5 громких слов, которые ты произносишь бездумно

Михаил Малахов
Июль 18, 2019
10.6k
0
Культура
в избранное
Разговорный язык постоянно меняется, обрастает современным сленгом и просто новыми словами; происходят постоянные заимствования. Одни считают это загрязнением языка, другие полагают, что это естественная эволюция. Главная проблема всё же не в сленге и не в заимствованиях, а в простых словах, значения которых люди даже не понимают. Если человек не понимает значения простейших слов, то что уж говорить о путанице в сленге или терминологии.

1. «В разы»

Смотри, «в разы» — это когда именно в несколько раз. Несколько — это в три и больше. Съехать даже на «в два раза» не выйдет, потому что это уже не несколько, не «в разы», а конкретно в два раза. Часто это громкое выражение человек использует совершенно не к месту, желая придать большее значение чему-то не столь значимому. Например, новый телефон, который в разы лучше старого. Чем же конкретно он лучше и как удалось определить, что это «в разы»? У него процессор в три раза мощнее и оперативки в три раза больше? Может быть, камера в три раза лучше, или чем он там в разы лучше-то? Он просто лучше, немного. Там подкрутили, здесь подкрасили — и вот новый телефон.

Часто это выражение используется при выборе магазина: обязательно кто-то предложит съездить в другой магазин, потому что там «в разы дешевле». То есть некто заявляет, что один и тот же товар можно купить в разных магазинах по ценам, минимум в три раза отличающимся. Абсурдно ведь. На деле разница составляет какие-то проценты — 5–10, если прямо повезёт, то, может, 20–30. Но это никакие не «в разы».

2. «Кардинально»

Кола и пепси имеют разный вкус — кто не чувствует разницы, должен вообще перейти на другой напиток (вкус которого он хотя бы почувствует). Серьёзно, если для тебя нет разницы между пепси и колой, значит, это вообще не твои напитки. Переходи на сок, кофе или, может, холодный чай вроде «Липтона». Так вот, разница между двумя самыми знаменитыми баночками заметна, но различия не кардинальные. С виски в принципе сойдёт и то, и другое. После нескольких стаканчиков разница сводится почти к нулю. Понятие «кардинально отличается» частенько используется при сравнении частей одной игры или фильма. Просто улучшенная графика и несколько добавленных способностей не делает новую часть кардинально другой. Она такая же, просто чуть новее и моднее.

Кардинальное различие —это принципиальное отличие, то есть нечто совершенно другое. Вот кола и «Липтон» уже имеют кардинальные отличия — два совершенно разных напитка. Или Duke Nukem: первые две части игры были посредственными 2D-платформерами, третья кардинально отличалась. Она стала суперсовременным 3D-шутером, потерявшим любую связь с прошлыми частями.

Интернет-сленг, который все понимают неправильно

3. «На порядок»

Этим выражением тоже сорят постоянно, как и его «братом» по имени «в разы». Это никакие не синонимы — просто по определению. «На порядок» — это ещё больше, чем «в разы». Один порядок — это плюс один ноль на конце, разница в десять раз. Сто на порядок больше, чем десять. А когда некто говорит «на порядки» (во множественном числе), то, по идее, речь должна идти о разнице в тысячи раз. Представляешь, насколько часто и как не к месту используется это громкое слово?

Как пример, когда нечто изменилось на порядок, в голову приходит скорость интернет-соединения. Когда-то нормальной скоростью скачки считалось 5–8 кб/с, сейчас же нормой считается несколько мегабайт в секунду. Это вот разница в разы.

4. «Подавляющее»

С «подавляющим большинством» всё вроде бы понятно: обычно имеется в виду, что кого-то или чего-то было явно больше, и оно победило поэтому. Подавило большинством, количеством взяло. Ключевое тут — «явно больше». Не на доли процентов, а прямо намного.

Частенько можно услышать в речи фразу «подавляющее меньшинство». Дело в том, что в принятом контексте такое определение не верно по своей сути. Меньшинство в этом плане просто не может быть подавляющим. К тому же у термина есть иное значение. Проводился эксперимент, названный «Подавляющее меньшинство». Смысл такой: в две группы по 6 участников внедрялись по 2 человека, которые должны были оказать влияние на большинство. То есть 2 против 4. Их задача заключалась в убеждении своей группы, что синий цвет на самом деле зелёный. В некоторых случаях активному и скоординированному меньшинству удавалось убеждать большинство.

5. «Обещание»

Люди так часто бросаются обещаниями, что те совершенно утратили своё значение. Обещание — это добровольно взятое на себя обязательство. Обязательство подразумевает обязательное выполнение, несмотря на обстоятельства и тем более на желание или нежелание. Проще говоря, обещание — это почти как клятва. Просто без торжественного ритуала, но тоже обязательное к выполнению.

Привычка постоянно обещать происходит от невозможности дать отрицательный ответ. Часто человеку проще дать пустое обещание, невыполнимое, чем прямо сказать «нет».

7 простых слов, которые все понимают неправильно