К сожалению, в спорах редко есть хоть какой-то смысл. Каждый участник в первую очередь хочет доказать свою правоту и ради этого порой идет на крайние меры. Когда аргументы кончаются, твой собеседник может позволить себе перейти на личности. Оскорблять оппонента в ответ – не лучшее решение. Ничем хорошим такой поступок для тебя не закончится, ты разве что опустишься до уровня человека и продемонстрируешь окружающим худшие свои черты характера.
В любой ситуации самая достойная стратегия – оставаться хладнокровным. Это показывает твою выдержку, умение контролировать свои эмоции, не поддаваться на манипуляции и апеллировать фактами. Вот несколько способов, которые помогут тебе сохранять спокойствие, даже если твой собеседник позволяет себе слишком многое.
1. Не воспринимай все на свой счет
Не принимай на свой счет то, что собеседник высказывает тебе на эмоциях. Часто цель человека – просто отстоять свою позицию любыми возможными способами, заставить тебя поменять свое мнение. Также переход на личности может означать, что твой собеседник слишком зол, чтобы контролировать себя, и хочет задеть тебя побольнее. Его слова могут вообще не отражать реальное положение дел.
Так что не стоит слишком цепляться за услышанное в свой адрес. В моменты, когда ты ведешь с кем-либо ожесточенный спор, полезно напоминать себе, что твой собеседник будет использовать любую возможность, чтобы одержать победу. Пусть даже она будет мнимой или нечестной. Те слова, которые будут высказаны в твою сторону, вряд ли можно считать объективными. Скорее, это будет попытка преувеличить или преуменьшить какие-либо из твоих качеств, вызвать у тебя чувство вины или заставить засомневаться в правильности твоих действий.
2. Пойми, что такое поведение – признак неуверенности в себе
Отличный способ перестать выходить из себя в моменты, когда твой собеседник переходит на личности, – помнить об истинных причинах такого поведения. Эта привычка демонстрирует вовсе не уверенность в себе и в правильности своего мнения, а как раз наоборот. Когда человек начинает терять позиции, у него заканчиваются аргументы, и он понимает, что в ближайшее время спор закончится, и он не выйдет из него победителем, в ход идут любые средства.
Если ты уверен в том, что правда на твоей стороне – ты вряд ли будешь тратить время, силы и нервы на то, чтобы убедить собеседника в чем-либо. Скорее всего, тебе будет неинтересно доказывать свою правоту. Просто потому, что в этом нет смысла: рано или поздно человек поймет, что он ошибался. А пока этого не случилось, ты не сможешь изменить чужое мнение даже при наличии большого количества фактов и прочих доказательств.
Как оставаться правым даже в моментах, когда правда на стороне собеседника
3. Негатив в ответ на негатив лишь выставит тебя не в лучшем свете
Помни о том, что цель твоего собеседника – как раз вывести тебя на негативные эмоции. Человек, который кричит или ругается в споре с кем-либо, не вызывает доверия со стороны окружающих. Автоматически в нем считывается неуверенность в себе, неумение доказать свою позицию спокойно, без лишнего шума, только благодаря аргументам и фактам.
Кроме того, негатив в ответ на негатив может плохо отразиться на твоей репутации в принципе. Настоящие профессионалы своего дела, люди, которые не сомневаются в своих решения и поступках, те, кто не зависит от чужого мнения – не тратят время и силы на то, чтобы участвовать в ругани с кем-либо. Твой собеседник всего лишь выставит тебя не в лучшем свете, если добьется от тебя ответной реакции на его слова.
4. Помни, что спокойствие раздражает гораздо сильнее, чем агрессия
Когда твой собеседник переходит на личности, он ожидает от тебя негатива в ответ. Получая его, он понимает, что все делает правильно, и в дальнейшем может использовать свое поведение как манипуляцию. Если же ты сумеешь сдержаться и остаться невозмутимым, это поставит человека в тупик. Пытаясь вывести тебя на эмоции, он потерпит сокрушительное поражение. Ты же можешь воспользоваться его растерянностью и закончить спор, не повышая голоса и не используя ругань.
Спокойствие в ответ на попытки задеть тебя – это более чем достойное заявление о том, что ты не желаешь опускаться до оскорблений. Слишком мало людей могут похвастаться умением контролировать свои эмоции и руководствоваться разве что холодным рассудком. Тем более, вряд ли твой собеседник сам захочет продолжать спор, видя, что ты никак не реагируешь на его поведение. В этом просто не будет смысла, ведь переход на личности обычно означает, что у человека закончились аргументы.
5. Ищи истинные причины своей злости
Когда человек переходит на личности и начинает высказывать тебе малоприятные вещи, важно не уходить с головой в эмоции, а попробовать проанализировать свои реакции. Важно понять, что именно вызывает у тебя агрессию в ответ. Может быть, ты злишься на то, что твой собеседник не слышит тебя и отрицает твои аргументы или затронул тему, которая является для тебя болезненной, а может, его слова в какой-то степени подтверждают твои собственные опасения насчет себя и правильности твоих поступков. Как бы то ни было, сильные эмоции вызывает лишь то, что действительно находит в тебе отклик, о чем ты переживаешь и в чем ты сомневаешься.
Если ты сумеешь разобраться в истинных причинах своей реакции на слова собеседника, ты сможешь полностью взять под контроль свое поведение. Признание проблемы – это первый шаг на пути к ее решению. Вряд ли тебя смогут задеть высказывания о твоих прошлых ошибках, если ты сможешь принять их, простить себя, перестать на этом зацикливаться и начать снова доверять своим выводам. Выслушай то, что тебе говорит человек, или закончи диалог с ним, сойдясь на том, что каждый из вас останется при своем мнении. А оставшись наедине с самим собой, хорошенько проанализируй состоявшийся спор.