От первых городов до ожирения: 6 способов, как еда определяет нашу жизнь

Роман Федоров
17 сентября, 2020
15.8k
0
Наука
в избранное

Еда влияет на нас во всех сферах жизни. Благодаря еде мы преуспели как вид, благодаря ней появились и организовались первые города. Питание определяет то, как мы выглядим и какое удовольствие получаем от жизни. Твое здоровье, здоровье общества во многом зависят от еды. Она активно участвует в социальных взаимодействиях. С помощью еды можно общаться, мы наделяем пищу смыслами и почти каждый наш праздник сопровождается сытной трапезой.

BroDude рассказывает, как еда воздействует на человека и определяет его жизнь в целом.

1. Еда и эволюция человека: когнитивная революция


Еще каких-то 30 тысяч лет назад человек знал лишь один вид десерта — спелые фрукты, но с момента, когда мы стали есть обработанную огнем пищу, сократились и наши кишечники. Как правило, переваривание такой пищи занимает куда меньше энергии, чем переваривание сырой. В результате мы «отрастили» мозги, потому что высвободилось «окно» для развития других органов. Для примера, шимпанзе тратят на еду по пять часов в день (сбор, трапеза, переваривание), а человек может совершить те же действия и получить столько же калорий всего за час. Как итог, человекообразные обезьяны сидят в джунглях, а мы — в душных офисах.

Следующий скачок произошел во время аграрной революции в 9500–8500 годах до нашей эры. Тогда человек понял, что оседлый образ жизни обеспечит его гораздо большим количеством еды и мяса, чем собирательство и охота. В итоге он начал тратить много сил на освоение растительных культур и животных. Одомашнили первых коз и окультурили пшеницу в девятом тысячелетии до нашей эры, горох и чечевицу — в восьмом, оливу в пятом, а лошадь была приручена в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Согласно книге Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества», более 90 % всех калорий мы получаем из тех видов и растений, которые мы одомашнили между X и IV тысячелетиями до нашей эры. Для примера, возьмем пшеницу. Десять тысяч лет назад это был всего лишь один из многих полевых злаков, а сегодня она захватила мир. Это самое культивируемое растение в мире и ежегодно ею засеивается до 22,5 миллионов квадратных километров земной поверхности.

С точки зрения индивида, пшеница выгнала человека из дикой природы и заставила его горбатиться на полях и выстраивать сложные социальные структуры, ведь поле в одиночку не обработаешь.

Но с точки зрения Homo Sapiens как вида, мы выиграли, потому что увеличилось количество калорий на единицу площади: как следствие, случился демографический взрыв, появилось классовое неравенство, а само общество было кардинально перестроено.

От камня в руке до смартфона в кармане: 10 этапов развития человечества

2. Еда и архитектура города: голодающие города

Первые города были основаны благодаря зерну, ведь человек стал вести оседлый образ жизни и скапливаться в одном месте. Взгляни на свой город, особенно если он был основан до индустриализации. Кривые улочки, непонятная, хаотичная архитектура и беспорядочно застроенный старый жилой фонд. Ты не задавался вопросом, почему так происходит? В чем была сложность выстроить все более грамотно и организованно? Ответ на этот вопрос нашла урбанист Кэролин Стил, автор книги «Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь».

Раньше в населенных пунктах царил продовольственный хаос: по улочкам тут и там шныряли козы, гуси, куры и даже крупный скот. Это же касалось и домов: там люди тоже занимались животноводством.

Житель такого города понимал, откуда берется еда, и это не вызывало дискомфорта: такая мера была необходимой, являлась неотъемлемой нормой «как сон или дыхание». Из-за этого хаоса получилось так, что именно еда подстраивала под себя архитектуру, а не наоборот. Вся Европа в один момент была покрыта дорогами, по которым перевозили зерно для продажи и перегоняли животных.

Делаем вывод: хаос в структуре города воспринимается таковым, потому что поменялись наши потребности. Сейчас нет нужды, чтобы на улицах паслись животные, а когда такое случается, город поддается остракизму в духе: «Фу, ну и деревня». Но раньше это было удобно и города подстраивались под эту нужду.

3. Еда и общение: смысловое значение еды


Человек наделяет еду разными смыслами. Мы делим ее на культуры: азиатская, восточная, европейская кухня, разделяем ее по чистоте и экологичности, питательности, полезности и даже по религии. К примеру, когда в одной культуре позволительно есть свинину, а в другой нет. Ты склонен есть ту пищу, которая принята в твоем обществе, а принимая в гостях человека, ты наверняка позаботишься, чтобы предложенная еда не оскорбила его.

С помощью еды мы празднуем знаменательные даты, выстраиваем отношения и часто воспринимаем ее как основной источник гедонистических эмоций. Еда вплетена в наши жизни настолько, что одно изменение в ежедневном рационе общества может повлиять на здоровье целой нации.

4. Еда и здоровье общества: ожиревшая нация

В 1970 годах в Америке вдвое увеличилось число ресторанов быстрого питания. Следом резко возросло количество людей, страдающих от ожирения. По итогу вышла ситуация, что двое из трех встреченных на улице людей будут иметь проблемы с избыточным весом. Повышенный коэффициент массы тела несет за собой множество проблем со здоровьем: диабет 2 типа, высокое кровяное давление, проблемы с суставами, камни в желчном пузыре и другие малоприятные состояния.

Здоровье кожи, ротовой полости, костей и внутренних органов во многом зависят от питания. Вывод получаем следующий: когда все общество резко меняет свои пищевые привычки, эффект не заставляет себя ждать, как это случилось в Америке в связи с ростом популярности фастфуда.

5. Еда, производители и экология: отделение еды от природы

В сознании человека, жившего в доиндустриальную пору, природа — это мать, которая кормит тебя, поэтому нужно о ней заботиться. Иными словами, мы жили в этой среде, были ее частью. В сознании современного человека, природа — это нечто, что можно нещадно эксплуатировать. Мы не имеем ни малейшего представления о том, откуда берутся и как производятся котлетки на нашем обеденном столе. Виной всему — мировой агробизнес. По мнению Кэролин Стил, тот нацелен на максимальную выгоду с минимальными затратами.

Цель была достигнута: мясо подешевело. Как следствие, умирает частное фермерство, которое зачастую не может окупить расходы на производство. Сегодня системы снабжения в мире полностью подконтрольны агропромышленным корпорациям. Цены устанавливают они и главная их цель — не сделать качественный продукт, а купить дешево и продать дорого. Решения в результате принимаются соответствующие.

Вместе с тем мы перепроизводим ресурсы. Некоторая часть из созданной продукции остается невостребованной, а на нее уже потрачена вода, солнечная энергия, топливо и человеческие ресурсы. Автор книги «Голодающий город. Как еда определяет нашу жизнь» считает, что подобный подход чреват экологической катастрофой. Вместо этого Кэролин Стил советует покупать продукты у местных производителей, взывая государства (только у них есть подобные полномочия) внести отдельные этикетки для товаров, произведенных фермерами.

6. Еда и контроль популяций: видовое чемпионство


Как уже говорилось, современный человек оторван от производства еды. Покупая мясо, мы не знаем наверняка, как тот или иной продукт был изготовлен. Нам тяжело представить, что для приготовления куриного супа нужно вооружиться топором в одной руке и курицей в другой. Эту проблему за нас решает агробизнес. Сейчас в мире 1,4 миллиарда крупного рогатого скота, миллиард овец и 18,6 миллиардов кур. Это одни из самых многочисленных видов планеты. Угадай, благодаря кому они преуспели?

«Мы не задумываясь едим курятину, но если нам дать нож и запереть в комнате с живой курицей, большинство из нас, наверно, умерли бы голодной смертью».

Есть мнение, согласно которому эти популяции «завоевали» планету. С точки зрения выживаемости вида — это однозначная победа. С точки зрения отдельного индивида — полная катастрофа. Одного рогатого скота агробизнес ежегодно забивает до 300 миллионов голов. Поэтому в действительности это порабощенные виды, ведь завоеватель получает бонусы, а раб их отдает.

Будь здоров, цени природу и питайся качественной пищей с грядок местных фермеров.