Порой глупость доводит до действительно страшных ситуаций, когда номинант на премию Дарвина забирает с собой ни в чём не повинных людей. Сегодня мы расскажем о действительно страшных вещах, обдумав которые понимаешь, что не будь в ней цепочки из лени и некомпетентности или одного «мотивированного» идиота — всё бы обошлось.
1. Катастрофа Airbus А310 под Междуреченском
23 марта 1994 года Airbus А310 вылетел из Москвы в Гонконг. Это был регулярный рейс с достаточно опытными пилотами. Командир воздушного судна (КВС) в какой-то момент допустил нахождение в кабине пилотов посторонних лиц, а именно своих детей. Пилоту оказалось этого мало, и он разрешил детям по очереди посидеть за штурвалом самолета. Сначала за штурвал села его дочь, которая не совершала никаких действий, после на смену ей пришёл сын КВС. Парень взялся за штурвал и начал его слегка покачивать из стороны в сторону, что, по сути, никак не влияло на функцию автопилота. Но в финале мальчик приложил к штурвалу слишком большое усилие в течение 30 секунд, из-за чего автопилот частично отключился, и самолёт начало кренить вправо. Справедливости ради стоит отметить, что такая особенность Airbus А310 не была задокументирована, однако в этом случае сигнализация отключения автопилота отсутствовала. Именно поэтому пилоты не заметили отключения системы.
К этому моменту крен достиг 90 градусов, и путём отключения автопилота второму пилоту удалось вывести самолёт из сваливания и уменьшить нагрузку. Это помогло летчикам вытащить ребёнка из кресла и занять свои места. Пилотам даже удалось вернуть самолёт в нормальный режим полёта, но они не успели распознать, что летят на слишком малой высоте, и Airbus А310 зацепился за верхушки деревьев, после чего врезался в лес.
Из-за этой халатности погибли все находившиеся на борту 75 человек.
2. Пожар в «Хромой лошади»
Эта катастрофа произошла 5 декабря 2009 года и стала крупнейшим по числу жертв пожаром в современной России. В тот день в пермском клубе «Хромая лошадь» по случаю празднования восьмилетия заведения собралось около 300 человек, несмотря на то, что здание было рассчитано всего на 50 мест. Примерно в 11 вечера организаторы мероприятия устроили внутри клуба фейерверк. Существование запрета на подобные опасные действия в закрытом помещении не остановило владельцев «Хромой лошади». По версии следствия, возгорание началось из-за небольшой высоты потолка, а также из-за наличия на нём прутьев и холста. И возможно, у жертв было бы больше шансов на спасение, но владельцы клуба, вопреки всем пожарным требованиям, отделали стены пенопластом и пластиком, который быстро вспыхнул, и помещение моментально было заполнено продуктами горения.
В дальнейшем следствием было установлено, что пенопластом были покрыты не только стены, но и потолок, что является грубым нарушением пожарной безопасности. Цепочка из глупости, экономии на всём и откатов привела к серьёзным последствиям. Как оказалось позже, в этом были виновны, помимо соучредителей, директоров и устроителей шоу, главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору и инспекторы Госпожарнадзора.
3. Затопление теплохода «Булгария»
10 июля 2011 года теплоход «Булгария» проводил свой стандартный рейс по Куйбышевскому водохранилищу, находящемуся в Республике Татарстан. Примерно в 12:25 теплоход попал под порыв сильного ветра, после чего начался ливень с грозой. Из-за конструктивных особенностей судна и погодных условий крен составил 9 градусов. И трагедии удалось бы избежать, ведь судно было способно выдержать такой крен без затопления, но существовало несколько но.
Во-первых, сильная перегрузка судна. По материалам следствия, экипаж допустил на борт большее количество пассажиров, чем то, на которое он был рассчитан. Вместо 140 пассажиров на борту находились 201.
В-вторых, наличие неисправностей, на которые закрыли глаза, но которые не помешали экипажу выйти на маршрут ввиду халатности. Помимо неработающего левого главного дизель-генератора, в корпусе были четыре отверстия.
В-третьих, низкая квалификация и нехватка членов экипажа. Мало того, что были проигнорированы требования к устойчивости и непотопляемости судна, так ещё был допущен ряд «детских» ошибок, таких как неприятие необходимых мер безопасности даже после получения штормового предупреждения, самовольное отключение главного дизель-генератора правого борта, манёвры без учёта технических особенностей, и самое важное — открытые иллюминаторы правого и левого борта. Даже в машинном отделении после начала шторма, где практически не было членов экипажа, иллюминаторы не были задраены.
