8 вещей, на которые, оказывается, существует монополия

Степан Николаенко
12 июля, 2022
9.8k
0
Культура
в избранное

Монополия — это плохо, по крайней мере, если она образуется в условиях рыночной экономики. В таком случае монополисту ничего не мешает поднимать цены и ухудшать качество, ведь нет конкурентов, способных помещать этому решению.

При всех заявлениях о свободном мировом рынке, в разных странах есть монополисты, часть из которых охватывают сразу несколько сфер, но антимонопольные комитеты будто бы не замечают этого. Среди множества монополий есть и такие вещи, которым никто не может составить конкуренцию, хотя на первый взгляд это кажется странным и даже нелепым.

1. Почти весь соус Табаско производится на фабрике компании Макайленни

Отечественному потребителю соус Табаско мало знаком, но на западе, особенно в Северной Америке, его подают чуть ли не к каждому мясному блюду или любому другому, где нужна острота. В технологии производства нет ничего сложного, а состав Табаско максимально прост: мякоть перца чили, а точнее, табаско, уксус и соль. При такой простоте практически никто ни по ту сторону Атлантического океана, ни по эту не составляет конкуренцию американской компании Макайленни, производящей соус Табаско еще с 1868 года. На сегодняшний день компания производит по 700 тысяч бутылок соуса в день.

2. Большая часть рынка очков Европы принадлежит компании EssilorLuxottica

EssilorLuxottica — это франко-итальянская корпорация, штаб-квартира которой находится в Париже. Эта компания производит очки Ray-Ban, Oakley, Ralph Lauren, Versace, Chanel, Burberry, Dolce & Gabbana, Persol, Prada, Ferrari, Bulgari, Michael Kors, Armani и других брендов. Всего в коллекции EssilorLuxottica находится более 20 брендов и независимо от того, какую из перечисленных марок ты выберешь, она будет произведена именно этим монополистом.

3. Примерно 80 % всех гостий производится компанией Cavanagh Company

Гостия — это евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда, а также англиканстве и ряде других протестантских церквей. Проще говоря, это что-то вроде пресного хлеба круглой формы, который используется во время богослужений.

И даже на такой религиозный продукт имеется монополия, которую держит компания Cavanagh Company из Гринвилля, штат Род-Айленд, США. Компания начала свой путь в 1943 году, поставляя гостии в соседние храмы и постепенно захватила весь рынок. На сегодняшний день Cavanagh Company поставляет около 80 % всех гостий не только в храмы США, но и Канады, Австралии, Великобритании и других стран, где существуют католические, епископальные, лютеранские и баптистские церкви.

4. Около 50 % всех футбольных мячей производятся в пакистанском городе Сиалкот

Когда англичане эксплуатировали свои колонии, они решили наладить производство спортивного инвентаря в тогда еще единой Британской индии, в том числе и футбольных мячей. Для этого к работе привлекли местного производителя Фазала Элахи. Вскоре он наладил производство и стал выпускать большое количество мячей, но росту бизнеса помешала Вторая мировая война. После нее бизнес вновь пошел в гору и на сегодняшний день около 50 % всех футбольных мячей производятся в Сиалкоте. Самыми известными брендами, для которых делаются мячи, являются Adidas, Puma, Nike и другие крупные марки, являющиеся официальными спонсорами футбольных клубов и чемпионатов.

5. Вся индустрия чирлидинга принадлежит компании Varsity Brands

Чирлидинг — это поддержка спортсменов в большинстве видов спорта США, где эффектные девушки исполняют различные танцы или акробатические номера с целью подбодрить свою команду и повысить интерес к происходящему у зрителей.

Вся индустрия чирлидинга принадлежит одной американской компании по производству одежды и снаряжения Varsity Brands. Эта компания, в свою очередь, принадлежит инвестиционной компании Bain Capital. Эта корпорация не только производит товары для чирлидеров, но и оборудует спортивные залы, а также организует все соревнования по чирлидингу в США. Интересно то, что Varsity Brands установила систему баллов для торговых посредников, которая поощряет их покупать продукцию именно у этого монополиста. Из-за этого другие производители не могут конкурировать и пропадают с рынка.

А когда правительство США пыталось приравнять чирлидинг к спорту, Varsity Brands в суде объяснила, что это вовсе не спортивная дисциплина, а просто продолжение деятельности компании, направленное на популяризацию чирлидинга. Все для того, чтобы оставаться монополистом и не обеспечивать социальных гарантий спортсменам.

6. Компания Anheuser-Busch InBev владеет значительной частью пивных брендов мира

Обыватели постоянно спорят, какое лучше — немецкое, бельгийское, английское, чешское или любое другое пиво. Однако, как оказывается, в этом споре нет смысла, ведь немалой частью всех пивных брендов мира владеет одна корпорация из Бельгии — Anheuser-Busch InBev. По официальным данным, доля Anheuser-Busch InBev на мировом рынке оценивается в 28 %, но эта цифра вызывает сомнения, ведь против корпорации неоднократно выдвигались обвинения в создании монополии. Более того, она пользуется теми же инструментами, что и другие — созданием якобы неподконтрольных дочерних компаний.

Anheuser-Busch InBev принадлежат такие бренды как Budweiser, Stella Artois, Corona, Hoegaarden и другие марки. В России корпорацию представляет компания АБ ИнБев Эфес, производящая пиво Bud, Stella Artois, Brahma, Corona Extra, Velkopopovický Kozel, Старый Мельник из Бочонка, Hoegaarden, Löwenbräu, Клинское, Толстяк, Сибирская корона и еще несколько региональных брендов. В некоторых странах доля Anheuser-Busch InBev практически подавляющая. Так, например, в США на продукцию компании приходится около 50 % рынка, а в Бразилии до 70 %.

7. Большая часть рынка биотехнологии растений принадлежит Bayer

До 2018 года в мире было два монополиста в области удобрений, семян и другой химии для пищевой промышленности — американская компания Monsanto и немецкая Bayer, больше известная в фармацевтической отрасли. Но в 2018 Bayer приобрела 100 % акций Monsanto и стала его владельцем. Теперь на долю Bayer приходится примерно 60 % всего мирового производства семян и пестицидов, а также множества сельскохозяйственных культур, в том числе и генно-модифицированных.

8. Мост, соединяющий США и Канаду, принадлежит одной семье

Мост Амбассадор, расположенный между городами Детройт и Виндзор, является основной артерией, по которой движутся грузы из США в Канаду и обратно. На него приходится более 27 % всех торговых перевозок между двумя государствами.

Интересно то, что этот мост принадлежит одной семье, а до 2020 года он и вовсе имел всего одного владельца — Мануэля Мароуна. Все дело в том, что когда создатель моста скончался в 1977 году, его наследники выставили акции сооружения на продажу в 1979 году. 25 % этих акций купил Уоррен Баффет, а позже владелец маленькой компании грузоперевозок Мануэль Мароун, под залог своей фирмы, выкупил 100 % акций, в том числе и принадлежавшие Уоррену Баффету. Благодаря этому Мануэль получал небольшой процент с каждой оплаты проезда моста. По подсчетам экспертов, мост приносил Мануэлю и его семье более 60 миллионов долларов в год, что позволило Мароуну создать корпорацию, в которую входит 7 компаний.

7 глупых вещей, на которые тратят деньги налогоплательщиков