Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Что нужно знать о моторном масле

Прогресс не стоит на месте и постоянно движется вперёд. Появляются новые технологии, и то, что было ещё вчера самой современной техникой, сегодня уже потеряло актуальность, а завтра безнадёжно устареет. Это же касается и автомобилей. Посмотри хотя бы на дизайн. Автомобили десятилетней давности по дизайну уже кажутся чем-то несуразным, возникают вопросы, как вообще люди могли на таком ездить.

То же самое можно сказать и о двигателях. Да, двигатели внутреннего сгорания уже давно не меняют радикально свою конструкцию, но они постоянно дополняются различными устройствами, которые повышают КПД. С повышением КПД возрастает и нагрузка. Чтобы нагрузка от трения, высоких температур и детонации не была разрушительной для двигателей, используется моторное масло. Требования производителей двигателей за прошедшие 10–15 лет сильно изменились, и обычные технологии производства масел уже не соответствуют текущим нагрузкам и условиям эксплуатации. Поэтому для лучшей защиты двигателя необходимо выбирать масла, произведённые по новым технологиям. Но прежде чем мы расскажем о таком масле, давай разберёмся, какие вообще масла выпускаются и чем они отличаются друг от друга. Информацией о моторных маслах с нами поделились специалисты компании RAVENOL — производителя моторных и трансмиссионных ПАО-масел, жидкости АКПП, антифризов и автохимии.

Какие моторные масла существуют и чем они отличаются друг от друга

Существует несколько классификаций моторных масел, но в этой статье мы будем пользоваться той, которая была предложена Американским институтом нефти (API). По этой классификации базовые моторные масла делятся на пять категорий:

1. Первая категория. Эти базовые масла получают путём селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти. Это самые простые моторные масла, которые используют уже более 50 лет.
2. Вторая категория. Улучшенные минеральные масла с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, а также с повышенной окислительной стабильностью.
3. Третья категория. Минеральные масла высокой степени очистки с высоким индексом вязкости, которые получают путём каталитического гидрокрекинга. К маслам третьей категории относят и так называемые газовые базовые масла, производимые по технологии получения жидких базовых масел из природного газа — GTL.
4. Четвёртая категория. Так называемые синтетические масла. Базовые масла этой категории изготовлены на основе полиальфаолефинов (ПАО).
5. Пятая категория. К маслам этой категории относят эстеры ПОЕ, маслорастворимые гликоли МАГ, алкилированные нафталины АН и так далее.

Самыми современными являются масла четвёртой и пятой категории. Чаще всего производители делают масла на основе нескольких категорий. Например, базовым маслом может быть выбрано масло первой категории с добавками масел второй и третьей категорий. Они имеют различную степень очистки — от простейшей селективной до сложных процессов гидрокрекинга. Самыми современными маслами являются ПАО. И если раньше они использовались только в спортивных автомобилях и других транспортных средствах, двигатели которых испытывают высокие нагрузки, то сейчас они выходят на массовый рынок, постепенно вытесняя масла 1, 2 и 3 категорий, по крайней мере в среднем и премиум-сегментах.

Каким должно быть моторное масло

Моторное масло, которое нужно заливать в двигатель, определяется не автовладельцем, который «лучше этих маркетологов знает свою машину», а производителем автомобиля. Важным параметром при выборе моторного масла является его вязкость. Некоторые владельцы автомобилей думают, что чем более вязкое масло они льют в двигатель, тем эффективнее становится его работа. На самом деле это может привести к обратному эффекту, особенно если вязкое масло льётся в двигатели, не рассчитанные на работу с маслом такой вязкости. Как итог — через некоторое время двигатель может выйти из строя, и придётся проводить капитальный ремонт. Если проще, то вязкостью масла является его способность оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя, сохраняя текучесть. Параметр вязкости подбирается для двигателя так, чтобы он соответствовал рабочим температурам.

Моторное масло, имеющее диапазон температур, подходящий к двигателю автомобиля, является оптимальным для него. Другие же масла, выходящие за рамки диапазона рабочих температур, могут привести к поломке двигателя. И это касается не только недостаточных, но и чрезмерных диапазонов температур. Чем больше диапазон, тем выше вязкость, и если двигатель не рассчитан на масло данной вязкости, то КПД упадёт. Ещё раз: если производитель автомобиля пишет, что нужно использовать моторное масло с вязкостью 5W, то использовать следует только такое масло.

