8 ситуаций, где сарказм совершенно неуместен

в избранное

Сарказм — один из показателей высокого интеллекта, ведь чтобы задействовать этот вид юмора, нужно уметь быстро анализировать ситуацию и понимать, когда вставить ту или иную фразу. Проблема в том, что нередко сарказм совершенно неуместен, это может привести как минимум к недопониманию. Вот несколько ситуаций, в которых лучше отказаться от сарказма.

1. Когда задевается чувствительная тема

Когда дело касается деликатных вопросов, вроде чьей-то болезни, смерти и тому подобных неприятных вопросов, сарказм совершенно неуместен, ведь это может выставить тебя бездушным человеком. Однако, если деликатная ситуация касается тебя, никто не мешает включить самокритику и шутить на эту тему. Это намного лучше, чем бесконечные жалобы на что-либо и попытки выманить еще немного слез и сострадания.

2. В переписке

Не важно, какой метод переписки выбран, будь то социальные сети, мессенджеры или, если ты старовер, бумажные письма, проявлять сарказм в них не стоит по одной простой причине — искажается восприятие юмора.

Все дело в том, что получатель сообщения не слышит тона твоего голоса и не видит выражения лица. Из-за этого он может расценить твои слова как грубость или оскорбление. Именно поэтому даже обычная точка в конце предложения или отсутствие смайла, может восприниматься получателем сообщения как сигнал, что у отправителя плохое настроение.

3. Если ситуация требует серьезного подхода

Если ты находишься в ситуации, когда необходимо серьезно подойти к делу, чтобы получить выгоду или выпутаться из проблем, сарказм явно не пойдет на пользу. Так, например, обсуждая важные деловые вопросы и проявляя сарказм, ты будешь выглядеть непрофессионально и, скорее всего, как шут.

Особенно следует отказаться от сарказма в случаях, когда это может стоить тебе потраченного времени и нервов. Ни в коем случае нельзя проявлять сарказм на проверке документов на таможне и в других подобных заведениях, где тебя либо задержат до выяснения обстоятельств, либо тут же скрутят.

4. Когда другой человек на взводе

Сарказм достаточно сложно отличить от попыток поддеть или оскорбить, если другой человек, на которого он направлен, находится в плохом настроении. Например, если ты с кем-то ругаешься, сарказм может стать триггером для обострения конфликта. Либо человек посчитает, что ты пытаешься его унизить, либо поймет, что это был сарказм, и разозлится еще больше, понимая, что ты не относишься к проблеме серьезно.

В такие моменты лучше быть прямым в общении, кратким и уважительным, а также избегать любых попыток проявить свое чувство юмора, чтобы не показаться высокомерным, снисходительным или грубым.

5. Если человек не понимает юмора

Сарказм нередко рассматривается как форма критики. Если у человека есть чувство юмора или он хотя бы способен отличить серьезные заявления от шуток, этот метод общения можно использовать в уместных ситуациях. Но когда у человека совершенно отсутствует понимание юмора, он будет воспринимать любое твое высказывание как искренние мысли.

Вместо этого, общаясь с подобными людьми, лучше говорить фразами, не содержащими какого-либо подтекста, чтобы собеседники могли правильно интерпретировать сказанное.

6. Когда ты хочешь завоевать расположение другого человека

Сарказм может восприниматься как высокомерие и снисходительность, особенно если человек плохо тебя знает и не в курсе, что ты оперируешь этим методом общения. Поверь, подобный юмор — не самый лучший способ завоевать расположение другого человека. Саркастические комментарии могут заложить в мозгу собеседника мысль о твоей незаинтересованности и несдержанности. Поэтому, если ты хочешь завоевать расположение, лучше быть искренним и дружелюбным.

Только когда вы хорошо знакомы друг с другом и собеседник уже видел, как ты проявляешь сарказм по отношению к другим людям, и не против этого, можно использовать свое чувство юмора и на нем.

7. При общении с детьми и пожилыми людьми

Дети воспринимают любые слова, особенно сказанные взрослыми, буквально. Поэтому сарказм может сбивать их с толку, а также заставлять чувствовать себя некомфортно, ведь они думают, что ты просто смеешься над ними.

Что касается пожилых людей, то это просто неуместно в виду устоявшихся норм поведения. Кроме того, немалая часть людей в солидном возрасте сталкивается с ухудшением когнитивных способностей и они порой не могут отличить юмор от серьезности, даже имея за плечами большой опыт в коммуникации.

8. Если ты занимаешь высокую должность

В корпоративной сфере установлены жесткие рамки в плане общения, и многие ошибочно считают, будто эти правила распространяются сугубо на персонал начального или среднего звена. Но в реальности у высшего руководства или любых других людей, обличенных властью, ограничений намного больше, ведь им важно всегда и со всеми вести себя уважительно и профессионально, чтобы не уступить карьеристам, желающим занять их место, и не потерять заработанную за годы репутацию.

Так как сарказм может показаться непрофессионализмом и даже оскорбительным поведением, если ты получил повышение, стоит отказаться от него. Занимая высокую должность, нужно быть или хотя бы казаться серьезным человеком, а это сложно сделать, если ты на важные вопросы отвечаешь с сарказмом.

10 качеств, которые нас раздражают в других людях