Золотая эпоха JRPG наступила в середине 90-х, когда каждая игровая консоль стремилась заполучить собственные яркие эксклюзивы. У PlayStation была неотразимая Final Fantasy, у Sega — Phantasy Star, даже 3DO попытались создать собственную серию Lucienne’s Quest, но приставка прожила слишком недолго, и франшиза свернулась после первой игры.
Главной чертой настоящих или классических JRPG являются неспешные бои, проходящие в пошаговом режиме. У игрока есть время, чтобы подумать над тактикой и раздать команды членам группы. Теперь такая система не в моде, и Dragon Quest XI, наверное, остаётся последней большой JRPG.
Конечно, можно возразить и привести несколько примеров из «инди-подвалов», но кроме пошаговых боёв хочется видеть ещё и красивую современную графику, а не пиксельный закос под олдскул. Если графика для тебя неважна, то вместо любительских поделок куда предпочтительнее будут настоящие старые хиты, вроде того же Chrono Trigger, Breath of Fire и двух десятков других франшиз.
Dragon Quest vs Final Fantasy
Такое сравнение неизбежно, ведь это прямые конкуренты ещё с середины 80-х. В эпоху PlayStation One лидерство FF казалось неоспоримым. Она очевидно превосходила конкурента и по графике, и по разнообразию игровых механик, однако после десятой части свернула куда-то не туда. Dragon Quest, напротив, продолжала гнуть свою линию, сохраняя привычные визуальные черты и, что намного важнее, классическую боевую систему.
Final Fantasy всегда старалась быть серьёзной и глубокой, поднимая перед игроком вопросы вселенского масштаба. В Dragon Quest всё немного проще и уж точно не так мрачно. Этот мир наполнен яркими красками, милыми, но до невозможности наивными персонажами, простыми и понятными мотивами: есть безусловное зло, и есть такое же безусловное добро. Последнее должно победить — вперёд, приключение началось! Так игру и следует воспринимать: это просто добрая детская сказка с вполне соответствующим визуальным оформлением.
Вероятно, перед нами тот редкий случай, когда слияние и монополизация пошли на пользу. Дело в том, что бренд Final Fantasy принадлежал компании Square, а Dragon Quest — детище Enix. Сегодня мы знаем эти компании как единую Square Enix. Необходимость в конкуренции исчезла, и потому FF стала полем для самых смелых экспериментов, оставляя классическую нишу Dragon Quest.
7 условностей, которые испортили игры
Наивная и добрая сказка Dragon Quest
Весь сюжет Dragon Quest XI является набором поучительных историй, ориентированных прежде всего на детей и подростков. Эти истории учат ценить друзей, прощать обидчиков, быть верным своему слову и любить русалок. Ладно, прямо любить русалок необязательно, но нужно попробовать их хотя бы понять. Русалки ведь живут 500 лет, притом очень падки на человеческих моряков, но их любовь всегда несчастна из-за скоротечности жизни людей. Мишель, раскинув свой шикарный хвост, всё ещё сидит на отмели в ожидании прекрасного юноши. Она просит героев отыскать избранника, но вскоре выясняется, что парень давно постарел и, вообще-то, умер. Таким образом игра объясняет, что жизнь коротка, юность быстро пролетит: сегодня ты бравый молодец, а завтра — дряхлый старик.
Как и подобает детской сказке, сюжет напичкан «роялями в кустах». Чудесное спасение всегда приходит в нужный момент: когда герои отчаянно нуждаются в чём-то, это «что-то» непременно материализуется, будь то шикарный корабль, которому позавидовал бы королевский флот, или внезапно присоединившиеся к группе новые герои (которые решили пойти с тобой просто потому, что им по пути). Какой-то глубины и серьёзности, присущей Final Fantasy, здесь искать не стоит. Dragon Quest изначально была другой и создавалась под несколько иную аудиторию.
Tomb Raider: почему Лара Крофт такая особенная
Визуализация и мир Dragon Quest XI
Визуально игра больше всего походит на серию Ni no Kuni. Своеобразный микс из мотивов Миядзаки и классической Dungeons & Dragons. В общем-то, большая часть монстров взята именно из легендарной настольной игры. Враждебные существа не выглядят угрожающе, даже когда перед игроком появляется гигантский осьминог или другой сюжетный босс. Однако внешность обманчива — забавные великаны или слизни с мультяшными скелетами вполне могут уничтожить группу. Более того, примерно с середины игры это становится серьёзной проблемой.
Кроме классических пошаговых боев в Dragon Quest XI классическая система прокачки — без подгонки врагов под уровень группы. Это исключает возможность пролететь игру, просто следуя по сюжету и не отвлекаясь на дополнительные задания. Тебе придётся либо выполнять подобные задания, либо периодически фармить опыт, убивая случайных монстров. Хотя, скорее всего, придётся делать и то и другое.
Такой подход нравится далеко не всем, и потому в Dragon Quest XI есть множество занятий, разбавляющих рутинную прокачку. Можно собирать ресурсы для выплавки новых доспехов, можно выполнять ачивки или просто искать скрытые места со всякими сокровищами. Чего у игры точно не отнять, так это её огромности. Проще говоря, такую игру точно не жалко купить, ведь фанаты жанра смогут провести в мире Dragon Quest XI десятки и десятки часов.
7 игр 2021 года, которые стоит ждать ради сильного сюжета
Совсем неидеальная и точно не лучшая JRPG
Подводя итог, отметим, что Dragon Quest XI — далеко не идеальная игра и точно не лучшая JRPG, просто сегодня выбор невелик. Здесь можно выдвинуть сколько угодно претензий, в том числе к боевой системе. Решительно непонятно, ради чего разработчики добавили возможность передвигаться по полю боя во время схватки. Это вообще ни на что не влияет — массовые атаки попадают по всем членам группы, независимо от их положения. Никаких укрытий, за которыми можно было бы спрятаться, тоже не предусмотрено. При нападении на противника сзади внезапно может оказаться, что это он застиг группу врасплох и ходит первым.
Все побочные задания весьма однообразны и часто трудновыполнимы из-за поставленных условий. Тебя попросят не просто убить нескольких монстров, а сделать это специальным приёмом либо заставят искать крайне редкого монстра на локации, которая уже давно открыта. В то же время всё это прощается именно из-за красочного мира, который приятно исследовать. Заметив спрятанный сундук, ты будешь бежать к нему со всех ног, увидев нового монстра, ты захочешь с ним сразиться, а проиграв, вскоре вернёшься опять.