Идеология возникла на заре человеческой цивилизации с переходом на оседлый образ жизни. Для того, чтобы обеспечить 100 человек едой, 80 из них должны были постоянно работать, а 20-ти людям оставалось как-то обосновать, почему работать должны все, кроме них. Надавить на жалость не выйдет, никаких идей гуманизма еще не существует, занять положение мыслителя, любимого в народе, тоже не получится, ведь и сама философия еще не родилась. Можно взять силой, но 20 против 80? Впрочем, даже если удастся, такой общественный договор не долговечен, люди стареют, дряхлеют и теряют силу.
Боги помогли найти выход. Богов все знают, с этими ребятами шутки плохи, особенно с первыми из них: Ашшур, Мардук, Анубис, ну, давай, возрази им или их законным представителям. Понимаешь ли, это сами боги так повелели устроить, чтобы ты работал в поле или строил стены, а нам, жрецам, своя работа, она же служба, что опасно и трудна. Это и есть истинный порядок, боги ведь не могут ошибаться и врать им уж точно не за чем, или ты сомневаешься? Хочешь, а главное, сможешь ли сам спросить об этом Птаха? Вот и не задавай глупых вопросов нам, жрецам, без тебя хлопот хватает.
С тех пор изменились многие детали, появилось огромное количество дополнительных надстроек, однако несмотря на идеологическое разнообразие, суть остается неизменной. Идеология — это формально мирный способ управления и контроля.
20 странных традиций мира, которых нам не понять
Из чего состоит идеология
Несмотря на древние корни, сам термин «идеология» появился только в конце XVIII века. Французский философ Антуан Дестют де Траси, сидя в тюрьме во время «Эпохи террора», пытался сформулировать фундамент для создания науки об идеях, собственно так и возникло определение, от греческих слов — idea (идея) и logia (изучение). Траси видел основную задачу в создании рациональной системы идей, способных противостоять иррациональным импульсам толпы. Нужно отметить, что после укрепления власти Наполеона труды философа не нашли поддержки и даже наоборот. Еще не император, но уже Первый консул Французской республики воспринимал учение как нечто враждебное, называя своих политических противников идеологами.
Все дело в рационализме и систематизации. Идеологию по Траси можно считать философским течением, направленным на защиту индивидуализма, собственности, свободного рынка и конституционных ограничений государственной власти. Кому же из правителей такое понравится? В следующие 100 лет в мире по-прежнему будут доминировать монархии, а сама Французская Республика быстро нарядится в империю.
Так или иначе, идеология не получила признания в качестве науки и все реже воспринимается в философском контексте. Теперь этот термин почти намертво связан с политикой, иногда с социологией, еще реже с религией. С другой стороны, термин перестал носить негативный характер, перейдя к чему-то нейтральному, зависящему от наполнения и восприятия тех, на кого направлен генерируемый комплекс идей. Несмотря на ненаучность, у идеологии сформировались некоторые фундаментальные основы, без которых она не может распространиться и, следовательно, существовать.
Идеология должна властвовать над познанием, то есть быть выше, чем знание, опережая вопросы человека и давая на них понятные ответы. Поэтому в отличие от философии, для идеологии крайне нежелателен ввод новых слов и понятий, которые могут быть непонятны широким массам и, соответственно, требовать не менее широких объяснений.
Идеология должна сама ставить себе позитивную оценку, через мнение массы, в идеале — если это будет одновременно и мнение большинства. Для этого требуется некоторое количество идеологов, но когда идея набирает силу, она может распространяться практически самостоятельно. Бывает так, что ни генераторов, ни идеологов уже давно нет в живых, но их информационный фантом все еще летает в народном сознании.
Идеология обязательно должна иметь руководство к действию. Опять же, в отличие от философии, любящей ставить сложные вопросы, цель идеологии в указании на простые ответы. Чем проще слова и необходимые действия, тем большее количество людей могут поддержать идею.
Идеология может иметь насколько угодно извращенные формы, но должна быть логически последовательной. В противном случае народное сознание заметит непоследовательность, в массе голов возникнет масса вопросов, вскоре они сформируют свой комплекс из непонимания и недоверия, который и вытеснит идеологию.
