Эффект ореола — это когнитивное искажение, которое влияет на то, как ты воспринимаешь окружающих людей. К примеру, ты считаешь человека добрым и наделяешь его другими положительными качествами: высоким интеллектом, честностью, порядочностью.
Еще один пример — то, как люди воспринимают знаменитостей. Если известная персона импонирует им внешне или своим талантом, человек, скорее, будет склонен считать ее умной, доброй и забавной.
Но нередко мнение, которое формируется из-за эффекта ореола, оказывается ошибочным, что приводит к негативным чувствам и переживаниям. В материале рассказываем, почему появляется это когнитивное искажение и как оно может повлиять на твою жизнь.
Как был открыт эффект ореола
Психолог Эдвард Торндайк впервые употребил этот термин в статье 1920 года под названием «Постоянная ошибка в психологических рейтингах». Он провел любопытный эксперимент: попросил армейских командиров оценить качества их солдат, такие как лидерство, внешний вид, интеллект, лояльность и надежность.
Цель эксперимента состояла в том, чтобы определить, как оценки одного качества перетекают в оценки других характеристик. Выяснилось, что высокие оценки одной черты характера или навыка коррелируют с высокими оценками других качеств, в то время как отрицательные оценких приводят к более низким оценкам. И эта тенденция просматривалась у большинства командиров, принявших участие в исследовании.
Почему появляется эффект ореола
Эффект ореола иногда называют «стереотипом физической привлекательности» и принципом «что красиво, то и хорошо». Он часто проявляется в том, что человек, который кажется внешне привлекательным, наделяется лучшими чертами, чем тот, чья внешность не нравится.
Возникнуть этот эффект может по множеству причин: из-за недостатка времени на то, чтобы узнать собеседника, стереотипного мышления, информационной перегрузки или консервативного взгляда на жизнь.
Как эффект ореола влияет на жизнь
Это когнитивное искажение может существенно повлиять на некоторые аспекты жизни — расскажем о каждом из них подробнее.
Образование
Преподаватели в учебных заведениях могут по-разному взаимодействовать со студентами из-за эффекта ореола. Те, кого они считают более привлекательными внешне, могут стать «любимчиками» и получать больше внимания, что негативно сказывается на образовательном процессе. Также это влияет на ожидания от студентов — они нередко становятся завышенными.
Исследование, проведенное в США, показало, что эффект ореола может повлиять на оценки, выставляемые студентам. В нем группа из 28 преподавателей оценила привлекательность студентов на основе фотографии в студенческом билете по шкале от 1 — «очень непривлекательная» до 10 — «очень привлекательная».
По результатам оценки, студенты условно были разделены на три группы: ниже среднего, среднего и выше среднего.
Затем исследователи сравнили оценки студентов на занятиях, проводившихся в очной форме и онлайн-режиме. Выяснилось, что студенты из группы «выше среднего» получали высокие оценки при непосредственном общении с преподавателем, а при дистанционном формате — более низкие.
Эффект ореола может влиять на то, как учителя относятся к ученикам, но он также может влиять на то, как ученики воспринимают учителей. Те, кто кажется им привлекательнее, оцениваются как лучшие лекторы, что влияет на посещаемость занятий и усердие учащихся.
На рабочем месте
Нередко предвзятое отношение к определенному сотруднику является последствием эффекта ореола. Он влияет на карьерный рост, оценку эффективности, уровень оплаты труда. Например, энтузиазм или позитивный настрой работника могут затмить отсутствие у него знаний или навыков, в результате чего коллеги оценивают его труд выше, чем непосредственный вклад в развитие компании.
Проявляется эффект ореола и во время собеседований. Если потенциальный работодатель считает кандидата привлекательным или симпатичным, он, скорее всего, также оценит его как умного, компетентного и квалифицированного.
В маркетинге
Маркетологи используют эффект ореола для продажи товаров и услуг. К примеру, когда какая-то знаменитость пользуется или рекламирует определенные продукты. Если она тебе нравится, то ты, скорее, совершишь покупку. Иногда это приводит к импульсивным, необоснованным и бесполезным тратам, а также переплате за бренд.
В отношениях
Эффект ореола нередко заставляет выбирать не тех людей в качестве романтического партнера. Из-за внешней привлекательности ты можешь просто не замечать недостатков или поведения, которое наносит вред твоему психологическому здоровью.
Ты считаешь человека лучше, чем он есть на самом деле, но когда «розовые очки» спадают, воспринимаешь его совершенно по-другому. Это может стать причиной разочарования в нем, а также других негативных эмоций.
Что такое эффект обратного ореола
Эффект обратного ореола — это особенность восприятия, когда человек оценивает другого как непривлекательного и наделяет его отрицательными чертами. Или оценивает его личность, основываясь на каком-то одном его недостатке.
К примеру, человек, который все время опаздывает, воспринимается не только как ненадежный, но и как глуповатый. Или девушка, внешность которой тебе не импонирует, кажется недостаточно умной и доброй.
Как не поддаваться эффекту ореола
Чтобы быть не подверженным эффекту ореола, старайся отучать себя делать поспешные выводы о людях — дай им время раскрыться и проявить свои качества. Также не стоит оценивать их исключительно по внешности, ведь она может быть обманчивой.
Обращай внимание на то, как люди ведут себя во время экстремальных или стрессовых ситуаций: нередко именно в эти моменты раскрываются их истинные качества.
Важно подвергать вещи и людей, с которыми общаешься, критической оценке. Это необходимо для того, чтобы сформировать о них объективное впечатление. Анализируй, сопоставляй факты, ищи больше информации — это поможет смотреть на них непредвзято и не поддаваться эффекту ореола.
7 психических искажений, которые мешают твоей социальной жизни
Комментарии
(0)