1. «Дом у железной дороги» Эдварда Хоппера в фильме «Психо»
В классическом хорроре «Психо» Альфреда Хичкока главная героиня останавливается в жутком «Мотеле Бейтса». Ветхость здания символизирует упадок семьи управляющих и в целом навевает тоску. Но это здание — не выдумка сценариста или режиссёра, а адаптация известной картины Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги». Картина изображает реальный готический фермерский дом в Хаверстроу (штат Нью-Йорк), который стоит и по сей день.
Эта картина была выбрана неслучайно, ведь она точно вписывается в атмосферу фильма, добавляя блеклых и убогих красок для большего нагнетания. Кстати, постройка этого особняка обошлась в 15 тысяч долларов и стала самой дорогой декорацией в фильме.
2. «Колосс» Франциско де Гойя в фильме «Тихоокеанский рубеж»
Гильермо дель Торо является фанатом испанского художника Франциско де Гойя. Один из его шедевров, «Колосс», повлиял на дель Торо настолько, что тот решил воплотить картину в жизнь в своём фильме «Тихоокеанский рубеж». Гильермо дель Торо рассказывал, что «Колосс» был одним из первых изображений, которое пришло ему в голову, когда он обдумывал концепцию фильма.
Подобно картине испанского художника, где гигант возвышается над широкой долиной, на фоне которой деревня и возы с людьми кажутся крохотными, «Тихоокеанский рубеж» заставляет зрителей чувствовать себя ничтожными по сравнению с егерями, огромными роботами.
7 сцен из фильмов, которые выглядят как фантазия сценариста, но происходили в реальности
3. Pollice verso Жана-Леона Жерома в фильме «Гладиатор»
Эпический фильм «Гладиатор» не появился бы на свет без влияния картины Pollice verso французского художника Жана-Леона Жерома. И в отличие от косвенного вдохновения, когда картина становилась прообразом определённого элемента, здесь шедевр искусства подтолкнул режиссера к созданию самого фильма.
В интервью продюсер «Гладиатора» вспоминал, что, когда режиссёр, Ридли Скотт, впервые увидел картину Pollice verso, он сразу сказал, что снимет фильм про гладиаторские бои, и, каким бы ни был сценарий, у них получится. На картине изображено, как на арене римского Колизея победивший гладиатор стоит на побеждённом в ожидании вердикта толпы — жеста Pollice verso, обрекающего поверженного на гибель.
4. «Смерть Марата» Жака Луи Давида в фильме «О Шмидте»
Комедия «О Шмидте» рассказывает об Уоррене Шмидте, работнике страховой компании, который, уйдя на пенсию, начинает переосмысливать свою жизнь. В фильме есть сцена, где Шмидт засыпает в ванной, когда пишет письмо, и тем самым воссоздаёт картину Жака Луи Давида «Смерть Марата», которая повествует о Французской революции и драматизирует кончину революционного журналиста Жана Поля Марата.
Мрачный посыл полностью соответствует атмосфере фильма. Возможно, этим режиссёр хотел показать, что прожжённый циник, безразличный ко всему окружающему, который видит в жизни лишь плохое, мёртв в душе.
5. «Прогулка заключённых» Винсента Ван Гога в фильме «Заводной апельсин»
Фильм 1971 года «Заводной апельсин», основанный на романе Энтони Бёрджесса, даже сегодня выглядит вызывающе, а в своё время просто шокировал публику. Алекс Делардж, главный герой фильма, отбывая тюремное заключение после нападения на супружескую пару, подвергается экспериментальной терапии, которая призвана вылечить его.
В одной из сцен показывают тесный тюремный двор, где заключённые ходят по кругу, на фоне высоких стен. Эта сцена является отсылкой к картине Винсента Ван Гога «Прогулка заключённых», на которой показана группа мужчин в тюремных робах, занятых тем же, что и герои фильма.
6. «Великолепный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбург в мультфильме «Спящая красавица»
Классический диснеевский мультфильм «Спящая красавица», как и все картины при жизни создателя студии, рисовались под пристальным наблюдением Уолта Диснея, который предъявлял жёсткие требования. Он поставил аниматоров в жёсткие рамки, чтобы они сделали трогательную историю с завораживающими кадрами, неважно, сколько времени это займёт.
В качестве иллюстратора решили нанять Эйвинда Эрла, что вызвало споры внутри студии, ведь многие считали его стиль слишком сложным. Но это было правильное решение, ведь Эрл помог создать один из самых известных диснеевских мультфильмов.
Знаменитый замок Спящей красавицы и многие другие детали, показанные в мультфильме, были вдохновлены иллюстрированной рукописью XV века братьев Лимбург Les Très Riches Heures du Duc de Berry, что переводится как «Великолепный часослов герцога Беррийского».
7. «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо в фильме «Джанго освобождённый»
Как и все фильмы Квентина Тарантино, «Джанго освобождённый» был наполнен необычными деталями с точной проработкой мельчайших деталей. Одной из таких деталей является костюм Джанго, который тот надевает после вступления в должность официального охотника за головами.
И если он кажется тебе слишком ярким и нелепым, то ты просто не видел картины Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик», с которой, по сути, и был срисован костюм главного героя. На портрете изображён сын богатого купца, одетый в синий костюм. Главный костюмер фильма, вдохновившись картиной, включила её в рабочие материалы, показала Тарантино, и тот одобрил идею. И хотя различия между картиной и фильмом есть, костюмы практически идентичны.
8. «Вавилонская башня» Питера Брейгеля — старшего в фильме «Метрополис»
Фильм Фрица Ланга «Метрополис» 1927 года является одним из первых научно-фантастических фильмов в жанре антиутопии и считается величайшим немым произведением в истории. Проработка деталей была грандиозной и задала планку последующим картинам в плане декораций. Сюжет рассказывает о рабочих города будущего, которые восстают против правящего класса, загнавшего их в беспросветную яму нищеты и рабства.
В фильме часто фигурирует библейская история о Вавилонской башне, а большая часть образов Метрополиса позаимствована из картины XVI века Питера Брейгеля — старшего «Вавилонская башня».