9 вопросов, ответы на которые прокачают твой интеллект

Степан Николаенко
30 марта, 2021
14.7k
0
Наука
в избранное

Чаще всего подобным вопросам не придают особого значения. Но если вдруг в беседе кто-то задаст один из таких вопросов, а ты знаешь ответ, это явно будет выгодно выделять тебя среди собеседников.

1. Откуда в самолётах Wi-Fi

Раньше на борту самолёта запрещалось пользоваться любой техникой. Теперь же ты можешь играть на ноутбуке или планшете во время полёта, слушать музыку на смартфоне и даже выкладывать селфи с видом на облака из иллюминатора.

Но как такое возможно, ведь самолёт летит на высоте 10–12 километров над землёй да ещё и со скоростью от 500 до 900 километров в час? Современные самолёты оснащены антенными стабилизаторами на фюзеляже, которые всё время работают на активный поиск сигналов с наземных вышек сотовой связи и спутников. Даже на такой большой высоте и скорости сигнал стабильный, так как антенны быстро переключаются на другую вышку или спутник.

Что касается полётов над океаном, то здесь самолёты используют только сигналы спутника. Так что, в какой бы точке планеты ни летел самолёт, ты всегда сможешь полайкать новые фотографии в «Инстаграме», особенно после запуска спутников Starlink.

2. Почему нельзя пощекотать себя

Когда кто-то начинает слегка щекотать тебя, это отбивает у тебя все мысли и всё внимание сосредотачивается только на одном — отогнать нарушителя твоего спокойствия. Но почему, когда ты пробуешь пощекотать себя даже в самом уязвимом для тебя месте, никакой реакции не происходит, и всё, что ты чувствуешь, — это собственное прикосновение?

Дело в том, что мозжечок, отвечающий за моторику, знает, где находится твоя рука, которая собирается тебя пощекотать, и ты уже понимаешь, что будет дальше. Вообще, щекотка — это один из защитных механизмов, предупреждающих о неожиданных прикосновениях. Когда тебя щекочет кто-то другой, мозг воспринимает это как знак повышенного внимания и опасности. Когда ты это делаешь самостоятельно, мозг отмечает этот сигнал как менее значимый по сравнению с тем, что происходит вне твоего тела.

3. Что такое интуиция и нужно ли к ней прислушиваться

Помнишь, как ты интуитивно чувствовал, что не нужно идти вдоль дома, и через несколько секунд с его крыши обрушивалась куча снега, которая если бы и не пришибла тебя, то точно нанесла увечья. Это какие-то потусторонние силы, высшее существо или что-то другое не из этого мира? Нет, это твой мозг.

Дело в том, что мозг любит лениться и опираться на опыт и знания при оценке ситуации, чтобы предсказывать события на основе аналитики. Тогда что это за ощущение в животе, чувство тревоги перед событием? Виновник этого — блуждающий нерв, который тянется от мозга к брюшной полости и по которому голова сообщается с телом. Когда при оценке ситуации мозг сигнализирует о потенциальной опасности, тело начинает готовиться к реакции на событие, выделяя гормоны.

Стоит ли прислушиваться к интуиции? Да. Как мы уже сказали, интуиция — это прогноз на основе анализа опыта и информации. К примеру, если интуиция говорит тебе не идти по тёмному переулку, то это решение мозг принял на основе прочитанных тобой историй про преступления, а также из-за опасных ситуаций подобного рода, с которыми тебе приходилось сталкиваться. Решение об этом принимается подсознательно без участия рационального или логического мышления, и это достаточно точный прогноз.

Не забывай, что мозг тоже может ошибаться, и поэтому не стоит всегда слушать интуицию. Однако в случае опасности не пренебрегай своим предчувствием.

4. Почему железнодорожные пути усыпаны камнями

На железнодорожных и трамвайных путях лежит много щебёнки между шпалами и рельсами. Зачем она там, ведь она может попасть на рельсы, а это опасно для поезда или трамвая? Эти камни — путевой балласт, он образует сцепку между шпалами благодаря острым краям, которыми каждый камень стыкуется с другим. Это предотвращает скольжение и выпадение шпал при движении состава.

Кроме того, балласт помогает распределять нагрузку от рельсов, шпал и поезда по поверхности и практически исключает разрушение полотна по причине движения грунта, его вспучивания, а также сглаживает различия в весе, которые возникают при движении состава. Также он выполняет роль дренажа и предотвращает рост сорняков и деревьев.

