Мы привыкли к трём основным видам самолётов — гражданским в виде лайнеров, военным, небольшим но с более обтекаемым фюзеляжем, и к старинным бипланам, тем, что с двумя крыльями. Нам кажется, что всегда были только такие летательные аппараты, и развитие их внешнего вида шло как у автомобилей — с постепенным изменением дизайна при сохранении общих черт. Однако помимо стандартных проектов, были настолько странные и необычные, что с трудом верится в то, что они вообще когда-то взлетали.
1. Lippisch-Dornier Aerodyne
Как и многие нацистские учёные, Александр Мартин Липпиш в ходе операции по привлечению немецких специалистов «Скрепка» был завербован американцами для работы на правительство Штатов после окончания Второй мировой войны.
Немецкие учёные всегда славились своими безумными идеями, и Липпиш не стал исключением, помогая ФРГ строить странные самолёты. В 1972 году прошли испытания Lippisch-Dornier Aerodyne — бескрылого беспилотного летательного аппарата, который предназначался для разведки и был разработан при участии Липпиша.
Принцип Aerodyne заключался в сочетании подъёмной силы и создании тяги в одном проточном канале. Благодаря этому Aerodyne мог летать в любом диапазоне — от зависания в воздухе до максимальной скорости. Но Бундесвер, вооружённые силы Германии, не заинтересовались данной разработкой и сосредоточились на пилотируемых вертолётах, после чего проект Aerodyne был закрыт.
2. Roton
Starship Илона Маска кажется тебе нелепой бочкой с двигателем? Есть куда более странный летательный аппарат — Roton. По форме он напоминает верхний модуль межконтинентальной баллистической ракеты, тот, где обычно находится ядерный заряд, увенчанный четырьмя лопастями, которые приводятся в движение реактивными двигателями.
Для чего было так париться, если уже существовали вертолёты и ракеты на жидкостном топливе? Чтобы сделать многоразовый одноступенчатый корабль для вывода грузов на орбиту. Предполагалось, что это сократит затраты на запуск грузов на околоземную орбиту в десять раз.
В 1999 году роторная ракета совершила три полёта в режиме зависания, но не найдя отклика у инвесторов, создавшая её компания обанкротилась, и проект закрыли.
3. HZ-1 Aerocycle
В разгар холодной войны для разведки применяли любые средства, иногда даже доходя до абсурда, например используя для шпионажа кошек. В 1950-х годах компания de Lackner Helicopters разработала разведывательную машину для пользования одним человеком, названную HZ-1 Aerocycle. Этот летательный аппарат представлял собой платформу с установленными на её днище роторами как у вертолёта. Направление задавалось простым смещением веса пилота, а его стабильное движение обеспечивалось той же техникой, что и катание на сёрфе.
Проблема была в том, что у HZ-1 Aerocycle отсутствовала защита пилота. Он мог просто упасть вниз при сильном наклоне или свалиться прямо на быстровращающиеся лопасти. В ходе серии испытательных полётов аппарат дважды потерпел крушение из-за того, что роторы, вращающиеся в противоположных направлениях, цеплялись друг за друга и разлетались на части, что приводило к потере управления и падению.
4. Stipa-Caproni
Итальянцы знают толк в необычном дизайне, и их авиация не отставала от автомобильной и текстильной промышленности. Так, например, в 1932 году был разработан летательный аппарат Stipa-Caproni, который имел полый бочкообразный фюзеляж, внутри которого находился винт. Считалось, что такая конструкция выдаст большую тягу, чем традиционная, и это подтвердилось в ходе испытаний.
Самолёт был тихим и устойчивым в полёте, в отличие от летательных аппаратов с винтами на крыльях. Проблема заключалась в том, что у Stipa-Caproni было большое лобовое сопротивление, из-за чего скорость летательного аппарата не превышала 68 км/ч.
Возможно, этот проект стоило бы развивать и дальше, ведь его тихий двигатель помог бы Италии в разведывательных полётах. Ну а если бы Stipa-Caproni заметили враги, у пилота был бы шанс скрыться, пока силы ПВО несколько минут отлёживались на земле в приступе смеха.
Радио на голове: самые странные изобретения XX века
5. ВВА-14
Bartini Beriev VVA-14 — это советский экспериментальный аппарат, конструктором которого стал итальянский иммигрант Роберт Бартини. Он создавался из расчёта взлёта и посадки на воду как обычный самолёт и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Идея были интересной, но из-за сложности в разработке позже его переделали в экраноплан.
ВВА-14 задумывался для борьбы с угрозой запуска ракет с американских подводных лодок. Он должен был уметь летать на большой высоте и над поверхностью моря, используя аэродинамический эффект.
Это, пожалуй, самая необычная разработка советской аэрокосмической промышленности, и это при том, что талантливые инженеры и учёные нашей страны имели отличную фантазию и временами создавали очень странную технику. Если бы ВВА-14 завис над американской подлодкой, экипаж на её борту посчитал бы этот самолёт инопланетным кораблём — настолько он имел нетипичный для летательных аппаратов внешний вид.
6. VZ-9 Avrocar
В 1950-х годах американские военные решили создать экспериментальный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки для изучения аэродинамики и возможности эксплуатации дискообразных самолётов. Разработку заказали у Avro Aircraft Ltd, которая выпустила в 1958 году VZ-9 Avrocar — аппарат, который смотрелся как мечта любого уфолога.
Внешне VZ-9 Avrocar выглядел как летающая тарелка, на борту которой обязательно должны быть зелёные человечки. Однако пересмотра концепции летательных аппаратов от самолётов к тарелкам не произошло, так как VZ-9 Avrocar имел ряд серьёзных технических проблем. К примеру, он вырабатывал столько тепла, что через короткое время после взлёта у него начинала плавиться электроника, а пилоты ощущали себя летящими на гигантском гриле.
Кроме того, летающая тарелка не могла оторваться от земли выше полутора метров, что делало её бесполезной для ВВС США. Также у аппарата были проблемы с тягой и стабильностью полёта, из-за чего в 1961 году проект закрыли.
Странные и нелепые изобретения, которые так и не пошли в массовое производство