Мастер Кун, известный также как Конфуций, умер в возрасте 72 лет, и его кончину оплакивали более восьмидесяти последователей, присутствующих на похоронах. В течение трех веков конфуцианство превратилось в доминирующую философию не только во всём Китае, но и в большей части Азии. Несмотря на бесчисленные войны, смену династий и событий, поговорки и изречения древнего учителя продолжают жить и разлетаться на цитаты из поколения в поколение, щедро одаривая каждого желающего мудростью и пониманием того, что в этой жизни по-настоящему является важным и стоящим.
1. Как появилось конфуцианство
Выросший в нищете и воспитанный овдовевшей матерью, Конфуций быстро заслужил великолепную репутацию, уважение и любовь жителей своей провинции. Будучи потомком знатного рода Кун, юноша в полной мере осознавал всю важность самообразования, которое было необходимо, чтобы стать достойным представителем семейства. Его трудолюбие, скромность, проницательность и начитанность не остались незамеченными, и он получил должность распорядителя амбаров, а затем и чиновника, отвечающего за скот. Если верить исследователям, будущему философу на тот момент было не больше двадцати пяти лет, и у него уже были жена и сын.
Конфуций ушел со своего поста, после того как потерял веру в правительство в частности и в систему в общем. Ему надоело наблюдать государственные распри, дележку и междоусобицу. Разочаровавшись в политике, он посвятил свою жизнь обучению, путешествуя по всем соседним землям, проповедуя философию простоты, ответственности и добродетели.
Хотя он ушел из жизни, имея лишь скромную горстку последователей, наследие Конфуция было бережно сохранено и передавалось из века в век его самыми верными последователями. Одним из таких приверженцев его философии был Мэн-Цзы — пожалуй, самый известный проповедник конфуцианства после самого Конфуция. Сейчас же имя великого Учителя является синонимом мудрости.
2. О чем это учение
Гармония
Большая часть западной мысли и философии имеет тенденцию сосредотачиваться на личности, представляя «ты-один-против-всего-мира» менталитет. Восточная мысль вообще отвергает эту точку зрения, представляя жизнь человека не как борьбу со Вселенной, но как борьбу за мир во Вселенной. Также конфуцианство подчеркивает необходимость признания реалий жизни и существования по средствам.
Главная книга конфуцианства «Лунь Юй», составленная учениками философа из кратких заметок, пословиц, поговорок, поступков и диалогов Конфуция, стала величайшим памятником литературы.
Однажды его спросили: «Что бы вы сделали прежде всего, если бы вам поручили управление провинцией?» Конфуций ответил: «Я бы следил за тем, чтобы всё соответствовало своему названию. Если имена неправильны, то и слова неверны. Если слова неверны, то и дела не делаются. Если дела не делаются, то не звучит ритуальная музыка. Если музыка не звучит, то наказания не соответствуют провинности. Если наказания не соответствуют провинности, то народ не знает, куда приложить руки и ноги. Поэтому цзюньцзы называет вещи своими именами. А называя, исполняет то, что говорит. В словах цзюньцзы нет ничего лишнего».
Другими словами, если мы не признаем мир, его заведенный порядок и законы, то как на самом деле мы сами можем в нём жить? У каждой вещи и явления в этой Вселенной есть свое имя, и до тех пор, пока мы будем заниматься подменой понятий, следуя стереотипам, условиям, влиянию, не может быть никакого мира в нашей жизни, в стране или даже в самом мире.
Долг
Понятия обязательства и послушания не слишком популярны у западного современного сообщества, в котором пропагандируются идеалы свободы и независимости. Долг — это не обуза, это прежде всего средство для достижения цели, такой как самосовершенствование и обретение гармонии. Уважение, терпимость и почтение старшего поколения является неотъемлемой частью концепции Дао, которая дает нам представление о высшем космическом порядке и балансе, существующем во Вселенной.
Как утверждает Конфуций, сыновняя почтительность подразумевает также и осознание того, что родители не являются непогрешимыми, а потому тебе необходимо самому проявлять мудрость, которой может не быть у отца и матери.
Поэтому, если ты хам, помни, что подобное поведение вычеркивает тебя из намеченного порядка вещей, а ни к чему хорошему это не приведет. Когда дело касается родителей, то можно подставить правую щеку, утешая себя тем, что, по крайней мере, это не ты не прав.
Человечность
В вышеупомянутой книге «Лунь Юй» есть история, в которой некий знатный господин рассказывает Конфуцию о том, что все придворные конюшни намедни были сожжены дотла. На что Учитель лишь спросил о людях, даже не упомянув о лошадях, интересуясь только здоровьем и безопасностью его семьи и слуг.
Из любых полученных знаний Конфуций умел вычленять действительно важные вещи, а гуманизм и доброта всегда являлись главным ядром конфуцианской мысли. Он считал, что без заботы о других людях все остальные виды добродетели ничего не стоят: человеку не может быть по-настоящему хорошо, если вокруг него всем плохо.
Переводя на современный язык, «незаурядный человек» Конфуция — это истинный джентльмен, который кардинальным образом отличается от Übermensch Ницше. «Незаурядный человек» ищет смирения, обучения, самодисциплины и строгого соблюдения естественного порядка.
Увидев себя в окружении коррумпированного дворянства, Конфуций оставил двор и пришел к мнению, что истинное благородство можно лишь заработать, а не получить по наследству. Джентльмен не тот, кто владеет собственностью, но тот, кто понимает, как вести себя с имуществом или без него. Достоинство принадлежит человеку, который понимает, в каких обстоятельствах и как придерживаться естественного порядка.
Руководствуясь искренностью, что исходит от истинной любви к обучению, джентльмен посвятил себя полностью принципам мудрости, справедливости и добродетели. И как джентльмен приближается к своему месту в естественном порядке вещей, он будет в состоянии помочь другим найти этот путь. Именно это и есть сердце философии Конфуция.
3. Что конфуцианство значит для нас
Повзрослев, мы понимаем, что легче всего пройти через трудные времена, уверив себя в том, что всё будет хорошо и даже лучше в самое ближайшее время — как только мы получим эту работу мечты, после того как мы купим наш собственный дом, как только будет достаточно денег, чтобы сделать то, что хочется… Да и сам ты наверняка придерживаешься мысли, что как только ты получишь … (добавь свой вариант) — всё будет в порядке, и ты станешь наконец счастливым человеком.
Может быть, даже у Конфуция возникала подобная мысль, ведь он родился в бедности, но всё же ему удалось добиться признания и финансовой стабильности после многих лет неустанной учебы и службы. Вот только он всё это оставил ради простой жизни, полной осознания и созерцания.
Таким образом, быть может, вместо того чтобы пытаться завоевать мир, ты попытаешься просто найти в нём свое место? Почему бы просто не делать то, что ты знаешь, в чём уверен, делать это хорошо и со вкусом? Попытаться в этом мире хаоса и конфликтов жить достойно и добродетельно. Подумай об этом на досуге.
Читай также:
9 практик стоицизма, которые помогут преодолеть безумие современности
Философия Конфуция, которая воспитает в тебе настоящего мужчину
Комментарии
(0)