Слушай подкасты нашей студии
Слушать

5 неожиданных вещей, которые влияют на вкус еды

Мы привыкли, что наши предпочтения формируются вкусовыми рецепторами, и думаем, что именно из-за различия в них и получается такое расхождение в пристрастиях. Но как оказывается, на вкус влияют не только рецепторы, но и факторы, которые ты не можешь контролировать.

1. То, что ела твоя мама во время беременности

Многие блюда, о которых мы вспоминаем с теплом или которые едим на постоянной основе, мы ели в детстве. Кому-то может показаться противным суп с фасолью или салат «Мимоза», но если с ними связаны хорошие воспоминания, то человек будет любить эти блюда.

На самом деле вкусы прививались тебе, ещё когда ты находился в материнской утробе. И это подтверждено научно. Так, например, учёные из некоммерческого научного института Филадельфии Monell Chemical Senses Centre провели исследование, в ходе которого беременным женщинам давали большое количество морковного сока. После родов, в период лактации, женщины продолжали пить этот сок.

В результате учёные выяснили, что дети, чьи матери пили морковный сок во время беременности и кормления грудью, буквально обожали этот напиток. Дети тех матерей, которые пили морковный сок лишь во время беременности, тоже испытывали тягу к нему, хотя и меньшую. Это объясняется тем, что еда и напитки, которые женщины употребляют во время беременности и кормления грудью, служат чем-то вроде приправы для околоплодных вод и грудного молока.

2. Твои личность и настроение

Большинство людей, находясь в стрессе, испытывают повышенное желание съесть что-либо с большим количеством сахара и углеводов. Это связано с тем, что мозг хочет поднять уровень серотонина, гормона радости, для улучшения настроения. Именно поэтому в плохом настроении тебе хочется съесть кусочек шоколада или похрустеть чипсами.

К слову, стресс может достаточно сильно менять восприятие вкуса. Так, например, в одном из исследований учёные давали людям искусственный подсластитель, когда те находились в нормальном психологическом состоянии. Затем они ставили перед принявшими подсластитель достаточно сложные задачи, которые требовали напряжения, а также всячески мешали им решать их. После этого исследуемым давали тот же подсластитель, и люди описывали его как более горький и менее сладкий, чем тот, который они ели до возникновения стрессовой ситуации.

Другое исследование показывает, что люди ощущают вкус по-разному, и это связано не только с настроением, но и с характером личности. Так, например, депрессивные люди чувствуют сладость меньше, чем обычные, а люди с паническими расстройствами хуже чувствуют горечь.

3. Этикетка

Ты можешь думать, что прекрасно разбираешься в составе продуктов и что какой-то там яркой этикеткой тебя не обмануть, но это не так. Не зря же бренды тратят миллионы долларов на то, чтобы сделать упаковку максимально привлекательной и вызвать у покупателя определённые чувства. В том числе с помощью некоторых манипуляций с упаковкой производители буквально могут запутать твои вкусовые рецепторы, а точнее, твоё восприятие вкуса.

Так, например, в одном из исследований группе людей давали болонскую колбасу с одинаковым процентом жирности. Но одним сказали, что это обычная колбаса, а другим — что это обезжиренный продукт. Как итог, участники, пробовавшие «обезжиренную» колбасу, говорили, что её вкус менее насыщенный, чем у обычной.

Другое исследование показало, что добавление в список ингредиентов вещества, которого в реальности не было в составе, заставляет людей буквально чувствовать его привкус в продукте. В ходе этого исследования людям давали одинаковые шоколадные батончики, но на этикетке одного из них присутствовало слово «соя» в составе, хотя на самом деле её не было. И люди, которые пробовали «соевый» батончик, говорили, что чувствуют неприятное послевкусие сои.

4. Цвет

Думаем, об этом ты уже слышал. Например, в исследовании цветовой гаммы «Макдональдса» до ребрендинга, где использовались агрессивные сочетания цветов, вызывающие желание быстрее поесть и поскорее уйти. Одно из исследований показало, что цвет стакана, в котором подаётся напиток, может влиять на ощущение его температуры. Так, например, напиток в красных и жёлтых стаканах воспринимается как более горячий, а в синих и зелёных — как более холодный.

Другое исследование выявило, что цвет жидкости влияет на её восприятие. Так, например, зелёный цвет делает сладкие напитки более сладкими, а жёлтый, наоборот, — более пресными. Кроме того, если взять два одинаково кислых напитка и один из них окрасить в жёлтый или зелёный цвет, то он будет восприниматься менее кислым. И тут дело не в каких-то скрытых функциях, а в ожидании. Мы подсознательно ждем, что зелёный будет сладким, а синий или прозрачный — кислым или острым.

5. Звуки

Помимо цветового оформления, заведения, связанные с питанием, заботятся и о фоновом звуке. И это влияние сложно отрицать, хотя бы представив атмосферу дорогого ресторана с классической музыкой и вежливой речью на заднем плане или кафе быстрого питания с крикам, шумом из кухни и плачущими детьми.

Исследование показало, что когда ты ешь в месте с высоким уровнем шума, то теряешь способность точно определять сладость или солёность еды. Всё из-за того, что нейроны, отвечающие за восприятие звуков, как бы перевешивают по значимости те, которые различают вкусы.

Можно сделать вывод, что в таком случае предпочтительнее есть в полной тишине, но это не так. По результатам этого исследования, при фоновом шуме на уровне между 62 и 67 децибелами (что соответствует достаточно громкому разговору или атмосфере ресторана) восприятие еды лучше, чем при более низком или более высоком уровне шума.

Этим в том числе пользуются оформители ресторанов, которые задают громкость музыки так, чтобы она была не слишком тихой, но и не слишком громкой. Кстати, исследование Университета Хериота-Уатта показало, что восприятие вкуса вина зависит от того, какая музыка играет во время того, как человек его пьёт. При этом для различных сортов вина подходит разная музыка.

От первых городов до ожирения: 6 способов, как еда определяет нашу жизнь

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)