5. Почему молния движется так неровно

Молния — это электрический разряд, возникающий в тучах из-за разности потенциала: в верхней части заряд положительный, тогда как в нижней отрицательный. Последний индуцирует положительный заряд к земле, когда туча находится близко к ней. Два заряда тянутся друг к другу, и происходит удар молнии.

Как и любой ток, разряд молнии идёт по пути наименьшего сопротивления. А так как воздух представляет собой неравномерно заполненное пространство, плотность которого зависит от температуры, влажности и наличия посторонних веществ, разряд идёт по областям с минимальным сопротивлением, из-за чего и приобретает зигзагообразную форму.

Тогда почему молния раздваивается и нередко образует структуру вроде ветвей дерева? За это отвечает ступенчатый лидер молнии. Движение лидера к земле происходит ступенями по несколько десятков метров. Достигнув точки, движение приостанавливается на несколько десятков микросекунд, после чего из предыдущего лидера выходит новый, двигаясь уже в другую сторону. Лидеры формируются независимо друг от друга и расходятся в разные стороны, из-за чего молния и приобретает такую неравномерную форму.

6. Откуда появляется звук грома

Иногда звук, который приходит через несколько секунд или минут, в зависимости от удалённости удара, настолько сильный, что ты вынужден закрывать уши. Что вызывает настолько сильный звук?

Когда ударяет молния, она нагревает окружающий её воздух примерно до 30 тысяч градусов, из-за чего горячий газ, окружающий разряд, испытывает внезапное повышение давления, которое в некоторых случаях в сто раз выше нормального атмосферного давления. Это вызывает взрыв сжатого воздуха, и возникает ударная волна.

Почему ты слышишь гром так долго? Дело в том, что ударных волн несколько, и быстрее всего приходит та, которая ближе к земле. Постепенно приходят все остальные, вплоть до самой верхней точки, откуда и пришла молния. Сжатый воздух быстро расширяется и сжимается на нескольких уровнях, что и приводит к неравномерному грохоту.

7. Почему кажется, что ты падаешь во сне

Это чувство возникает при гипнагогии — промежуточном состоянии между бодрствованием и сном. Во время гипнагогии могут возникать слуховые, зрительные, тактильные и логические галлюцинации (например, ощущение взлёта, ошибочная оценка размера тела) и то самое падение, от которого ты тут же ловишь заряд бодрости и подскакиваешь с кровати. И это нормальное состояние, которое возникает при переходе от бодрствования к неглубокому сну, когда тело расслабляется и готовится к фазе медленного сна.

Когда тело достигает глубокого расслабления, мозг может неверно интерпретировать это, посчитав, что ты сейчас упадёшь или уже падаешь, и вызывает пробуждение сигналом тревоги. Почему так происходит — неизвестно. По одной из теорий, это рудиментарный рефлекс, который помогал нашим предкам выживать.

8. Почему нести на руках человека намного легче, чем аналогичный по весу предмет

Помнишь, как ты нёс свою девушку, весящую, скажем, 60 килограммов. Тебе было трудно, но ты справлялся и даже смог пронести её несколько шагов. Но стоит тебе взять в руки мешок весом 60 килограммов — и ты чувствуешь, будто он весит в два раза больше. Тут дело в центре тяжести, то есть в среднем положении веса объекта. У неодушевлённых предметов он фиксированный. Человек же имеет плавающий центр тяжести, который зависит от возраста, веса, роста и положения тела. Человек может перераспределять центр тяжести так, чтобы его было легче переносить.

Неодушевлённые предметы так не умеют, из-за чего статичное давление большого веса на одну точку быстро утомляет. То же самое, кстати, касается и людей без сознания. Из-за этого человек, которого ты ранее легко нёс на руках, находясь без сознания будет казаться тяжелее в несколько раз.

9. Почему у кораблей и самолётов круглые иллюминаторы

В зданиях и автомобилях стоят квадратные или близкие к этой форме окна. Но почему в кораблях и самолётах они круглые?

Раньше оба этих вида транспорта имели квадратные окна, но позже от них отказались, так как наличие четырёх углов создавало слабое место, и нарушалась герметичность из-за неравномерного распределения нагрузки. Острые углы испытывали в два и более раза большую нагрузку, чем остальная часть стекла, что вызывало разгерметизацию.

Корабли и самолёты должны выдерживать резкую разницу в давлении и температуре, которые вызваны внешними и внутренними воздействиями, а квадратные окна не обеспечивают такой защиты. Тогда инженеры рассчитали, что круглые окна будут равномерно распределять нагрузку, и в них не будет слабых мест, как в квадратных, так как эта форма обеспечивает структурную целостность там, где квадратная разлетится на осколки.

6 ошибочных исторических фактов, которые навязала нам массовая культура