1. Идеологизация
Есть люди, которые, тяжело вздыхая, разочарованно замечают: «Эх, никакой идеологии у нас нет». Вроде как оттого и живём не очень, крокодил не ловится, не растёт кокос. Когда таких вздыхателей становится много, идеология всё же приходит и накрывает всё общество целиком, независимо от взглядов остальных. Тех, кто и сам прекрасно знает, как ему жить, к чему стремиться и о чём мечтать.
Какая идеология может прийти? Да абсолютно любая. Если повезёт — то патриотично-исключительная, как в США; если нет — может явиться коммунизм или нацизм. Но давай зададим простой вопрос: зачем человеку вообще нужна идеология? Чтобы с чистой совестью не думать о будущем, чтобы не утруждать себя рассуждениями о собственной жизни. Идеология ставит узкие и строгие рамки, в которых вынуждено существовать общество. Шаг влево, шаг вправо — трудовой лагерь. Проще говоря, идеология делает жизнь проще, но взамен берёт часть свободы, и очень многие готовы этой свободой пожертвовать.
Любые намёки на построение государственной идеологии должны настораживать, ведь она всегда насаждается насильственным путём. В любой стране мира, даже в КНДР, есть десятки тысяч несогласных — их участь тебе известна. Если идеологизация охотно поддерживается большей частью общества, значит, это общество в некоторой мере утратило понятие гуманизма. Такое общество однозначно больно.
Северная Корея: большая клетка, в которой живут люди
2. Конфликтность
Вечным спутником идеологизации является конфликтность и агрессия, однако они могут существовать и сами по себе. В первом случае всё понятно: утрата представлений о гуманизме и восприятие врагами всех, у кого иные взгляды. В другом случае, когда вроде бы идеологии нет, но ненависть витает в воздухе, причины могут быть самыми разными. Сильно повышает общий градус конфликтности концепция «осаждённой крепости» — ситуация, когда большая часть общества считает, что все вокруг враги, все строят козни и мечтают их захватить.
Эта концепция отлично ложится на людские массы. Во-первых, она очень простая — объясняет всё буквально несколькими тезисами. Во-вторых, она привносит ощущение некой особенности. Вроде как весь мир живёт себе и живёт — очень скучно. А вот мы — мы особенные, потому всё против нас. В-третьих, концепция «осаждённой крепости» даёт ощущение величия, ведь вокруг столько неприятелей, а мы всё стоим, боремся! Всё это вместе порождает ксенофобию, подозрительность, нетерпимость и выливается в агрессию. Выплёскивается такая агрессия чаще внутрь самого же общества: ухудшается криминогенная обстановка, снижается значение личности и даже человеческой жизни.
3. Нищенство и холопство
Если общество принимает нищенство как норму, а с государственными чинами выстраивает отношения на правах холопов — оно больно. Причем это запущенная стадия: моральный распад уже состоялся — далее последует физический.
«Не жили богато — нечего и начинать»; «Богат, да крив; беден, да прям»; «Богатому не спится: богатый вора боится»; «Богатому ни правды, ни дружбы не знавать»; «Богатый совести не купит, а свою погубит» — таких поговорок существует огромное количество. Все они культивируют бедность; этим же зачастую занимается и религия. Но что же хорошего или хотя бы нормального в бедности? Понятно, что все богатыми быть не могут, и понятно, что бедность не порок, но разве не следует всеми силами выбираться из этой ямы? Хотя бы ради потомков, чтобы те не влачили такое жалкое существование. Любой нормальный человек жаждет улучшения своего материального положения, тем более если он на дне.
Одна из важнейших проблем общества — непонимание своей роли. Депутаты, министры, президенты — все они просто люди, которые, вообще-то, на службе. Служат они во имя интересов народа и государства, они никакие не цари и тем более не солнцеликие божества. Если на явное хамство чиновника человек отвечает придурковатой улыбкой — он морально болен. Если так ведёт себя целое общество, полагая, что «наверху виднее» и нужно потерпеть, — больно целое общество.
Самые бедные страны мира, которые никогда не разбогатеют
4. Беспризорность
Здесь расписывать особо нечего — это просто один из очевидных признаков. Даже звери редко бросают своё потомство, а нормальный человек никогда не оставит своего ребёнка. У беспризорности много причин — от алкоголизма и наркомании до бесконечных войн и простого безразличия. Если общество закрывает глаза на бездомных детей, не заставляя государство как-то на это реагировать, — оно больно.
Беспризорность — это свидетельство разложения института семьи и отсутствия гуманизма. Институт семьи — это фундамент, на котором была построена сама цивилизация. Без этой ячейки общество разлагается, а без понятий гуманизма человек постепенно перестаёт быть человеком, возвращаясь в каменный век.
5. Клановость и понятийность
Если общество в какой-то стране делится на кланы и если роль кланов становится доминирующей, значит, страна на грани распада или гражданского конфликта. Такая система однозначно рано или поздно направит ненависть и ксенофобию внутрь себя, ведь соседние кланы намного ближе, чем соседние народы или страны. Ненависти нет разницы, на чьи головы обрушиться, — сойдёт любой цвет кожи, разрез глаз, любая религия и любое окончание фамилий. Общество, разбитое на кланы, — это всё равно что районы города, разделённые между ОПГ. Какое-то время по взаимным договорённостям всё может быть относительно тихо и спокойно, но однажды кто-то «чиркнет спичкой».
Рядом с клановостью обычно располагается понятийность — это когда человек предпочитает жить по каким-то понятиям, а не по законам. Поразительно, но часто эти люди, живущие в мире понятий, замечают: «А вот в Европе…», — не понимая, что в той же Европе и в других развитых уголках мира жизнь такова потому, что люди там живут по законам. Эти законы вырабатывались веками, менялись, оспаривались, отменялись и принимались снова, если того требовало время. В итоге общество приходило к удовлетворительной правовой системе, которую никогда не смогут заменить понятия.