1. Гладиаторы не всегда были рабами
Да, именно так. Не все гладиаторы доставлялись на арену в цепях и кандалах. В то время как большинство бойцов были солдатами завоеванных армий, впоследствии превращенными в рабов, или преступниками, которых ждала похожая участь, к 1 веку нашей эры ситуация начала меняться. Вдохновленные криками толпы и жаждущие острых ощущений десятки (а то и сотни) свободных людей добровольно заключали договоры с гладиаторскими школами в надежде получить славу, а заодно и щедрые призовые с этих турниров. Причем этими внештатными гладиаторами были не только отчаянные простолюдины или бывшие солдаты, умевшие сражаться, но иногда и патриции, а порой даже сенаторы.
2. Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний
Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни. Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.
3. Гладиаторы не всегда сражались до смерти
В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было. Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой.
К тому же гладиаторы недешево обходились своим хозяевам, чтобы от них можно было с такой легкостью избавляться. Поэтому тренеры часто учили бойцов наносить удары таким образом, чтобы не убивать соперника, а лишь ранить. Некоторые бои и вовсе были похожи на спортивные состязания, в которых смерть не предполагалась изначально. Тем не менее жизнь гладиатора все равно не была долгой. Большинство из них доживало максимум до 25 лет, а по подсчетам историков примерно в каждом пятом поединке погибал как минимум один гладиатор.
4. Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду
Если гладиатор оказывался ранен или обезоружен в бою, его судьба оставалась в руках зрителей. На турнирах, проводимых в Колизее, например, последнее слово в вопросе сохранения жизни бойца было за императором. Но организаторы игр, а иногда и сами правители нередко позволяли толпе принимать решение о судьбе гладиатора. При этом в кино и прочих произведениях мы привыкли видеть жест «большим пальцем», который определял мнение зрителей или монарха: палец вверх — будет жить, вниз — смерть.
На самом деле, как заявляют историки, оттопыренный большой палец (неважно, в какую сторону) означал обнаженный меч и, соответственно, смерть для гладиатора. Тогда как палец, спрятанный в кулаке, напротив, символизировал оружие в ножнах и сулил пощаду для бойца. Хотя иногда толпа обходилась и без жестов и определяла участь гладиатора обычными криками: «Пощады!» или «Убей его!».
5. Гладиаторы имели свою классификацию
Ко времени появления Колизея (примерно 80 год н.э.) гладиаторские турниры трансформировались от обычных кровавых боев до полномасштабных битв с высокой организацией по типу настоящего спорта. У бойцов была своя классификация в зависимости от боевого опыта, владения определенным стилем боя или оружием.
Наиболее популярными являлись гопломахи и мурмиллоны. У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии — воины на колесницах. Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.
6. Среди гладиаторов были и женщины
Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но к 1 веку н. э. это стало обычным явлением в Риме. Хоть зачастую женщины-воины и не воспринимались всерьёз аудиторией игр, императору Домициану, например, сражения с их участием нравились, и он нередко поощрял бои женщин против карликов. Женщины также участвовали в сражениях против животных, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 года н. э.
7. У гладиаторов были свои профсоюзы
Хоть гладиаторам и приходилось убивать друг друга на арене, внутри их сообщества существовало некое братство. А некоторые даже организовывались в союзы или «коллегии» со своими избранными председателями. Если боец погибал в сражении, его товарищи заботились о том, чтобы он был похоронен с почестями, соответствующими его достижениям на арене. А если у погибшего оставались жена и дети, братство также контролировало выплату им денежной компенсации за потерю главы семьи.
8. Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях
Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене. Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия.
Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи. Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов. Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.
9. Гладиаторы часто становились секс-символами своей эпохи
Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов.
Гладиаторы также были своего рода секс-символами для женщин той эпохи. Одна из фресок Помпеи изображает бойца, который ловит в свои сети группу девушек, а на другой — они приходят в восторг от одного его вида. Многие женщины Древнего Рима носили украшения, окунутые в кровь гладиатора, а некоторые даже смешивали их пот со своими косметическими средствами, полагая, что он может подействовать как афродизиак.