В то время, когда художественные произведения пишут бывшие порноактрисы и светские проститутки, всё больше и больше хочется прочесть публицистику. Смотришь на полки с подобного рода произведениями, а там псевдоисторики выдвигают новую теорию, согласно которой хип-хоп придумали древние славяне. Что читать? И вот среди всякого красочного дерьма в суперобложках виднеются знакомые лица, которые то и дело рассказывают тебе с голубых экранов, как обстоят дела в мире и как нужно запекать голубя с морковкой в «Смаке». Да-да, это вам не сказочки от Мадонны. Они делятся на два типа: интересно написанные и написанные интересными личностями. И пока что на Руси есть 3 автора, которые могут совмещать оба этих пункта. Рассмотрим их внимательнее.
Брилёв и его Латинская Америка
В перерывах между россказнями о том, что Россия поднимается с колен, Сергей Брилёв пишет книги. И, надо отдать ему должное, пишет блестяще! Кроме шуток: интересный сюжет, занятные факты и красивый слог. Редко в публицистике встретишь такое: «…»спрей» из морских йода и соли, пронизывающий дивные, взаимоисключающие ароматы старой Гаваны, снисходит на гладкую кожу волоокой мулатки самым целебным бальзамом». Старине Хэму понравилось бы.
У него пока что вышло 2 книги: «Футбол, Фолкленды, Фидель», в которой рассказ, как не трудно догадаться, идёт про латинскую Америку, и «Забытые союзники». Не будем гнать коней литературного апокалипсиса и остановимся на первой. Она строго рекомендуется всем, кого прельщает романтика Кубинской революции, Фидель, Че Гевара, футбол и жизнь на далёких континентах.
В книге подробно раскрываются некоторые нюансы так называемой латинской «кухни», секреты горячих кубинцев и национальные особенности таинственных уругвайцев. Любители политики, тайн и интриг тоже найдут для себя много нового. А те, кто собирается, посетить далёкий, но такой родной «Остров Свободы», могут использовать книгу как своеобразный путеводитель по культуре и жизни последних «эль совьетикос». Да и просто полезно почитать для общего развития, узнать, как сделать настоящий хэмингуэевский мохито в домашних условиях или как поприветствовать кубинца, чтобы он сам захотел угостить тебя убойным «Куба Либре».
Брилёв знает о чём пишет. В детстве он вкусил все прелести жизни, которые были доступны сыну дипломата. Всё своё детство, всю юность он провёл сначала на Кубе, а потом на далёком и непонятном Уругвае, где его отец работал торгпредом.
Вторая книга – «Забытые союзники» – посвящена Второй мировой. Но не пресловутым сражениям и многократно описанной подноготной Ялтинской Конференции. Здесь, наверное, впервые в истории литературы автор обратил внимание на таких неприметных участников войны, как ВВС Гондураса (да-да, и такое бывает), помогавших Красной Армии, новозеландцы, первыми из иностранцев получивших высший военный орден СССР, а ещё можно узнать, что такой далёкий и необычный субъект РФ, как Республика Тува, до сих пор документально находится в состоянии войны с Германией. Ну и, конечно, половина книги посвящена горячо любимым Кубе и Уругваю, которые, как оказалось, тоже немало «люлей» в годы войны отхватили. Книга безумно интересная и по структуре напоминает скорее «Войну и мир»: примерно половина посвящена миру – национальным особенностям тех или иных стран и воспоминаниям автора.
Помните, как Гендальф за одну ночь изучил всю древнюю библиотеку Гондора? Так вот, Брилёв, дабы написать по-настоящему уникальную и интересную книгу, перевернул всю академию наук, поговорил со всеми оставшимися работниками МИДа, разведчиками и прочими советскими «Джеймсами Бондами» – действительно титанический труд. Чёрт возьми, эти книги написаны с таким энтузиазмом, что сразу видно – автор не жалел сил. Из одних комментариев в книге можно составить большой справочник.
Видно, что автор отводил душу во время написания этих трактатов. А то можно свихнуться с такой работой. У него есть уникальная особенность: в отличие от остальных «голосов правды» славного ВГТРК он не раздражает, не нарабатывает крикливую показуху и не врёт, как Дмитрий «Впрочем ничего нового» Киселёв. Как минимум за это стоит прочесть по-настоящему интересные книги, где нет ни малейшего упоминания про Украину, внешнюю и внутреннюю политику России и фанфар в сторону правительства – только подробный разбор блеска и нищеты, плюсов и минусов тех стран, которые не сидят в «Большой Восьмерке» и не сбрасывают с бомбардировщиков демократию на мирные поселения, оттого узнавать про них интереснее вдвойне.
«Атеистим» и уважаем коней с Невзоровым
Александр Глебович Невзоров, по его словам, был изжит с телевидения в 2012 году. С тех пор он ведёт роскошный осёдлый образ жизни в интернет-пространстве, ведя неравный бой с религией, идиотизмом и человечеством в целом. Периодически его приглашают на «телевизер», но тут же жалеют об этом, так как пафосный обмен фекалиями в прямом эфире между самовлюблённым журналистом и «богоугодными экспертами» очень смущает телевизионных боссов.
И тем не менее Невзоров – сам по себе бренд, который не нуждается ни в чьей оценке. Ему просто плевать на ваше мнение. Невзорова либо любят, либо ненавидят – другого не дано. Его книги в большинстве своём – сборник из эссе на любую раздражающую автора тематику. А так как Невзоров презирает практически всё, кроме себя и лошадей, под разящее острое слово попали тысячи несчастных. Атеистам будет приятно наблюдать за маниакальной неприязнью автора к церкви, всеми этими обличающими рассказами про педофилию, облапошивание верующих и вообще, мягко говоря, нехристианским поведением. «Бородатые ребята с бижутерией на брюхе», «бородатые дядьки», «насквозь лживые, злобные и лицемерные паразиты», «педофильствующие», «склонные ко пьянству и содомии» – вот лишь короткий список любезностей в адрес храмовников.
Хорошо Невзоров пишет только про лошадей, то и дело напоминая читателю о том, что человек должен коню за тысячи лет издевательств. «Конский спорт. Секреты мастерства» и титанический труд «Лошадиная энциклопедия» могут понравиться разве что яростным защитникам животных, фан-клубу Александра Глебовича и тем, кто по каким-то причинам не любит конный спорт. Кстати, маэстро планирует написать атлас мозга лошади на латыни, чтобы никто не смог его прочесть. Для приобретения сего атласа надо заполнить специальную анкету и заплатить Невзорову ни много ни мало 350 000 рублей. Одним словом, налетай!
Но долой коней! На мой взгляд, чтобы понять всю сущность журналиста, стоит прочесть «Краткую историю цинизма» – сборник эссе на темы, в которых автор, по его глубокому убеждению, разбирается лучше всего. А так как автор (опять же, на его взгляд) разбирается во всём, то у одних эта книга вызовет откровенное раздражение, а у других – одобрение, ибо во многом он прав. В любом случае любителям оригинального литературного языка будет интересно. Что-что, а писать Невзоров умеет. Причём, судя по всему, его лично учили Виссарион Белинский и другие критики 19-го века – ну, очень похож. Кстати, книга привлекает яркой обложкой, где Маэстро – в окружении скелетов, что как бы намекает на любовь Невзорова ко сему живому. А может, просто намёк на многочисленные «скелеты в шкафу», описанные в книги. Не обошлось, конечно, без понтов вроде вставок на латыни (что ещё раз напоминает нам про писателей позапрошлого века), но в них есть свой смак. Как и в заглавиях, одно «Козлогрызлов» чего стоит. Ну, ты же помнишь Грызлова?
Познер
Многим, очень многим не нравится, когда человек, работающий в основном в России, открыто её критикует, и то и дело напоминает о наличии французского и американского паспортов. По-моему, кто-то откровенно завидует.
На самом деле Познера есть за что уважать. Он умеет в своих интервью вывести зрителя на чистую воду, его знают во всём мире, у него вообще всё хорошо: он пьёт арманьяки, признаётся в любви к хорошим сырам, имеет недвижимость в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Москве, хотя и считает себя французом. Однако, все эти прелести жизни заработаны честным трудом. Да и выглядит Владимир Владимирович в свои 80 с лишним лет лучше, чем Майли Сайрус в свои неполные кокаиновые 23. Да, он не самый великий оратор, говорит скучно, освещает исключительно то, что интересно ему. Но вот только круг интересов у него широкий, да и дядька он далеко неглупый, оттого слушать его всегда интересно, а читать – ещё интереснее. Почему? Тут всё очень просто. Познер то и дело жалуется на железные тиски цензуры, которые зажали ему руки, язык и прочие прелести и не дают ему раскрыться. В книгах всегда осторожный «магистр Йода отечественного телевидения» позволяет себе некоторые вольности. Почитайте автобиографию «Прощание с иллюзиями» – журнал «Time» назвал ее беззастенчивой саморекламой, некоторые критики – «истерикой».
Книга написана сложно, но стоит потраченного времени особенно в тех моментах, когда автор с детским задором хает власть, религию, расизм и гомофобию, причём по обеим сторонам океана. Книга писалась в 80-е, однако при переиздании Владимир Владимирович своей опытной рукой лично сделал сноски по поводу того, что он думает о той или иной проблеме теперь, много лет спустя. Ненавистники франко-американо-русского журналиста с радостью отметят, как резко изменилось мнение за годы, и обвинят в русофобии. А умные люди найдут для себя новую пищу для размышлений.
А широкой публике, которая любит смотреть на телеприключения Вовы и Вани по Америке, Италии, Англии, Франции и Германии стоит прочитать книги, написанные по мотивам передач (правда, пока что на бумаге запечатлены вояжи по Италии, Франции и Америке). Во-первых, там больше авторского мнения, во-вторых, больше материала, в-третьих, меньше цензуры. Познер знает, о чём пишет, ибо немало жил и работал в этих странах. Однако учти, это нелёгкое, захватывающее, авантюрное чтиво. Это сборник мыслей журналиста, причём весьма специфический. Ну, а авторский слог по традиции не претендует на гениальность. Впрочем, подобное можно сказать про любую книгу Познера.
Так что, если ты солидарен с Владимиром Владимировичем, иди в книжный, если недолюбливаешь, лучше прочти что-нибудь другое, ибо есть вероятность резкого поднятия температуры в области чуть ниже спины после прочтения особо спорных моментов, а если хочешь прочесть что-то лёгкое, выбери Марка Твена или Зощенко. Читая Познера, придётся подумать.
P.S. Вопреки распространённому мнению, кошмар нашего детства и юности – легендарный «Вид» – был срисован не с гражданина Познера. Так что он не несёт ответственности за детские истерики начала 90-х.