Катастрофа произошла достаточно быстро, на что повлияли плохие погодные условия и неправильная организация спасения. Всё это привело к гибели 122 человек. Следствие осудило генерального директора компании — субарендатора теплохода и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра, обвинив их в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
4. Авария в Бхопале
В семидесятых годах XX века правительство Индии начало привлекать иностранные инвестиции в промышленность. Американская компания Union Carbide увидела в этом перспективы и построила завод по производству пестицидов в Бхопале. Поначалу завод импортировал химикаты с других предприятий американской компании. Но потом было принято решение синтезировать химикаты на месте для экономии, что подразумевало большую опасность ввиду сложности производства.
В то время завод производил инсектицид севин, который синтезировался из нескольких веществ. Одно из них — метилизоцианат — хранилось в трёх ёмкостях, частично вкопанных в землю. Каждая из ёмкостей вмещала до 60 тысяч литров жидкого инсектицида. Примерно в 00:30 3 декабря 1984 года метилизоцианат нагрелся в ёмкостях выше точки кипения, и давление возросло до такой степени, что разорвало аварийный клапан и выпустило пары этого вещества.
Как показало расследование, компания Union Carbide пыталась сэкономить на убыточном заводе. Это привело к тотальной экономии на всём, в том числе и на системах безопасности. Когда произошла авария, оказалось, что ни одна из систем не работает, а приборы показывают информацию, которая не имеет к реальности никакого отношения. Единственное средство, которое могло спасти Бхопал от трагедии, а именно дожигающая газ труба, на тот момент была вовсе разобрана.
Что же до справедливости, то её жители Бхопала, увы, не добились. Union Carbide в 1987 году выплатила жертвам аварии смешные 470 миллионов долларов, чтобы те отказались от судебных исков, а в 2010-м семь бывших руководителей индийского отделения компании приговорили к двум годам тюрьмы и примерно 2 000 долларов штрафа.
5. Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик
Тепловоз компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway в 2012 году был поставлен на ремонт. И чтобы быстрее завершить работы, были использованы эпоксидные материалы, которые вскоре разрушились, и локомотив начал сильно дымить. Когда машинист поезда, сформированного из пяти тепловозов и 72 цистерн с нефтью, выехал к точке назначения, то он заметил эту проблему и принял решение остановиться на станции Найт в городе Лаг-Мегантик для обслуживания. Решение проблемы было отложено диспетчером до утра. Машинист заглушил четыре из пяти локомотивов, оставив заведённым один, для того чтобы работал компрессор, поддерживающий давление в тормозной магистрали. Также он задействовал ручные тормоза, но как оказалось — на недостаточном количестве вагонов из-за отсутствия подключения прибора контроля бдительности к тормозной системе.
А дальше он просто уехал на такси в гостиницу. Локомотив же остался на необслуживаемой станции неподалёку от шоссе. Около 12 часов ночи локомотив загорелся, и на его тушение поехала пожарная служба, которая заглушила двигатель единственного работающего тепловоза, не узнав у машиниста, можно ли это сделать. Через какое-то время после отключения компрессора давление в тормозах упало, и они просто отказали. Нужно сказать, что станция находится под небольшим уклоном. Как итог — поезд покатился и из-за высокой массы и инерции быстро набрал скорость. Примерно в 01:14 неуправляемый локомотив на скорости в 105 километров в час сошёл с рельсов в центре города Лаг-Мегантик, произошёл взрыв, и разлилась горящая нефть.
Из-за взрыва и пожара погибло 47 человек. Также пожар уничтожил множество зданий в центре города.
6. Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве
Пожалуй, одна из глупейших причин катастрофы в истории человечества, которая легко может поспорить в неадекватности поведения экипажа с трагическими событиями под Междуреченском. 20 октября 1986 года самолёт Ту-134А выполнял рейс по маршруту Кольцово — Грозный. В какой-то момент командир воздушного судна поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, только по показаниям приборов. И если ты думаешь, что он просто не смотрел в обзорные окна и пристально следил лишь за приборами, то ошибаешься. Командиру оказалось этого мало, и он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны шторками, после чего начал заходить на посадку. И к слову, ни второй пилот, ни штурман, ни бортинженер не предприняли никаких попыток воспрепятствовать безумному желанию и просто наблюдали.
Командир воздушного судна думал, что рассчитал всё правильно, но на самом деле допустил ошибку, из-за чего самолёт подошёл к полосе со слишком большой вертикальной и горизонтальной скоростью. И чтобы продемонстрировать своё искусство, будто фокусник, срывающий покров с якобы исчезнувшего предмета, КВС приказал открыть шторку. Но сделать этого никто не успел, так как самолёт сильно ударился о полосу, из-за чего стойки шасси подломились, и борт проскользил на брюхе около 300 метров. При этом самолёт стал переворачиваться ещё на бетонной поверхности, а после вылетел на грунт, потерял крыло, перевернулся и раскололся пополам, а затем сразу же вспыхнул пожар.
Комментарии
(0)