1. «Лунь»
«Лунь» — это советский ударный экраноплан-ракетоносец. После обнаружения спутниками-шпионами машину назвали каспийским монстром, позже дав менее пугающее название — Utka.
Эффект экрана обнаружили случайно во время испытаний обычного самолёта ещё в 20-х годах прошлого века. Снизившись почти до поверхности воды, пилоты заметили, что сопротивление воздуха и расход горючего резко сократились. Далее последовали годы исследований и теоретической работы с перерывами на время горячих и холодных войн.
Наконец, к 1983 году Министерство обороны СССР решилось на финансирование проекта; первый «Лунь» вышел из доков три года спустя. Удивительный по своим характеристикам аппарат нравился как учёным, так и военным, однако до конца не было ясно, каким образом его можно эффективно использовать. При максимальной скорости до 500 км/ч и грузоподъёмности свыше 130 тонн «Лунь» представлял собой некий гибрид крейсера и самолёта. Сначала ему пророчили должность убийцы авианосцев, потом планировали использовать в качестве десантного корабля, способного кроме людей нести на борту ещё и тяжёлую технику.
В 1991 году страна развалилась. Все испытания свернули — «Лунь» оказался забытым и никому не нужным. Он до сих пор стоит в Каспийске (Дагестан), гниёт прямо под открытым небом.
2. «Буран»
Другая технологическая гордость Союза — «Буран» — тоже гниёт, но в закрытом помещении. Тело могучего космического корабля спрятано в гигантском ангаре, возможно, за самыми большими дверями в мире. В высоту они превышают 40 метров — это немногим меньше 14-этажного дома.
На самом деле в рамках программы многоразовой транспортной космической системы СССР было создано около десяти «Буранов», но только один из них был полностью готов к испытаниям. Собственно, именно это изделие 1.01 мы все и знаем. Остальные «Бураны» представляют собой тренировочные макеты либо выставочные экспонаты.
Впрочем, готовились и новые полноценные космические корабли, например изделие 1.02 «Буря». Он должен был совершить второй полёт и достичь станции «Мир», но не сложилось. Тело «Бури» до 2007 года просто валялось под открытым небом, потом оно исчезло с «радаров». Кроме этого, уже шли работы по второй серии аппаратов. На момент прекращения работ изделие 2.01 «Байкал» было готово на 50 %, старт планировался на 1994 год.
Космос, который мы покорили и потеряли
3. Станция «Дуга»
Загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» до середины 80-х находилась в статусе полной секретности. С помощью новейших на то время радаров объект позволял военным заглядывать за горизонт, отслеживая цели на дистанции до 3 000 километров (отсюда и название). В первую очередь «Дуги» предназначались для раннего обнаружения межконтинентальных баллистических ракет, которые могли прилететь со стороны предполагаемого противника, ныне более известного как наши заокеанские партнёры.
«Дуги» во множественном числе потому, что доподлинно известно как минимум о трёх подобных комплексах. Однако до наших дней дожил лишь один — тот, что вблизи Чернобыля. Остальные разобрали на лом, ведь это тысячи тонн металла. Мачты антенны уцелевшей «Дуги» достигают в высоту 150 метров, а в длину — более четырёхсот.
Справедливости ради нужно отметить, что данный объект списали ещё во времена СССР, после аварии на Чернобыльской АЭС. Очевидно, что именно по этой причине «Дуга-1» дожила до наших дней и теперь выполняет роль памятника древней более развитой цивилизации.
4. Кольская сверхглубокая скважина
Кольская сверхглубокая окутана множеством слухов и мифов — от просто занятных до совсем невменяемых, согласно которым советские учёные добурились до самого ада. Услышав душераздирающие крики, люди в халатах доложили куда надо и получили приказ немедленно свернуть работы. На самом деле примерно так и было, только без душераздирающих криков из-под земли.
В 1990 году, после того как вышли на рекордную глубину в 12 262 метра, на объекте произошла авария — оборвалась буровая колонна. Это означало, что придётся бурить по новой с отметки около 7 000 метров. Возможно, продолжили бы, ведь такая авария уже случалась в середине 80-х, но времена изменились — деньги на поиски ада перестали выделять.
До сегодняшнего дня глубина в 12 километров остаётся рекордной. Реальные цели проекта давно рассекречены и звучат они куда скучнее, чем мифические. Советы хотели получить больше информации о глубинных породах, водных растворах, газах и тепловом режиме. Эта информация позволяла лучше понять процесс рудообразования. На данный момент объект законсервирован и постепенно разрушается. Было несколько анонсов о возобновлении работ, но никак не удаётся отыскать сто миллионов рублей. Это примерно одна сотая того, что нашли у полковника Захарченко в 2016-м, например.
5. Ускорительно-накопительный комплекс
Строительство Большого адронного коллайдера началось в 2001-м и завершилось через пять лет. Вскоре набрал популярность YouTube, и мы узнали, что учёные хотят создать чёрную дыру или открыть портал в другое измерение. Мнения разнились, но совершенно точно ничего хорошего от колдунов-учёных не ждали.
Сейчас БАК самый большой, дорогой и технологически сложный научный инструмент из когда-либо созданных человеком. Собирали его всем миром. Вышло на славу. Во всяком случае, физики очень довольны, говорят, что скоро узнают всё о мироздании и расскажут нам. Правда, вряд ли мы что-то поймём — понадобятся переводчики с их учёного на наш человеческий язык.
Наш ускорительно-накопительный комплекс должен был ответить на эти же вопросы и точно так же радовать физиков, однако строительство началось ещё в 1983-м. УНК стал последним мегапроектом СССР — страна уже вступала в перестройку. Основное подземное кольцо длиной в 21 километр было проложено; более того, в 1994-м даже ввели в строй первый участок. Объект располагал электромагнитной и вакуумной системами; функционировала система наблюдения за пучком. Проще говоря, УНК находился на финальной стадии строительства и мог опередить БАК на десять лет, притом строился он усилиями пускай и огромной, но всего одной страны. Далее всё по классической схеме: денег на все эти безделушки не стало, ведь срочно требовались яхты, виллы и личные самолёты для новых хозяев страны.
Автобусные остановки в СССР: следы более развитой цивилизации