Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Что делать, если ребенок все время проводит в гаджетах и не хочет учиться

Современный человек неразлучен со смартфоном, и дети – не исключение. Это становится проблемой: согласно исследованию «Лаборатории Касперского», 80% школьников не могут обходиться без телефона, а 39% опрошенных родителей отмечают, что зависимость ребенка от гаджетов – причина семейных конфликтов. Камнем преткновения становится школа: ребенок проводит слишком много времени в гаджетах, у него появляются проблемы с успеваемостью. Вместе с экспертами сервиса SKILLARY расскажем, как вернуть ребенка в реальность и мотивировать его на учебу.

Когда гаджет становится реальной проблемой

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, вредят ли гаджеты детям. Например, канадские ученые провели исследование и заключили, что у детей, пользующихся гаджетами с 2-3 лет, результаты в тестах на когнитивные способности хуже, чем у сверстников. В то же время Университет Вермонта сообщает, что школьники, которые играют в видеоигры, имеют более развитую память, точнее запоминают информацию и лучше контролируют эмоции. Но есть ощущение, что на практике родители чаще сталкиваются с противоположным эффектом — компьютер и смартфон становятся пожирателем внимания и источником проблем с социальной жизнью. Вот что рассказала редакции читательница Инна:

«Моему сыну 11 лет. Дом практически ежедневно стоит на ушах: каждый день воюем из-за компьютера. Пришел со школы – сразу за компьютер, за свои стрелялки. Натуральная зависимость – если его не трогать, он может играть больше суток, не ест, не спит. Реальная жизнь вообще не интересна – по дому не помогает, не может отличить отвертку от гаечного ключа, все друзья у нас онлайн. Каждое родительское собрание краснею из-за рассказов о «чудесной» успеваемости. Уроки делать выгоняем из-за компьютера чуть ли не ремнем. Простейшие вещи по программе не понимает, мы с мужем вахтуем над ним по очереди до тех пор, пока у одного из нас не сдадут нервы. Методы воспитания не работают: и разговаривали, и уговаривали, и провода прятали, и игры удаляли – все рано или поздно возвращается на круги своя. Каюсь, отчасти сами виноваты – за компьютер он сел рано, плюс в детстве подсовывали телефон, ребенок был капризный — это давало возможность хоть немного выдохнуть, заняться делами, отдохнуть от истерик. Но что делать сейчас — я не понимаю».

Диагноза «зависимость от гаджетов» в МКБ пока не существует. Однако насторожиться стоит, если компьютер или смартфон становятся препятствием для нормальной жизни: например, когда ребенок не спит, пренебрегает гигиеной, плохо питается – как описала героиня нашей истории. Другие тревожные признаки – конфликтность, замкнутость и ярко выраженная абстиненция, при которой ребенок не находит себе места без гаджета. В этом случае стоит обратиться за помощью к психологу.

Однако разбрасываться ярлыками все же не стоит, и важно отличать свои опасения от реальности: если ребенок злится, когда ему отключают интернет, или делает уроки спустя рукава, зато с удовольствием скроллит ленту в соцсетях  – это не зависимость. Но гаджет, действительно, может стать проблемой, и решать ее нужно педагогическими методами.

Запрещать или не запрещать

Когда мы не понимаем, как договариваться с ребенком, решение вопроса с позиции силы выглядит привлекательным и простым выходом  – отнять телефон, отключить вай-фай, запаролить компьютер. Но в долгосрочной перспективе это не решит проблему: «силовые» методы воспитания проигрывают в эффективности разумным ограничениям и диалогу.

Самый универсальный способ «вытащить» ребенка из телефона или компьютера – найти подходящую альтернативу. При этом не стоит рассчитывать, что ребенок сочтет выполнение домашнего задания или абстрактный императив «поиграй в своей комнате» равноценной заменой гаджету. Занятие должно обеспечить ребенку такой же выброс дофамина – придется постараться, чтобы выполнить это условие. Сотрудница нашей редакции Юлия поделилась опытом:

«У меня две дочери. Младшая, Александра, сейчас учится в 4-м классе. Конечно же, она делает уроки. Без скандалов, они ни к чему хорошему не приводят, я поняла это, тренируясь на старшей. Но об уроках постоянно нужно напоминать. Концентрация пока не растеряна, так как планшет и телефон не присутствуют в сашиной жизни во время выполнения домашки. Я, как таможня, изымаю нелегальный груз.

Запретить гаджеты — это не выход. Да, у нас есть лимит и родительский контроль на всех гаджетах. Но я уверена, если дать волю, Саша пропадёт в планшете навсегда. Как быть, чтобы не ссориться? Займите своих детей. Им должно быть некогда. Помните, как в том стишке? «Драмкружок, кружок по фото, нам ещё и петь охота». Предложите альтернативу: покататься вместе на великах, пройтись в любимое кафе, поиграть в настолки. Ключевое слово – вместе. У нас это сработало. Но знаете, что самое важное? Найдите ребенку школу, в которой у него будет желание учиться. Человеку должно быть интересно. Мы пока в поиске, надеюсь, всё получится».

Как вернуть ребенку интерес к учебе

Даже если во внеучебное время получится отвлечь ребенка на другие занятия помимо гаджетов, это не решит проблему с учебой. Чтобы ребенок был мотивирован учиться, родителю тоже необходимо приложить усилия: в первую очередь, общаться с ребенком, проявлять к нему внимание и налаживать контакт. Вот как решил проблему наш читатель Олег:

«Нашей дочери Маше 7 лет. Сначала она была в восторге от школы, с удовольствием сама делала домашние задания, мы даже не принимали в этом участия. К концу третьей четверти ребенка будто подменили: она стала врать, что сделала уроки, учительница начала жаловаться на ее успеваемость. Мы начали разговаривать – Маша отвечала, что ей скучно и сложно, постоянно норовила засесть в телефон. Мы с женой не давили на нее, не угрожали, что она пойдет дворы мести, если не выучит параграф по окружающему миру. Помогали с уроками, завели правило: сели за уроки – телефон выключили. Постоянно хвалили, даже если хвалить было особо не за что. На психи реагировали спокойно, сами не срывались – и она переставала злиться. Попутно расспрашивали каждый день не об учебе, а о жизни: как у нее дела с одноклассниками, что нового и интересного она узнала сегодня. Не пропускали ни одного внеучебного школьного события – экскурсии, спектакли, – чтобы у ребенка были разнообразные впечатления от школы. Сейчас ситуация выправляется. Думаю, достаточно просто присутствовать в жизни своего ребенка – это решает большую часть проблем взросления». 

Стоить помнить и о том, что в вопросах учебы гаджеты могут быть союзниками, а не врагами: они помогают добавить в обучение элемент игры. Например, интерактивный сервис SKILLARY в игровой форме мотивирует детей выполнять домашние задания. Если задание выполнено вовремя, ребенок получает виртуальную валюту — кристаллы, которые можно обменять на подарки, совсем как в видеоигре. Кроме того, на платформе есть увлекательные офлайн-квесты и задания, цель которых – отвлечь ребенка от гаджетов. Все задания выполняются в реальном мире: например, нарисовать динозавра, выучить и записать несколько слов на другом языке, сделать игрушку своими руками. SKILLARY помогает ребенку изучать мир и открывать свои таланты. И, самое главное – поддерживает мотивацию к обучению, которую маленькому человеку так сложно сохранить самостоятельно.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)