Твой мозг — мощная машина, которая способна обрабатывать потоки информации, строить предположения и делать выводы. А ещё он ленив, поэтому научился выстраивать логические цепочки и запоминать их. Иногда это удобно. Не нужно каждый раз заново обдумывать рутинные действия. Например, как дышать или передвигать ноги при ходьбе. Так, мозг экономит ресурсы, чтобы концентрироваться на более важных вещах.
Но когда он устаёт, то начинает строить мыслительные шаблоны. Так, появляются когнитивные искажения, своего рода «логические ловушки». Ты можешь быть в чём-то абсолютно уверенными, но на поверку это оказывается ошибкой. Когнитивных искажений огромное множество. Разберёмся с теми, которые встречаются чаще всего и мешают тебе принимать верные решения.
1. Подтверждающее искажение (confirmation bias)
В идеальном мире люди думают рационально, логично и беспристрастно. Но в реальности всё оказывается ровным счётом наоборот. Человеческий разум склонен воспринимать только ту информацию, которая подтверждает убеждения. Более того, он может игнорировать реальные факты и «подгонять» их так, чтобы они встраивались в общую картину мира. Поэтому иногда тебе сложно понять и принять другую точку зрения. Особенно, если она противоречит тому, во что ты веришь.
2. Эффект якоря (anchoring)
На твоё решение может повлиять первое впечатление от ситуации. Мозг «цепляется» за полученную информацию, поэтому все последующие факты относительно первого кажутся менее верными.
Представь, что ты пришёл в ресторан, который все нахваливают. Сделал заказ и с предвкушением ожидаешь, что сейчас получишь истинное наслаждение. А потом тебе приносят вялый салат, пережаренный стейк и слипшиеся макароны. Ты разочарован и решаешь, что больше никогда не пойдёшь в это место. Возможно, в этот день шеф-повар был не в духе, или твой заказ готовил стажёр. В следующий раз еда действительно может оказаться вкусной, но тебя уже не переубедить. Ничто не заставит тебя пойти туда снова.
3. Конформное искажение (confirmatory bias)
На твои решения влияют не только собственные убеждения, но и поведение окружающих. Кроме того, ты выбираешь для себя такой круг людей, которые придерживаются твоих взглядов и убеждений, но даже не осознаёшь этого.
Типичный пример: если ты работаешь с сфере IT, скорее всего, большинство твоих друзей, знакомых и коллег — тоже IT-шники. И все вы, так или иначе, похожи: носите джинсы и толстовки, почти всё время проводите за экраном монитора, а в перерывах играете в компьютерные игры и едите пиццу. «Ну все же так делают, значит и я буду». Согласись, что проще принимать решение, опираясь на уже известный опыт, чем придумывать что-то новое.
4. Ошибка выжившего (survivorship bias)
Вспомни истории Билла Гейтса и Марка Цукерберга, которые бросили колледж и построили успешный бизнес. Они знакомы всем. Но никто не задумывается о миллионах других людей, которые тоже в своё время бросили учёбу и не добились успеха, не сделали важное открытие и никак себя не проявили. Всё дело в том, что наш разум сосредотачивает внимание и запоминает только выдающиеся, необычные случаи, игнорируя всё остальное.
Поэтому ты можешь завидовать «сыну маминой подруги», который в школе был троечником, а сейчас владеет миллионами и разъезжает на «Мерседесе». Мы заостряем внимание на том, что выделяется, и забываем про обычные случаи, у которых не всегда положительный исход.
5. Боязнь потери (loss aversion)
Люди предпочитают минимизировать риски вместо того, чтобы сфокусироваться на потенциальной выгоде. Представь, что ты купил новый смартфон с хорошей скидкой, а через пару месяцев решил продать его на Avito. Узнав его настоящую цену, ты, скорее всего, постараешься продать его дороже, чем купил. Людям сложно расставаться с вещами, которые у них есть, но часто они об этом не задумываются.
Ещё один пример: известный эксперимент с кружкой, который провели психологи Канеман и Тверски. Люди, которым предлагали купить кружку, были готовы заплатить за неё 3,30 доллара. А когда им предложили её продать, многие завышали цену до 7 долларов.
