Мы привыкли считать, что политические убеждения формируются исходя из определенных сознательных решений на основе имеющихся знаний, опыта, пропаганды и тому подобного. Однако если верить ученым из области психологии, формирование политических убеждений может происходить и неосознанно из-за различных факторов, которые мы или не замечаем, или считаем настолько малозначительными, что не берем их в расчет.
Вот несколько эмоциональных факторов, которые побуждают нас выбирать то или иное движение, политическую партию, кандидата и, в целом, строить свои убеждения.
1. Потребность в безопасности
Один из самых основных мотиваторов в выборе политического движения — это потребность в безопасности. Обычно партии и кандидаты обращаются к страхам масс, причем для всех они разные. Если эти страхи совпадают с тем, что транслируют политические силы, именно этим ораторам отдается предпочтение.
То, что разные люди выбирают различные партии, — вполне объяснимо, ведь одни могут давить на желание государства забрать часть свобод, другие, напротив, говорить об опасности отсутствия контроля за свободным рынком, третьи разъясняют риски, связанные с чем-то еще. В каждом из этих посланий можно найти что-то свое, главное, чтобы оно задевало базовые основы, связанные с опасениями на тему стабильности.
2. Нужда в спасителе
Если, давя на страхи, партии и кандидаты говорят, как правило, что они не допустят подобного, то здесь речь идет о своеобразном супергерое, который придет на помощь в трудную минуту. То есть сначала происходит нарушение стабильности психики посредством навязывания определенных страхов, но без решения, чтобы потенциальный потребитель смог прочувствовать все эмоции, и уже потом дается лекарство.
После душа из негативных эмоций, подстегивающих потаенные страхи, появляется нужная партия или кандидат с набором решений, и в этот момент у большинства отключается критическое мышление. Такая потребность в спасителе позволяет достаточно эффективно формировать политические убеждения и создавать культ личности, свойственный всем системам.
3. Принадлежность к чему-то большему
Что бы ни говорила западная концепция на тему повсеместного эгоизма, воспевающая одиночек, люди — существа социальные, даже если речь идет об интровертах. Мы от природы запрограммированы тянуться к коллективу от малых вроде семьи до крупных в виде племени, сообщества и нации. Чувство принадлежности чему-то большему легко объяснить тягой к безопасности, социальному взаимодействию и другими факторами, способствующими комфортной жизни без лишних забот.
Более того, исследования показывают, что удовлетворение чувства принадлежности приводит к выбросу гормонов радости, таких как эндорфины и окситоцин. Помимо улучшения самочувствия, они также блокируют боль. Именно поэтому, будучи на пробежке с командой единомышленников, ты ощущаешь меньше усталости и дискомфорта, а также можешь достигать лучших результатов.
Это же влияет и на выбор политических убеждений, ведь мы подсознательно тянемся к единомышленникам и хотим объединиться с ними в одну группу, причем как можно большую. Чем больше будет эта группа, чем грандиознее ее планы, тем лучше мы себя чувствуем. Политические партии и кандидаты регулярно используют эту тягу в свою пользу, заявляя об общности, важных для большинства целях, проявляя активности, связанные со взаимодействием с единомышленниками, и так далее.
4. Надежда на изменения
Ошибочно считать, что изменения — это только движение вперед. Существуют реакционные силы, которые, напротив, пытаются вернуть все так, как было до изменений, то есть откатить эволюционные и революционные процессы. Так, например, некоторые реакционные силы породили довольно крупные автономные сообщества людей, живущих, как завещали предки, без электричества и других благ цивилизации. Другие не такие радикальные и требуют отказа от определенных социальных тенденций.
В любом случае и сторонники прогресса, и реакционеры одинаково не приемлют застоя и, повинуясь заложенной в подсознание тяге к изменениям, тянутся к тем движениям, которые предлагают перемены. При этом в большинстве своем, когда и прогрессивные, и реакционные силы достигают желаемой цели, они превращаются в стагнационные и остро реагируют на перемены.
5. Поиск смысла жизни
Одна из самых важных эмоциональных потребностей — поиск смысла жизни, который для всех разный. Большинство так и не приходит к чему-то своему, и им живется намного труднее, чем тем, которые смогли отыскать, за что зацепиться и к чему стремиться.
Сопричастность к чему-то масштабному может дать не только чувство единения, но и подарить тот самый смысл жизни, который постоянно ускользает. Теперь человек — не просто серая масса, а член сообщества, стремящегося к изменению мира в лучшую сторону, даже если они выглядят таковыми только в глазах узкого круга лиц. Тем не менее, благодаря яркой пропаганде даже люди, уже нашедшие свое призвание, могут променять его на более масштабные цели, навязанные пропагандой.