля. Он ни в коей мере не может быть сравним с чувственными и героическими стихами Байрона или символическими произведениями Уильяма Блейка. Обычные сюжеты в его поэзии – это любовь по безвременно скончавшейся любимой, строгая и печальная судьба, фатализм, образы смерти и чего-то погибшего.

Поэзия во многом направлена внутрь писателя, ею он изучает свои чувства и пытается понять те события, которые происходят или произошли в его жизни, но проза имела совсем другое свойство: в ней Эдгар По пытался постичь окружающий мир, он экспериментировал над человеческими страстями и изучал больной человеческий разум.

Трудно понять причину его бедствий и неприятия его американским читателем тех лет.

Никто не знал до него, что сказки можно соединять с философией, он слил в органически – цельное единство художественные настроения и логические результаты высших умозрений, сочетал две краски в одну и создал новую литературную форму, философские сказки, гипнотизирующие одновременно и наше чувство, и наш ум.
Константин Бальмонт

В детстве Эдгару повезло. Мальчик остался без родителей, его усыновил зажиточный купец из Вирджинии – Джон Аллан. Поэтому он во многом был лишен тех трудностей, с которыми сталкивались другие дети его времени. Родители не жалели денег на воспитание и развлечения молодого Эдгара. Ему давалось лучшее образование, доступное американцу, у него были свои собаки и даже своя лошадь. Юность он провел в престижном британском пансионе, после которого поступил в Ричмондский Университет, который только был основан. Но проучился По всего один год и богатая жизнь будущего писателя моментально закончилась.

Не секрет, что Эдгару По не были чужды ни азартные игры, ни выпивка. Джон Аллан, его отец, не мог терпеть пьяные выходки своего приёмного сына, он также не стал оплачивать карточные долги Эдгара, что и послужило уходу последнего из дома. Карточный долг, как известно, считался не просто обычным долгом, а долгом чести. То, что требуется отдать в любом случае, если ты хочешь называть себя джентльменом. И сколько бы мы не искали вину Джона Аллана в этом конфликте, апогей которого пришелся на 17 год жизни Эдгара, мы вряд ли сможем найти её. Привычная многим история твердого по своим убеждениям отца и молодого, совершающего многочисленные ошибки сына. Быть может, негативное отношение к увлечению поэзией и литературой, которое имело месть быть у отца Эдгара, довершило этот конфликт.

Дальше жизнь писателя напоминает жизнь авантюрного скитальца. Вернувшись в родной Бостон, Эдгар спустил все свои деньги на поэтический сборник "Тамерлан и другие стихотворения", этот сборник был провальным. Когда стало совсем туго, то он под вымышленным именем нанялся в армию, где, прослужив один год, получил чин сержанта-майора. Но отсутствие средств вынудило покинуть военную службу и снова просить Джона Аллана о помощи, которая была ему предоставлена. Тем не менее совсем скоро Эдгар снова отправился в путь.

Через кровные родственные связи он сумел всё-таки выпустить свой неудачный сборник в свет, который попал в магазины и библиотеки. Но успех его не ждал. После Аллан уговорил своего беспечного сына снова заняться своим образованием. Не без трудностей он добился для сына места в военной академии. В течение всего лишь одного года Эдгар сделал всё возможное для того, чтобы его исключили, чем снова испортил свои отношения с заботливым отцом.

И можно было бы долго описывать взаимоотношения с приёмной семьёй, но стоит выделить, что даже после таких событий Джон Аллан долгое время выделял некоторые средства на жизнь своему сыну, пускай их с трудом хватало на пропитание.

К концу жизни, несмотря на то что Эдгар успел побывать и относительно видным критиком, и редактором некоторых литературных журналов, он всё же не мог накопить те средства, которые помогли бы ему отойти от границы нищеты.

Возможно, его страсть к алкоголю, так яро описываемая многими публицистами, действительно имела место быть, но слова многих знакомых писателя, а также уверения самого По по этому вопросу наталкивают на мысль, что весь этот слух про "алкоголика поэта" – не более чем слова недоброжелателей, а также просто неудачная интерпретация состояния писателя.

