Наука
12 января, 2016

10 удивительных строительных технологий, которые изменят жизнь к лучшему. Часть II

Продолжение легендарной статьи, которая едва не получила Пулитцеровскую премию.

А мы продолжаем рассуждать на тему городов будущего. Наши недалёкие предки при слове «город будущего» представляли себе футуристическое безобразие, с космолётами и напоминающими церковные купола летающими зданиями, сделанными из блестящих, как нимб боженьки, материалов. Мы же так далеко не заглядываем и пытаемся рассмотреть материалы, которые хотя бы снизят стоимость постройки и позволят избежать орд беснующихся гастарбайтеров.

Солнечная краска


Основная проблема солнечных панелей – их внешний вид. Они большие, неуклюжие и торчат на изящной, в итальянском мраморе террасе, словно бельмо на глазу. Экология экологией, но выглядят они неважно, как если бы у Моники Белуччи на щеке была родинка, как у Де Ниро, а на подбородке – яйца.

Чтобы хоть как-то восстановить баланс экологичности и красоты, некоторые производят солнечные батареи, которые настолько малы, что буквально выглядят, словно рисунок на асфальте. Это не опечатка, просто молодые учёные из университета Альберты создали спрей с наночастицами цинка и фосфора. Если, скажем, кто-то разбрызгал спрей на крыше своего дома, то он сможет генерировать более чем достаточно энергии для нужд дома и уменьшить зависимость от черных ископаемых прелестей. Не хотелось списывать в историю гордые профессии нефтяников и шахтёров, но… да они и так не списываются.

У солнечных красок есть ещё один огромный плюс: они дешевле в производстве, чем массивные батареи. Пока что краска не эффективнее войны во Вьетнаме, но учёные добросовестно работают над этой проблемой.

Вертикальные города


Согласно прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2050 году, если не наступит фоллаут, на Земле будет более 9,6 миллиардов людей. Это на 2,3 миллиарда больше, чем мы имеем сегодня. Крепись, социопат будущего.

Также, по оценкам, 75 процентов мирового населения будет проживать в городах, что не может не огорчать, ибо станет в буквальном смысле тесно. Зато у психиатров и психологов будет больше работы. Но есть выход. Причем известен он давным-давно и используется с начала прошлого века. Это вертикальные дома. Да-да, те самые города из небоскребов, чьи поднебесные шпили щекочут быстроногие облака, а не советские небоскрёбы – «частокол» панельных девятиэтажек, устремлённый на десятки метров в ширину, а не в длину. Примеры есть, примеров немало, например, подобные города уже построены в одном из районов Сахары, в ОАЭ, конечно, и в Китае. Огромные мрачные массивы, напоминающие башни Изенгарда, уже обеспечили рабочими и торговыми местами тысячи людей. А главное, площадь экономится.

Мегабашни могут быть самоокупаемыми и экологичными, ведь по всей их поверхности можно установить солнечные батареи, а также использовать геотермальную энергию и собирать дождевую воду. Но это пока мечты, пусть хоть какие построят.

Водостойкий асфальт


Когда идёт дождь, асфальт воняет дохлой псиной. Но это не самое неприятное. Самое мерзкое то, что остаются глубокие лужи, а с учётом наших дорог – озёра. У англичан с этим тоже были проблемы, поэтому они создали такое изящество, как Topmix Permeable, а по факту дорожное покрытие, способное пропускать через себя до 4000 литров воды в минуту, практически не оставляя луж.

Кроме того, как уверяют его создатели, адсорбирующее свойство асфальта позволит в жаркую погоду снижать температуру дорог, так как вода, которая просачивается в него, может находиться под ним в системе дренажных каналов или мембран и, испаряясь, его охлаждать.

Верхний слой покрытия, по сути, состоит из крупной гальки, которая позволяет воде просачиваться внутрь. Под ним находится всасывающая подкладка с дренажными каналами или специальной мембраной. И все это укладывается непосредственно на грунт.

Над его созданием бились целых 60 лет, думая, как устранить главный недостаток – низкую прочность, ведь плохих дорог во всём мире хватает. Казалось бы, бери да строй, сразу спасёшь все города, расположенные в низинах, и на которые стекает окрестная вода. Но, как всегда, есть одно «НО», которое всё портит: дорога пригодна исключительно для теплого климата, в условиях мерзлоты асфальт лопается, как губы на морозе. Ну и, конечно, кое-где не обойдется без постоянного воровства средств на ремонт дороги. В любом случае либо воду пропускать не будет, либо потрескается до того, как его уложат.

Умные кирпичи


Создатели этой штуки явно вдохновлялись «Лего». Сам посмотри: верхние частицы заходят в нижние, словно пазл. Только они надежнее, да ещё и крепятся арматурой. Кстати, цемент не нужен, поверхность и так клейкая.

Внутри здания есть сменные панели с узорами, которые крепятся на блоки. И никакого гипсокартона не надо, и красить не придётся. Есть также панели для сборки полов и потолка. Сами блоки полые, но не экономии ради и не из жадности производителя, а в практичных целях – эти полости служат каналами для коммуникации вроде электричества и водопровода.
Дома из таких вот «лего-кирпичей» обладают одним очень важным преимуществом, вернее двумя: они дешевле кирпичного дома на 50% и гораздо теплее затратного прототипа.

Дроны-строители


Американские учёные решили обратиться к природе за вдохновением и не нашли никого лучше термитов. По принципу жилища мерзких древогубов. Только вместо некрасивых насекомых они используют маленьких роботов. Простые, недорогие беспилотники быстро и планомерно будут собирать дома без особого вмешательства человека. Дроны просто идеальны для строительства в опасных местах, например в космосе или под водой. И никаких тебе гастарбайтеров, простоев, нарушения графика и споров с прорабом.
Да, идея не нова, но в наше время любая нереализованная гениальная мысль достойна места в этом смысле.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: