Самое известное кораблекрушение — это, конечно же, затопление «Титаника» — британского трансатлантического пассажирского парохода. Вследствие столкновения с айсбергом, «Титаник» получил пробоину и вскоре пошел ко дну, в результате чего в холодных водах Северной Атлантики погибло от 1490 до 1635 человек.
Это событие стало таким ярким, что затмило собой остальные кораблекрушения 19 века. Между тем, среди них было немало серьезных катастроф, повлекших сотни жертв и ставших в свое время резонансными.
1. «Арктик»
Многих возмущает принцип спасения с тонущего корабля «женщины и дети вперед». Можно посчитать, что это обесценивает жизнь мужчин, которые погружаются в шлюпки последними, и то если хватит места. Но такой принцип появился неспроста в давние времена ввиду большей силы и сноровки мужчин по сравнению с женщинами и, тем более, с детьми. У взрослого мужчины просто больше шансов выжить вследствие возможности соорудить конструкции для спасения.
В 1854 году этот принцип показал себя так ярко, что стал обязательным для всех кораблей, выполняющих длительные переходы. 27 сентября 1854 года колесный пароход «Арктик» плыл в густом тумане у побережья Канады, и члены экипажа не заметили французское рыболовное судно «Веста». Произошло столкновение, в результате которого в корпусе парохода недалеко от машинного отделения возникла пробоина.
Экипаж четыре часа пытался заделать пробоину матрасами, тканью и всем, что попадалось в руки, однако вскоре вода так затопила нижнюю часть, что погасила корабельные котлы. Насосы перестали работать, и вода стала заполнять палубы с увеличившейся скоростью. В тот момент члены экипажа поняли, что пароход пойдет на дно и нужно спасаться.
Проблема была в том, что общая вместительность спасательных шлюпок составляла около 180 человек, тогда как на борту находилось 400 человек. В панике понимая, что северные воды Атлантики не пощадят никого, независимо от пола и возраста, экипаж стал спускать лодки. Сначала в них действительно усаживали женщин и детей. Но осознав, что на всех места не хватит, в рукопашной схватке члены экипажа отвоевали шлюпки и сбросили с них пассажиров. Капитан попытался восстановить дисциплину и спустил шлюпки с другого борта, но и там большую часть мест заняли члены экипажа. Одну из лодок и вовсе захватил инженерный состав парохода с оружием в руках.
В итоге из 400 человек, находившихся на борту, выжили только 85, среди которых были только мужчины. Все женщины и дети утонули.
2. «Пасифик»
Число погибших на колесном пароходе «Пасифик», принадлежавшем той же компании, что и «Арктик», в несколько раз меньше, чем на «Титанике». Но если мы знаем о гибели знаменитого парохода все, то детали пропажи «Пасифика» до сих пор не раскрыты.
23 января 1856 года пароход отправился из Ливерпуля в Нью-Йорк, взяв на борт всего 45 пассажиров. Кроме того, на корабле плыли 141 член экипажа. Такое небольшое число пассажиров для корабля, способного вместить до 300 человек, не считая экипаж, объясняется зимнем временем, когда путешествия были непопулярны.
В день, когда ожидалось прибытие «Пасифика» в Нью-Йорк, пароход не появился, как и в последующие дни. Тогда на поиски отправили другие корабли, но они не обнаружили его следов.
То, что произошло именно кораблекрушение, стало понятно через несколько лет, в 1861 году, когда на побережье Гебридских островов у Шотландии выбросило бутылку с письмом. В сообщении говорилось следующее:
Борт «Пасифик» из Ливерпуля в Нью-Йорк. Корабль тонет. Неразбериха на борту — айсберги вокруг нас со всех сторон. Я знаю, что не смогу спастись. Я записываю причину нашего исчезновения, чтобы друзья не жили в ожидании. Нашедший, пожалуйста, опубликуйте это сообщение. В.М. ГРЭМ (капитан).Так стало ясно, что «Пасифик» постигла та же судьба, что через десятки лет настигнет и «Титаник».
3. «Султанша»
В том же 1865 году в конце Гражданской войны в США произошла одна из самых масштабных по количеству жертв катастрофа — гибель «Султанши».
