Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Забытое ораторское искусство

цицерон

Нельзя отрицать силу слова. Во времена величайших кризисов, когда история непредсказуемо петляла, великие произносили речи, предрешавшие исход важных событий. Вдохновенные речи мотивировали граждан на борьбу с несправедливостью, на свержение тирании, на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Речь — это целое искусство, словом можно утешить плачущего, увековечить события с тем достоинством, с той торжественностью, которых они заслуживают. Словом можно сподвигнуть людей рискнуть жизнью и здоровьем, заставить их плакать и смеяться, вернуть к добродетели, вдохновить — всё что угодно. Из слов можно соткать крепчайший гобелен проникновенной речи, и с помощью него человек может обрести практически божественную власть. Разумеется, даже самые ужасающие тираны знали об этом и усердно оттачивали свое ораторское мастерство. Дар речи, как мы понимаем, может использоваться во имя добра и зла, что возлагает на оратора колоссальную ответственность. Тот, кто стремится нести в мир добро, должен быть готов говорить — так же мастерски, как и те, кто старается убедить общество отказаться от своих целей и принципов.

Что есть ораторское искусство?

В первую очередь, это искусство публичной речи. Лекции, речи различных политических деятелей, выступления публичных людей — необязательно это прекрасные образцы красноречия, хотя они и могут включать в себя некоторые элементы ораторского искусства.

Если проводить очевидную параллель, то публичная речь — это фастфуд, а красноречие — это обед гурмана. Дело здесь не в претенциозности или недоступности простым смертным, а в том, что ораторское искусство поднимается над обыденной жизнью, такую речь готовят со страстью, вкладывают в нее весь свой талант, всё свое отточенное мастерство, весь свой жизненный опыт. Ораторское искусство — способ убедить слушателя в чем-то — от глобальной идеи до частности.

Наши предки называли ораторское искусство величайшим из искусств за то, что оно охватывало все другие дисциплины. Оно требует знания литературы, способности создавать текст, разбираться в ритме и гармонии. Красноречие — это не только способность говорить, это речь, которая обращается к нашим благороднейшим чувствам, воодушевляет нас, будит срасти и эмоции, вдохновляет на добрые дела. Наиболее востребовано ораторское искусство во времена трагедий, боли, кризиса, страха и смуты. В такие времена оно ведет за собой тех, кто потерялся в жизненном хаосе и ищет лидера, за которым без страха мог бы следовать.

Ораторское искусство в Древней Греции

Речи придавалось особое значение с тех времен, когда человек научился осознанно произносить звуки и вкладывать в них смысл. До уровня искусства речь поднялась в Древней Греции, золотой век античного красноречия связывают с известнейшим оратором Периклом. Его похоронная речь, возможно, была первой великой речью, написанной и произнесенной на публике, и она задала стандарты для всех будущих речей. И всё же величайшим оратором в истории человечества остается Демосфен, чей ораторский талант пробудил афинян от апатиии и вдохновил его на борьбу с Филиппом Македонским, который угрожал их свободе.

В ораторском искусстве практиковалась не только элита афинского общества. Оно считалось одним из высочайших искусств, своего рода добродетелью. Это была важнейшая часть образования для любого мужчины, служившая фундаментом для всех остальных дисциплин. Умение публично выступать с речью считалось признаком широкого кругозора.

Ораторское искусство так быстро расцвело и достигло такой важности в Древней Греции, потому что выполняло важные функции в общественной жизни. Все совершеннолетние мужчины были вовлечены в политическую жизнь Афин. Любой гражданин мог призвать остальных к пересмотру решения, просто покритиковав конкретный закон. Законы же были немногочисленны и просты, что делало судей значительно свободнее в вершении правосудия, а адвокаты были гораздо более гибкими при выполнении своей работы. Всюду велись дебаты, и простор для применения ораторского мастерства был велик.

Ораторское искусство в Древнем Риме

Красноречие проникло в Рим нескоро: его расцвет начался, когда империя захватила Грецию и начала испытывать на себе влияние ее традиций. Римское ораторское искусство применялось в суде, комициях (народные собрания для принятия законов) и в сенате. Римское ораторское искусство многое позаимствовало у греческого, хотя между ними была существенная разница. В речах римских ораторов уделялось больше внимания стилистике, примерам, метафорам. Признанный мастер римского ораторского искусства — Цицерон. Его знаменитые катилинарии — четыре речи, произнесенные в сенате, помогли предотвратить заговор против сената и дали прекрасный образчик ораторского мастерства и навыков.