Почему стоит использовать ПАО-масло

ПАО — это полиальфаолефиновые масла, синтезируемые из нефтяного газа. У ПАО-масел много преимуществ, среди которых низкая температура застывания (около -60 градусов по Цельсию), стойкость к перепадам температуры, высокая сопротивляемость к окислению и старению, а также низкий коэффициент испаряемости. Минусом таким масел является их высокая по сравнению с маслами 1, 2 и 3 категорий цена (на 20–30 % дороже). Но как и с любыми товарами, с моторными маслами действует известный принцип: за качество нужно платить.

Примером качественного ПАО-масла можно назвать продукцию от бренда RAVENOL. Эти немецкие масла производятся на современном оборудовании на заводе в Германии. Там же масло проходит испытания в самых тяжелых условиях на известных гоночных треках Nurburgring и Hockenheimring. Процессом испытаний руководит Ральф Шумахер, брат семикратного чемпиона «Формула-1» Михаэля Шумахера. Официальные гоночные команды Opel Motorsport, Audi Motorsport, AMG HTP Motorsport, Toyota Motorsport отдают предпочтение современным технологиям ПАО-масел.

Рассмотрим характеристики зимних и всесезонных моторных масел на примере 5W-30 по стандарту SAE. Первый параметр (5W) — это низкотемпературная вязкость. Данное масло позволяет производить холодный запуск двигателя при температуре не ниже -25 градусов. Рассчитывается это значение следующим образом: от значения перед буквой W (5) отнимается цифра после буквы (30). В данном случае температура -25 является минимальной, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, при этом не допуская сухого трения частей двигателя. Отняв от значения до буквы W (5) получившуюся цифру (-25), можно получить минимальную температуру проворачиваемости (возможность стартера при минимальном температурном режиме обеспечивать проворачиваемость двигателя). В данном масле эта величина составляет -20 градусов по Цельсию.

Если в твоём городе температуры опускаются ниже указанных значений или стартер и аккумулятор находятся не в идеальном состоянии, то лучше выбрать более морозостойкое масло.
И здесь ПАО-масла выигрывают у масел 1, 2 и 3 категорий. Например, ПАО — моторное масло RAVENOL DXG SAE5W-30 имеет температуру застывания -57 градусов по Цельсию.

Заказать моторное масло RAVENOL DXG SAE5W-30 →

Второй важный параметр — высокотемпературная вязкость. Этот параметр указывает на густоту масла при рабочих температурах от 100 до 150 градусов по Цельсию, и чем выше цифра вязкости, тем гуще масло. В масле RAVENOL DXG SAE5W-30 это значение равно 30. В отличие от низкотемпературной вязкости, высокотемпературную не получится рассчитать так, чтобы было понятно обычному водителю. Узнать, подходит ли данное значение к рабочим температурам двигателя твоего автомобиля можно из сервисной книжки.

Отдельно отметим систему защиты масел RAVENOL. Во-первых, это упаковка масла, некоторые элементы которой настолько сложны в производстве, что их просто невыгодно повторять, а часть этих элементов в принципе невозможно подделать. Во-вторых, интеллектуальная система защиты с помощью скрытых одноразовых кодов, размещённых на задней стороне канистры, подделать которые тоже невозможно. Проверить оригинальность масла по коду можно на сайте RAVENOL. В-третьих, голограмма и водяные знаки. Из этого можно сделать вывод, что мошенникам даже с дорогим оборудованием подделка масел RAVENOL не по зубам.

Узнать подробнее о системе защиты масел RAVENOL →

Думаем, нам удалось донести до тебя простую истину: лить в мотор нужно только то масло, которое рекомендует производитель автомобиля. Это касается именно вязкости масла. Что касается класса моторного масла, то рекомендуем выбирать ПАО-масла, так как они обеспечивают плавную работу двигателей, которые подвергаются повышенным нагрузкам. Это масло будет оптимальным выбором для спортсменов, путешественников и тех, кто работает на автомобиле в суровых условиях северного российского климата.

Кстати, с 23 по 25 ноября 2018 года на сайте RAVENOL будет проходить акция «Чёрная Пятница», и в эти дни ты сможешь купить продукцию компании со скидкой 33%.

Узнать подробнее о продукции компании RAVENOL →

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(5)

Sergei Antipin

Если вы не понимаете в масле то не пишите заказные статьи !

id101547296

что конкретно в этой статье написано про масло неправильно

Evgeniy1980

А 5w20 при -15° застывает )))))
А масла для гибридов 0w12 и 0w8
Насмешили…

id101547296

Вы статью вообще внимательно прочитали? Вязкость 5W — минус 25, минимальная температура замерзания. При чем здесь -15?

id101547296

Для гибридных двигателей есть масла 0W-16, если вы вдруг не в курсе. И первыми лицензию API на них получил именно RAVENOL :)