27 апреля 1865 года колесный пароход «Султанша» следовал по реке Миссисипи в сторону северной части страны, перевозя бывших заключенных армии США, вызволенных из плена конфедератов. При вместительности корабля около 700 пассажиров, он перевозил более 2 тысяч человек, в основном раненных и изможденных концлагерем солдат.
Примерно в 2 часа ночи 27 апреля 1865 года вследствие неисправности на «Султанше» взорвались оба котла. Струи раскаленного пара заживо сварили часть экипажа и пассажиров и разрушили конструкцию корабля. Вскоре обломки загорелись, преграждая путь людям, застрявшим на нижних палубах. Некоторым раненым удалось выбраться и прыгнуть в воду, однако они быстро утонули из-за того, что были слишком измождены пленом.
Около 7 часов утра все, что осталось от «Султанши», затонуло. Погибло 1653 человека, спаслись 741. Однако позже к жертвам добавилось еще около 70 человек, погибших уже в госпиталях. Таким образом, на «Султанше» погибло больше людей, чем на «Титанике».
Но почему тогда «Титаник» так хорошо известен в массовой культуре, а не «Султанша»? Дело в том, что катастрофа произошла в конце Гражданской войны и последовавших за этим еще более ярких событий вроде убийства Линкольна. Поэтому тема с затонувшим пароходом быстро ушла с первых страниц газет.
4. «Центральная Америка»
3 сентября 1857 года колесный пароход «Центральная Америка» вышел из Панамы в направлении Нью-Йорка, перевозя 477 пассажиров и 101 члена экипажа. Кроме того, на борту было более 9 тонн золота.
9 сентября «Центральная Америка» попала в мощный шторм у берегов Северной Каролины, и началась борьба за выживание. Не только члены экипажа, но и пассажиры работали без сна, пытаясь обуздать стихию, которая бросала на корабль тонны воды со скоростью ветра в 60 километров в час.
11 сентября шторм усилился, и скорость ветра достигла 165 километров в час. В тот момент с парохода сорвало паруса и пробило дыру в одном из отсеков, заливая котел. К середине дня котел погас, и гребные колеса остановились, после чего корабль начало сносить по течению. Несмотря на неоднократные попытки откачать воду из нижних отсеков и вновь разжечь котел, ничего не получалось.
12 сентября в успокоившемся шторме «Центральную Америку» заметили два судна и сумели принять на борт 153 человека. Однако стихия не дала спасателям доделать работу и затопила корабль. Погибло около 400 человек.
В 1988 году пароход вместе с грузом был обнаружен, и с его обломков было поднято золото на сумму примерно 100 миллионов долларов.
5. «Принцесса Алиса»
3 сентября 1878 году колесный пассажирский пароход «Принцесса Алиса» совершал круиз от Лебединой пристани у Лондонского моста вниз по реке Темза в графство Кент и обратно. На обратном рейсе пароход вышел из порта с близкой к полной загрузкой, составлявшей около 1 тысячи человек, включая экипаж.
Неизвестно, по какой причине, но капитан корабля позволил рулевому сойти на обратном пути в одном из портов и заменил его пассажиром, который хоть и был матросом, но не имел опыта навигации по Темзе и управления крупными пароходами.
В момент, когда «Принцесса Алиса» подходила к вулиджской пристани, где хотела сойти большая часть пассажиров, навстречу шел грузовой корабль «Замок Байуэлл», перевозящий уголь. По стечению обстоятельств угольщик так же имел на борту неопытных членов экипажа.
Поначалу не заметив друг друга, капитаны обоих кораблей слишком поздно поняли, что идут встречным курсом. Экипажи замешкались вследствие неопытности, и угольщик таранным ударом пробил правый борт «Принцессы Алисы», в результате чего пароход был разрезан напополам и затонул всего за 4 минуты.
Несмотря на относительно теплую погоду и более-менее комфортную температуру Темзы, погибло от 600 до 700 человек. Одни пассажиры были заблокированы обломками и заклинившими дверями, из-за чего не смогли выбраться на поверхность, другие, в основном женщины, тонули под тяжестью модных тогда тяжелых платьев. Некоторые пассажиры, спасенные из воды, умерли позже в госпиталях по причине отравления. Дело в том, что катастрофа произошла недалеко от водосброса лондонской канализации, из которой незадолго до этого слили огромное количество сточных вод, включавших не только нечистоты, но и опасные ядохимикаты.