Великий оратор умер за свои политические взгляды, до последнего своего дня считая, что «При деспотизме не может быть красноречия. Оно может существовать лишь в странах, где процветают свободы». Через сто лет после смерти Цицерона Тацит сетовал, что «красноречие испортилось», потому что «нынешние ораторы называются ходатаями и адвокатами — кем угодно, только не ораторами». Юристы стали нанимать специальных людей, которые посещали их речи и начинали усиленно аплодировать, так что Плиний отмечал: «Можно быть уверенным, что худший оратор получает самые громкие аплодисменты».

Как научиться говорить на публике

Вряд ли каждому из нас потребуется выступать в парламенте, но вот умение говорить на публике всегда может пригодиться. Тебя могут чем-нибудь наградить, тебе может потребоваться выступать на публике на работе — да и вообще, нельзя отрицать, что хотя бы несколько раз в жизни тебе придется выступать перед людьми. Не нужно бояться публичных выступлений: это не так страшно, дело-то житейское. Цени каждую возможность публичного выступления, вызывайся сам выступить на публике, иди навстречу своему страху. Как только у тебя возникнет возможность произнести речь, смело пользуйся ею.

Чтобы овладеть ораторским мастерством, тебе придется потрудиться. Мы дадим тебе несколько советов.

Практика, практика, практика

Величайший миф об ораторском искусстве — это мысль о том, что красноречие — врожденный талант, которому нельзя научиться. Но античные ребята знали, что это не так, и ежедневно упражнялись в этой науке по несколько часов. Демосфен в детстве и вовсе был слабым, неловким и стеснительным ребенком, однако он твердо решил стать великим оратором. И он занимался. Он ходил к морю и говорил, стараясь звуком своего голоса заглушить волны. Он уходил в пещеру и практиковался там, стараясь как можно сильнее сконцентрироваться на своей цели. Чтобы у него не было искушения вернуться домой, прежде чем он добьется своей цели, он обрил себе полбороды. Демосфен не оставил себе иного выхода: зная, что будет осмеян в таком виде, он продолжал свои занятия в полном уединении. Чтобы улучшить дикцию, Демосфен произносил речи с ртом, полным галки. Он ежедневно говорил, стоя перед зеркалом, устраняя малейшие дефекты жестикуляции. Кроме того, он страдал нервным тиком: когда он произносил речь, то непроизвольно поднимал плечо. Чтобы избавиться от него, он повесил над плечом меч: теперь его острие кололо оратора каждый раз, когда плечо поднималось. Труды Демосфена окупились сполна: он стал величайшим оратором всех времен.

Будь добродетелен

Никакое мастерство, никакая техничность не сделают твою речь такой проникновенной, как твой собственный характер. Даже малейший намек на лицемерие обречет твою речь на провал. И напротив: когда ты добродетелен, честен и сам живешь в соответствии с тем, что говоришь, эта искренность будет заметна аудитории и будет работать на тебя. Публика будет видеть глубину твоей честности и слушать тебя с большим вниманием и сопереживанием, чем если ты просто будешь ориентироваться на успех.

Изучи разные науки

Чтобы достучаться до самых благородных и высоких чувств аудитории, тебе придется наполнить свою речь многочисленными параллелями с биографиями великих людей, событиями, произведениями искусств. Ораторское искусство сочетает в себе много разных наук. Тебе нужно идти в ногу с текущими событиями и изучать человеческую природу, религию, естественные науки и литературу. Читай газеты, смотри хорошие фильмы, читай по меньшей мере по главе хорошей книги в день. Не просто регулярно следи за блогами, обращайся к разнородным источникам информации. Хороший оратор должен предвидеть контраргументы и быть в состоянии парировать их.

Погрузись в ораторское искусство

Пусть твоими наставниками будут великие ораторы. Почитай их речи. Проследи, как они строят предложения и аргументацию, каков ритм их речей, какие примеры они приводят и в каких случаях. Пойми как всё это вплетается в текст, какова его композиция. Послушай речи великих политиков — обрати внимание на расстановку пауз, на интонации, логическое ударение.

Удачи, чувак! Камон!

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(3)

Aiven

Цитата: «Кроме того, он страдал нервным тиком: когда он произносил речь, то непроизвольно поднимал плечо. Чтобы избавиться от него, он повесил _не_плечо_ меч: теперь поднять плечо было невозможно.»

Вернее-таки будет что-то типа «над плечом, чтоб лишний раз уколоться при подергивании» ?

Дмитрий Выводов

спасибо! дурацкая опечатка и двоякий оборот исказили смысл, а теперь всё как нужно