4 парадокса российского общества

Михаил Малахов
20 декабря, 2019
19.1k
0
Культура
в избранное
Наверняка подобных парадоксов хватает во всех обществах в любых странах. Те же американцы, вроде как топящие за свободу и права, отказывают в этой свободе и правах другим народам. Они, выступающие мировым жандармом, сами же и плюют на мировой порядок, превращая его в хаос. Однако сейчас речь пойдёт именно о нас и о парадоксах, присущих нашему современному обществу.

1. Все понимают всё и не понимают ничего

Взаимное понимание требует взаимной лжи.

— Дон-Аминадо

Смотря вечерний выпуск новостей или какое-то ток-шоу, слушая речи министров и чиновников рангом пониже, ты можешь подумать, что эти люди живут в параллельной реальности. Говорят о вещах, которые не имеют никакого отношения к настоящей жизни населения. Может показаться, что все эти люди действительно ничего не понимают и окончательно оторвались от реальности. В некоторых случаях такой отрыв и правда имеет место. Ну представь, человек 10–20 лет живёт на полном государственном обеспечении, имеет соответствующий круг общения, образ жизни и соответствующую повестку дня. Непросто в таком положении сохранить трезвость ума и объективность оценки.

Однако в действительности практически все прекрасно всё понимают. Просто вот так повелось: мы не терпим никакой критики в свой адрес и оттого привыкли отрицать реальность. Прежде чем на политиков пенять, стоит взглянуть на сам народ. Это же мы, сами зная и понимая всё, готовы удавить любого, кто нелестно отзовётся о стране. Особенно если этот кто-то иностранец. Никогда мы публично не признаем своих проблем, а в ответ найдём кучу отговорок и проблем в других странах или во всём мире.

Но всё-таки, оставаясь в кругу близких друзей, мы критикуем — всегда и всех. Имея разговор с каким-то чиновником регионального уровня, мы встречаем всепонимающий взгляд. Даже общаясь с правоохранителями не на камеру, не под запись, мы обнаруживаем, что и они всё прекрасно понимают. Так и живём — в полном понимании, но с непреодолимым желанием ничего не понимать.

2. Умные и глупые одновременно

Никем нельзя так прочно завладеть, как мудрецом, решившим поглупеть. Ведь глупость, порожденная умом, опору для себя находит в нём. И разум, отшлифованный ученьем, глупцам ученым служит украшеньем.

—  Уильям Шекспир

Листая иной раз комментарии в социальных сетях, думаешь, будто попал на планету обезьян. Совершенно непонятно, как с таким уровнем выстраивания причинно-следственных связей эти люди вообще умудрились дожить до 30–40, а то и до 50 лет. Непонятно, почему люди, получившие лучшее в мире советское образование, не в состоянии даже предложение нормально построить.

А с другой стороны, смотришь на любую международную олимпиаду по любым точным наукам, будь то физика, математика или информатика, — так наши обязательно берут призовые места. Зачастую самые высокие. Смотришь на то, как наши люди умудряются находить решения каких-то насущных проблем, и понимаешь: действительно ведь смекалистый народ! А главное, так было всегда. Вспомнить хотя бы «Спутник-1» или запуск первого человека в космос. Это сделали мужики в шапках-ушанках, которых и всерьёз-то никто не воспринимал.

Видимо, дело тут в разнице между индивидуальным умом, личной смекалкой и общим стадом. Так-то мы умные, даже по уровню среднего IQ стоим рядом с Канадой и США, превосходим Ирландию и Израиль. Однако собираясь вместе, превращаемся в безликую и почти умалишенную массу.

Что волновало Рунет в прошедшие 10 лет

3. Интересует всё и ничего

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

— Бернард Шоу

Нас интересует всё вокруг, особенно то, что происходит в других странах, у ближайших соседей например. Мы знаем, какие законы там принимаются, знаем даже политиков второго и третьего ранга. При этом можем ничего не знать о собственном городе, не знать даже имени мэра или губернатора. Происходит такое по нескольким причинам, в том числе и в результате безумной пропаганды. Однако она дарит ощущение комфорта, некое чувство превосходства, а оттого никто и не против.

С другой стороны, есть и внутренняя причина такой маниакальной страсти к проблемам других стран. Так мы уходим от реальности, становимся мудрецами-экспертами, всезнающими советчиками. Ведь одно дело — считать, что разобрался в ситуации в каком-нибудь Йемене, и строчить советы в комментариях под новостью. Никакой ответственности и никаких последствий это не подразумевает. Более того, довольно легко отстаивать своё экспертное мнение, так как вокруг эксперты такого же уровня.

Совсем другое дело — начать копаться в том, что непосредственно касается собственной жизни. Это не только требует более серьёзного подхода, но и высказанные мнения могут привести к каким-то действиям, повлечь за собой последствия. Так и выходит, что знания наши очень поверхностны и фрагментарны, к тому же ориентированы на что угодно, кроме действительно важных вещей.

4. Мы хорошие, но нас не любят

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

— Александр Радищев

Ни в чём другом наш народ так не нуждается, как в признании и любви. Оттого искренне переживаем мы, впадаем в ярость от безответности. Ведь «семья народов», равенство и братство, запущенные как просто лозунг, въелись в умы целых поколений. Идея нам понравилась, как и роль старшего брата. Тем более этот «старший брат» справедлив и великодушен. Есть у него свои загоны — придумал уничижительные прозвища всем соседям и даже членам «семьи». Вокруг «хохлы», «бульбаши», «пшеки» и «лабусы», но мы же это любя, шутя и не в обиду! А эти все почему-то обижаются, отказывают нам во взаимности. Неразумные какие-то, а потому наша миссия — нести свою любовь и добро.

Вот и выходит, что вроде как мы-то действительно верим в некое братство народов, готовы взять на себя роль главы семьи. Готовы оплачивать дорогие подарки даже в ущерб себе, а взамен просим лишь любви и признания. Однако сами того не замечая, зачастую ведём себя не как старший брат или любящая мать, а как бессердечная мачеха. Оттого и получаем в ответ совсем не то, чего ожидали.

Советский Союз больше, чем пломбир и ГУЛАГ