Дело обстоит таким образом: в привычках своих я решительно воздержан и не пренебрегаю ни одним из естественных правил, соблюдение которых необходимо для поддержания здоровья, то есть встаю рано, ем в меру, не пью ничего, кроме воды, регулярно и подолгу занимаюсь физическими упражнениями на открытом воздухе. Однако это моя частная жизнь – жизнь, отданная наукам и литературе и, разумеется, скрытая от постороннего взгляда. Стремление к обществу овладевает мной лишь тогда, когда я возбужден вином. Тогда и только тогда я имел обыкновение отправляться к друзьям, которые, редко видя меня в ином состоянии, а точнее сказать, не видя никогда, считают само собой
разумеющимся, что я нахожусь в нем всегда. Те, кто действительно знает меня, знают, что это не так...
Эдгар Аллан По, письмо редактору Уикли Юниверс

Из этого письма мы видим взгляд самого писателя на обидные обвинения в невоздержности. Верить ему или нет – дело индивидуальное, однако мы предпочитаем считать, что все обстояло именно таким образом, как описывает его сам автор.

Его душевные и физические силы были омрачены весьма трагическими событиями. Возлюбленная и жена, которая также приходилась ему кузиной, Вирджиния Клемм, страдала туберкулезом и постоянно находилась на границе жизни и смерти. Она умерла в юном возрасте, оставив поэта одиноким до конца своих дней. Да, Эдгар По пытался влюбляться и любить, но у него больше не было той привязанности, которую он некогда испытывал к своей кузине.

Большой литературный успех не был замечен в жизни писателя, однако он печатался в таких журналах как "Burton’s Gentleman’s Magazine", "Graham’s Magazine", особое внимание людей вызвала его мистификация "История с воздушным шаром", которая была опубликована популярной газетой "Sun". Тогда редакцию "Sun" прямо атаковали толпы удивленных граждан, которые подумали, что история – чистая правда.

Чувство правдоподобия всегда являлось визитной карточкой писателя. Достигалось оно благодаря точной терминологии, а также несколько публицистическим, "отчетным" стилем написания. Писатель не просто выдумывал сюжеты, он активно изучал те вещи, о которых писал. Он интересовался всевозможными техническими тонкостями, а также старался минимизировать вымысел в прозе. Самые незначительные, на первый взгляд, детали умело замечались наблюдательным По и вставлялись в рассказы, что предавало им свой собственный, ни на что не похожий стиль.

Трудно выделить что-то определенное, написанное Эдгаром Алланом По, что можно включить в список "рекомендовано к прочтению", но я постараюсь всё же упомянуть некоторые его произведения.

Пускай поэзию сейчас читают не так часто, как ранее, но всё-таки стихотворения Эдгара По стоит прочесть для общего развития каждому. Одно из них – "Ворон" в переводе Константина Бальмонта, другие – "Линор" и "Спящая". Все они обладают уникальной атмосферой, а перевод выполнен настоящим профессионалом своего дела.

Если касаться рассказов, то весьма интересен "Бочонок Амальтьяго", который повествует о сладкой мести, которую главный герой навлек на своего бывшего друга. "Сердце-Обличитель", "Колодец и Маятник", "Человек Толпы" тоже имеют свою прелесть. Описать их задумку и суть – значит рассказать о сюжете произведений, что является дурным тоном по отношению к читателю. Одно можно сказать точно: По активно использовал различные фобии, которым был подвержен сам. К примеру, он страшно боялся быть похороненным заживо, и эта тема активно используется им в прозе. Если посмотреть на жизнь писателя и его бегства от "нормальности", от учебы в престижных заведениях и всяческих ограничений, то становится понятны источники этих фобий.

Эдгар По умер на 40 году жизни, причина его смерти до сих пор остаётся не выясненной. Смерти предшествовали внезапные приступы, потеря памяти, буйство, бред и коматозное состояние. Существует множество версий, начиная от отравления алкоголем, внезапным приступом, эпидемией холеры и заканчивая убийством. Достоверно известно лишь одно: 7 октября 1849 года великого писателя не стало.