За некоторые изобретения человечество будет всегда благодарно выдающимся личностям. Другие настолько ужасны, что даже их создатели винили себя за подобные открытия. Были и такие изобретения, которые поначалу казались неплохой идеей, но оказались не так хороши, как думали их создатели.
1. Ловушка для птиц
В 1977 году изобретатель Лео О. Фолькер зарегистрировал патент на ловушку для птиц и одновременно на кормушку для котов. И всё это в одном устройстве. По словам автора, ловушка предназначалась для ловли птиц размером с воробья. На сетчатой ловушке было отверстие с насестом внутри конструкции. Птица запрыгивала в домик, садилась на жёрдочку, после чего под её весом люк закрывался, и она уже не могла выбраться.
В ловушке были сетчатые отверстия, предназначенные для побега более мелких певчих птиц. Остальным же, кто не проходил по габаритам, оставалось дожидаться, пока кот или другое хищное животное не съест свою добычу, достав её из ловушки лапой. Прокорм кошек был неглавной функцией изобретения. Оно было призвано сократить популяцию воробьёв, сильно размножившуюся в США в те времена.
2. Телефон с бритвой
Помнишь, когда-то Motorola выпускала одни из самых стильных и новаторских телефонов в мире? Среди них был легендарный Motorola RAZR V3, где RAZR отсылало к слову razor, что переводится как «бритва». Так вот на волне популярности этого телефона в 2009 году китайцы создали очень странное устройство – Shave Mobile, буквально поняв слово razor. Это устройство сочетало в себе мобильный телефон и сеточную бритву. Предполагалось, что телефон заинтересует путешественников и модников, которые хотят менять свой стиль на ходу.
Чтобы воспользоваться бритвой, нужно было снять колпачок в нижней части телефона, после чего открывался доступ к сетчатой бритве. Представь, что было бы, если бы ты, разговаривая по телефону, забыл надеть на бритву колпачок, и она бы включилась, оставив проплешину на лице.
3. Роликовые коньки с мотором
Как и многие странные вещи, роликовые коньки с мотором были созданы в Китае. Такие коньки оборудовались двигателями и некоторые из моделей могли разгоняться до 30 километров в час. Наверное, изобретатели этого средства передвижения таким образом хотели сделать езду на роликах более весёлой и динамичной.
Но это очень большая скорость для такой неустойчивой конструкции. Ещё более опасным это изобретение делало практически полное отсутствие тормозов. Они были, но в виде кнопки аварийной остановки, которая больше была похожа на стоп-кран. Представь, что происходило, когда на скорости в 30 километров в час производилось резкое торможение.
Кстати, такие ролики до сих пор продаются на известных торговых площадках, но, к счастью водителей и пешеходов, мало кому приходит в голову покупать их. Может, когда-то это изобретение и вызывало восторг, но сегодня кажется нелепым.
4. Топливный бак в виде сидения
Кэннет Э. Брок, адвокат из США, однажды задумался о том, как бы сделать так, чтобы самолёты летали на более дальние расстояния и не нуждались в посадке для дозаправки. Он придумал идею сделать баки в форме сидений и усадить на них пассажиров. Особенно актуальной он считал эту идею для маленьких самолётов, где инженеры борются за каждый грамм веса для увеличения манёвренности и скорости. Представь, ты летишь на самолёте на 12 тысячах метрах над землёй, сидя, по сути, на баке с авиационным топливом. Такая идея никому не пришлась по нраву.
Тогда Брок решил, что раз его изобретение не оценили в авиации, то его примут в автомобильной промышленности. Он предложил своё изобретение разработчикам спорткаров, но там тоже не оценили данную идею. Инженеров и водителей волновал вопрос: а что будет, если автомобиль попадёт в аварию? Даже бак, расположенный далеко от водителя и пассажиров, мог привести к их гибели, что говорить о поездке на ёмкости с горючим топливом.
5. Сканер улыбки
Работникам сферы обслуживания предписывается проявлять доброжелательность и улыбчивость по отношению к клиентам. Они всегда улыбаются и встречают клиента так, будто это пришёл долгожданный гость и они ему очень рады. Естественно, это притворство, вежливость, чтобы дать клиенту ощутить свою значимость.
Но были и те, кто не особо хотел улыбаться. Чтобы отслеживать улыбки, на станциях железнодорожной линии Кэйхин-Тохоку в Японии стали устанавливать сканеры, которые считывали эмоции обслуживающего персонала поездов. Просто представь, что за тобой следит камера, задача которой – выявлять твою улыбку. Не улыбаешься – плохой работник. Да, улыбки – это хорошо, но когда они искренние. А заставлять работников улыбаться, лишь бы угодить клиентам – это неправильно.
6. Тетраэтилсвинец и хлорфторуглероды
Если предыдущие изобретения можно назвать забавными и нелепыми, то эти действительно страшные. За ними стоит один человек – американский химик и инженер-механик Томас Миджли. Тетраэтилсвинец был создан им для добавки в бензин, чтобы снизить стук двигателей автомобилей. При этом повышался уровень выброса свинца в атмосферу. Сам же Миджли, ощутив на себе все прелести отравления свинцом, на которые жаловались работники компании, скрывал факт вредности тетраэтилсвинца и заверял в его безопасности.
Также он изобрёл хлорфторуглероды, больше известные как фреоны, чтобы сделать холодильники более безопасными. Это изобретение действительно создавалось из благих побуждений, так как до фреонов в холодильниках применялись ядовитые и взрывоопасные вещества. Однако, как оказалось, фреоны приводят к разрушению озона в стратосфере, что является причиной образования озоновых дыр. Кроме того, фреоны имеют парниковую активность от 1300 до 8500 раз выше, чем углекислый газ при одинаковых объёмах.
Из-за этого Томаса Миджли иногда называют изобретателем, оказавшим наибольшее влияние на атмосферу, чем любой другой живой организм в истории Земли.
7. Тепличный шлем
Вернёмся к странным изобретениям. В 1986 году был выдан патент на так называемый тепличный шлем. Предполагалось, что он будет состоять из купола, который надевается на голову и крепится на шее. Внутри купола располагается несколько полочек, на которые можно поставить небольшие горшки с растениями.
Когда человек выдыхает углекислый газ, растения должны тут же его поглощать и выделять взамен чистый кислород для дыхания. Шлем обрабатывался веществом против запотевания и имел двухстороннюю систему внутренней связи. Где бы ни находился человек, он всегда дышал свежим воздухом. Но что было бы, если бы у шлема заклинило крепление вместе с клапанами – представить нетрудно. По сути, это был бы аналог надетого на голову пластикового пакета.
Не забывай и о насекомых, живущих в почве, а также о повышенной влажности, что делало бы пребывание в куполе невыносимым, будто зашёл в парилку. И это ещё не самый странный и нелепый патент.