Когда человек боится что-то потерять, то больше склонен не идти на риск, а оставить всё как есть. И не задумывается о потенциальных выгодах, которые может получить взамен.
6. Иллюзорная корреляция (illusory correlation)
Простыми словами — это иллюзия связи. Суть в том, люди склонны переоценивать важность событий, которые легко запоминаются. И наоборот, не обращать внимание на то, что сложно восстановить в памяти.
Поэтому человек может видеть несуществующие взаимосвязи между параметрами, свойствами или явлениями. Отсюда возникают многочисленные стереотипы о том, что «все блондинки — глупые, а рыжие — коварные», «итальянцы — страстные любовники, а немцы — педантичные» и так далее. На самом деле, никакой связи между цветом волос и интеллектом, или национальностью и характером, нет.
7. Ошибка игрока (gambler’s fallacy)
Часто, принимая решение, люди опираются на свой жизненный опыт. Разум воспринимает события как взаимосвязанные и игнорирует тот факт, что они могут произойти «случайно».
Представь опыт с подкидыванием монетки. Если 9 раз подряд выпал «орёл», логично предположить, что на 10-й появится «решка». Кажется, что чем чаще происходит одно событие, тем больше шансов, что в следующий раз произойдёт противоположное. На самом деле, это не так. По теории вероятностей, исход случайного события всегда один и тот же и составляет 50/50%. В этом случае ты попадаешь сразу в две «ловушки» когнитивного восприятия. С одной стороны, пытаешься найти порядок и закономерность во всём, с чем имеешь дело. С другой, слепо доверяешь интуиции, игнорируя логику.
8. Иллюзия контроля (illusion of control)
Неопределённость заставляет людей нервничать. Человек хочет быть уверенным, что может контролировать ситуацию. Поэтому часто люди неосознанно приписывают себе роль «субъекта», даже если в этом случае его на самом деле нет. Например, когда кто-то из близких попадает в беду, ты говоришь: «Если бы я только…, то этого бы не произошло». Но в большинстве случаев ты не можешь повлиять на ситуацию.
Яркий пример иллюзии контроля — игра в лотерею. Когда игрок самостоятельно выбирает «удачные» цифры, придумывает собственную формулу, которая помогает ему выиграть. Кажется, что ты сам влияешь на результат. На самом деле, теории вероятности всё равно, её законы не меняются.
9. Слепое пятно искажений (bias blind spot)
Теперь ты знаешь о восьми когнитивных искажениях, и наивно предполагаешь, что научился их избегать. Увы, ты только что столкнулся с ещё одним искажением. «Слепое пятно» – это заблуждение, заставляющее человека думать, что он подвержен когнитивным искажениям не так сильно, как другие.
Простыми словами, если тебе кажется, что ты можешь мыслить логичнее, чем большинство других людей, то скорее всего, находишься под влиянием ещё одного искажения.
Как не попасть в ловушку искажений
Все когнитивные ловушки объединяет одно — нежелание обдумать свои действия, оглянуться назад и оценить общую картину. Но, если закрывать глаза на очевидные факты, вряд ли принятое решение окажется верным.
В этом случае стоит задать себе несколько вопросов и честно на них ответить:
- Почему ты веришь, что дела обстоят именно так?
- Есть аргументы, которые опровергают твоё мнение? Насколько они совпадают с реальностью?
- Кто или что повлияло на твой выбор?
- Следуешь ли ты за группой, потому что она верит в то же самое, что и ты?
- Что ты потеряешь, если поступишь так, а не иначе? И что ты выиграешь?
- Действительно ли твои действия соответствуют твоему плану?
С одной стороны, «мыслительные шаблоны» — полезная вещь. Они помогают человеку не тратить время и ресурсы мозга на обработку лишней информации. Но с другой, могут завести в тупик. Поэтому не ленись постоянно проверять и анализировать информацию. Жить «на автомате», несомненно, проще, но осознанность даёт больше преимуществ.
10 примеров искажённого восприятия времени, которые случаются с каждым из нас
Комментарии
(0)