Работая в офисе, ты постоянно контактируешь со своими коллегами. Причем далеко не со всеми из них твое взаимодействие будет легким и комфортным. На твоем жизненном и карьерном пути наверняка довольно часто встречаются люди, которые любят жаловаться. Некоторые делают это аккуратно и только по весомым поводам, а кто-то жалуется на все и всех подряд: на начальство, компанию, рабочие обязанности, клиентов и даже на какие-то личные темы.
Разумеется, это может ставить тебя в неловкое положение. С одной стороны, ты чувствуешь, что от тебя требуется сочувствие, совет или просто моральная поддержка. С другой — ты не хочешь присоединяться к такой беседе, выслушивать поток негативных мыслей и отвлекаться от выполнения своих обязанностей. Причем в некоторых ситуациях даже твои искренние попытки помочь коллеге могут обернуться против тебя: испортить отношения между вами или сделать тебя легкой мишенью для дальнейших манипуляций.
Если ты не знаешь, что делать, когда коллега высказывает тебе жалобы, то эта статья как раз для тебя. Первое, что тебе необходимо, — это определить, к какому типу жалобщиков относится человек. Как только выводы будут сделаны, ты сможешь построить стратегию взаимодействия с ним, опираясь на советы ниже.
1. Люди, которые ищут кого-то, чтобы выговориться
С каждым из нас происходят события, которые вызывают злость, чувство несправедливости, разочарование или обиду. Так как большую часть времени ты и твои коллеги проводите на работе, неудивительно, что временами вам хочется выговориться. Каждый из вас может оказаться на месте человека, который желает быть услышанным.
Но есть люди, которые злоупотребляют чужой добротой и готовы все время посвящать рассказам о том, как им не повезло в жизни. Распознать таких очень просто: у них постоянно что-то случается. Конечно же, все их проблемы в большинстве случаев — всего лишь предлог для того, чтобы излить душу. Неважно, насколько крупные или, напротив, мелкие неприятности с ними случаются — они не упустят возможность высказаться, выплеснуть какие-то эмоции или потребовать совета, которым впоследствии они не воспользуются. Ведь, если такой человек решит свою проблему, причины для жалоб не будет.
У тебя может возникнуть справедливый вопрос, зачем люди так поступают. Мотивов подобного поведения множество, но самые распространенные — это желание почувствовать себя важным и нужным, привлечение внимания, отсутствие в личной жизни человека людей, которые бы воспринимали его проблемы серьезно. Кроме того, постоянные жалобы для некоторых — это своего рода ритуал, после которого люди чувствуют облегчение и успокаиваются. Чего не скажешь о тех, кому приходится выслушивать весь этот поток негатива.
Как вести себя: если твой коллега не злоупотребляет твоим временем и вниманием, то не отталкивай его. Позволь ему выговориться и поделиться своими чувствами. Главное, что от тебя требуется: быть терпеливым и по возможности не прерывать его. Человек получит шанс выплеснуть свои мысли, страхи и эмоции и, может, даже получит от тебя какой-то ценный совет.
Если же жалобы коллеги стали рутиной, и никакие попытки помочь ему не работают, то он либо отвергает помощь, либо говорит, что твои советы не работают, — важно очертить границы в общении. Можно аккуратно заострить внимание коллеги на том, что он не хочет решать проблему и ты не знаешь, чем еще можешь оказать ему содействие. Подчеркни, что любую проблему можно решить, но для этого нужны активные действия, а обычные разговоры никак не повлияют на его положение дел. В скором времени человек поймет, что ты не вовлекаешься эмоционально в его рассказы и найдет себе другого слушателя.
Правила поведения, которые упростят общение с коллегами
2. Люди, которые хотят, чтобы за них выполнили работу
Есть люди, которые буквально вынуждают окружающих выполнять всю работу за них. И делают они это искусно: морально давят на коллег, постоянно жалуясь и всячески подчеркивая свою беспомощность. Такой подход позволяет им перекладывать ответственность на других людей, при этом им не нужно кого-то просить об услуге или одолжении. Обычно человек сам берется за их работу, лишь бы прекратить поток жалоб.
Распознать этот тип жалобщиков довольно просто: они не успокаиваются до тех пор, пока ты не решишь их проблему. Их жалобы тормозят весь коллектив и часто являются следствием их непрофессионализма или нежелания включаться в работу.
Как вести себя:
Единственный способ перестать быть тем коллегой, на которого сливают поток негативных эмоций, — это показать свой характер. Конечно, кажется, что проще сразу же остановить человека и сделать за него что-то, чтобы он, наконец, отстал. Но в таком случае он будет проворачивать эту схему раз за разом. Научись говорить, что ты ничем не можешь помочь, и у тебя тоже высокая загруженность. Либо можешь поступить так же и начать высказывать свои жалобы — будь уверен, манипулятор быстро оставит тебя в покое.
3. Люди, которые нуждаются в твоей помощи
Некоторые люди не могут или не хотят прямо просить тебя о помощи, поэтому предпочитают жаловаться и ждать, пока ты сам предложишь им содействие. Им просто неловко или стыдно открыто говорить о том, что у них что-то не получается, они могут бояться, что ты откажешь им в их просьбе. По сути, это самые безобидные из всех типов жалобщиков. Они будут искренне благодарны тебе за помощь, постараются лишний раз не беспокоить тебя, окажут ответную услугу в тот момент, когда ты их об этом попросишь.
Как распознать, что перед тобой как раз такой человек? Они жалуются не так часто и только по весомым причинам. Наверняка в моменты их монолога ты и сам понимаешь, что им не справиться без твоей или чьей-либо еще помощи.
Как вести себя: постарайся сделать ваше взаимодействие максимально открытым. Дай понять коллеге, что он может обращаться к тебе за помощью, но при этом лучше начинать не с жалоб, а сразу говорить, чем ты можешь быть полезен. Так вы оба сэкономите друг другу время, энергию и другие ресурсы и сделаете ваше общение продуктивным.
8 фраз, которые могут обидеть коллег и испортить твою карьеру