Общество, которым можно гордиться: ум и доброта как фундамент величия
Какие бывают идеологии
Если рассматривать идеологию как своего рода конструктор, где вместо деталей разные идеи, получается, что качества конечного продукта зависят от талантов инженера. Берем социализм, такой понятный, близкий сердцу и уху многих из нас. Он выступает за социальную справедливость, за равные права и возможности, за равный доступ к образованию и медицине, за равенство перед законом. Однако стоит добавить к социализму всего одно слово, например, «национал», как сущность резко меняется. Речь все еще идет о равенстве и правах, но уже только для одной, исключительной, самой лучшей нации. За счет чего же или скорее кого может быть обеспечено благоденствие отдельного народа? Так понятно же — за счет них, всех остальных, не таких, как мы.
Существует отдельное течение исламского социализма, например Муаммар Каддафи декларировал его в качестве официальной идеологии Ливии. Мохамед Барре строил такой социализм в Сомали на протяжении 20 лет, и хорошо, когда в твоей стране почти 100% граждан мусульмане, а если нет, что тогда? Есть радикальный способ решения вопроса, сам знаешь какой. Есть и более цивилизованный, называется джизья, это такой налог для иноверцев.
Наряду с бурным ростом количества субкультур в XX веке произошел такой же рост гибридных идеологий, нередко объединяющих совершенно противоположные течения. Либеральный фашизм есть, даже набирал популярность лет 10-15 назад, его смысл в силовом навязывании либеральных ценностей. Которые вообще-то могут сильно отличаться у разных народов. Например, если европейский либерализм олицетворяет собой тот самый «загнивающий Запад», то либерализм в США носит весьма консервативный характер, что является исключением среди развитых стран мира. Наверное, было бы занятно прочитать в учебнике истории о мировой войне между либералами, но совсем не хотелось бы увидеть этот театр абсурда своими глазами.
Благодаря современным коммуникационным технологиям доступ к информации и возможность ее генерировать получили миллиарды людей. Руки дотянулись и до нашего конструктора идей. Берем любые понравившиеся, складываем как придется, будто фигурки из «Тетриса», и подаем на суд общественности. Можешь не сомневаться, кто-то поддержит, заметив глубинный смысл даже в каком-нибудь фем-анархо-этатизме.
17 самых популярных форм правления в человеческой истории
На что способна и для чего нужна идеология
Прежде всего идеология выполняет роль автопилота, заменяя напряженное ручное управление на саморегулирование и самоцензурирование общества. Если какая-то идея становится доминирующей, ее носители ощущают не только собственную правоту, но и безответственную силу. Тогда любой индивид, выходящий за установленные рамки, автоматически становится врагом общества. В Германии 30-х такими врагами стали евреи, в Чили 70-х было смертельно опасно признаться в своих социалистических взглядах. Эти группы из совершенно разных категорий, ведь еврей может быть любых политических взглядов, а социалист — любой национальности, тем не менее оба меньшинства преследовались, причем, что особенно важно, своими же согражданами. Выходит, идеология стоит выше морали, формируя новую, более понятную и потому удобную модель нравственности.
Это значит, что важна не форма, а направление. Советским людям внушалось, что они передовые строители светлого будущего для всего человечества, что, тем не менее, не делало их сверхнацией, богоизбранными арийцами. Идеология может загнать миллионы людей в окопы, а может и за школьные парты. Может заставить презирать соседей, а может отправить дюжину первых космонавтов из других стран, таких, что до сих пор не имеют собственной космической программы.
Напрашивается итоговый вопрос: так нужна ли вообще идеология? Знаешь, это же от конкретного человека зависит, и вопрос даже не в свободе выбора и прочих либеральных ценностях. Дело скорее в чувстве собственной реализованности, в причастности к чему-то значимому. Возможно, тебе это не нужно, но для многих, может быть, и для большинства это крайне важно. Поэтому люди готовы верить во что угодно, цепляясь за любые сколько-нибудь большие идеи. Держатся за них, будто за соломинки, упустят и тут же задохнутся в мутном омуте.
Сегодня в России нет никакой идеологии кроме шапкозакидательства, официально никто и никуда тебя не направляет, но действительно ли ты идешь своим путем, выбранным свободно? Не продиктованы ли твои желания, надежды и мечты модой, какими-то трендами? Правда ли купленная в «секонд-хенде» американская мечта о двух автомобилях для каждой семьи лучше, чем идея освоения космоса?
Комментарии
(0)