Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Яхтенная школа SPBSAIL: за что мужчины влюбляются в яхты

Как только человек изобрёл первые инструменты, он начал строить плавательные средства, которые помогли бы ему пересечь озеро, реку или море. Мореплавание (не считая принудительной вербовки на флот) всегда было романтикой и влекло людей своей атмосферой, приключениями и другими достоинствами. В наше время оно не потеряло актуальности, особенно если речь идёт о яхтах — красивых парусных судах. Нам стало интересно, сложно ли научиться управлять яхтой, можно ли плавать вокруг света и что интересного происходит в жизни капитанов. И чтобы ответить на эти вопросы, мы взяли интервью у инструктора яхтенной школы SPBSAIL из Санкт-Петербурга Усачева Андрея, имеющего сертификат Offshore Yachtmaster.
Усачев АндрейИнструктор яхтенной школы

 

Что самое крутое можете отметить в плавании на яхтах?

У нас существует такая практика проведения открытых уроков по введению в яхтинг, где мы рассказываем о том, что такое яхтинг и чем он отличается от другого вида отдыха. Начинаем перечислять:

— Полная свобода действий и перемещений. Не ощущение свободы, а именно полная свобода.

— Вы сами планируете, куда и насколько вы ушли, какие города или даже страны за отпуск хотите посетить.

— В спортивно-любительском яхтинге, в регатах самое крутое — это общий драйв, сплочение, чувство взаимопомощи. Ну и, конечно же, наслаждение победой в состязании.

— Ну а для романтиков по жизни незабываемым всегда останется каждый день, когда лодка с легким креном скользит по поверхности моря, а ее туго набитые паруса влекут вперед к новым странам, встречам, приключениям, и вокруг слышно только, как поют от напряжения ванты и шелестит волна, пробегая вдоль бортов.

Сложно ли научиться управлять яхтой?

Если просто стоять у штурвала, то для этого хватит пары часов практики практически в любом возрасте. Но чтобы стать капитаном яхты, или, как у нас говорят, «шкипером», нужно пройти курс обучения по очень многим направлениям, таким как устройство, правила техники безопасности, навигация, правила предупреждения столкновения судов, метеорология, радиосвязь, управление под парусами, управление под мотором и многое-многое другое. После получения определенного уровня теоретических знаний необходимо закрепить все эти знания на практике.

Если человек мотивирован и знает, чего он хочет добиться, то ему это вполне доступно, независимо от возраста и рода основной деятельности. Недаром сертификаты (или, как иногда говорят, «права») на право управления яхтой можно выдавать начиная с 14 лет. Главное — никогда не прекращать самообразование после получения своих первых сертификатов.

Подробнее об обучении в школе SPBSAIL →

Если человек обучится в вашей школе, яхтой какого максимального размера он сможет управлять?

Если он проявит желание и пройдет полный курс обучения в нашей либо любой другой школе, то будет иметь право управлять парусной яхтой длиной до 24 метров в светлое время суток на расстоянии до 20 миль от берега. Много это или мало? Поверьте, яхта 24 метра — это очень солидное судно, а 20 морских миль от берега — это 36 километров, что тоже немало. Мы с вами сейчас говорили о нормах, введенных только для первой ступени шкипера — BBS (BareBoatSkipper). А чтобы расширить свои возможности пересечения морей и океанов, необходимо увеличить и свой уровень знаний, который дополнительно включит астрономию, астронавигацию и спасение на море. Повысить свой уровень знаний и умений также можно в нашей школе.

Подробнее о повышении уровня знаний в школе SPBSAIL →

Можно ли после обучения ходить под парусом вокруг Земли?

Чтобы официально иметь разрешение и быть подготовленным, необходимо иметь сертификат уровня OceanMaster. Хотя неофициально, как частному лицу, конечно, никто не может запретить выйти в океан и даже в кругосветку, тем более если вы собираетесь выйти в море на собственной, а не на арендованной яхте. Как это, например, было с 16-летней австралийской девочкой Джессикой Уотсон, которая в одиночку совершила кругосветку.

Но давайте будем благоразумными и вспомним очень важную фразу, которую мы сделали девизом своей школы: «Чтобы выйти в море, вам нужны сертификаты, а чтобы вернуться с моря — нужны знания».

Следуя этому принципу, мы никогда не будем заниматься так называемой продажей прав и сертификатов, лишь бы получить с курсанта деньги, а потом, как-нибудь обучив его за 7–10 дней, выдать ему долгожданный сертификат. Мы всегда несем ответственность за тех людей, которых обучали. И пока еще никто не жаловался на качество нашего обучения. Хотя были случаи, когда люди, даже заплатив деньги за обучение, по разным причинам не смогли сдать необходимые зачеты и экзамены. В этом случае мы находим варианты дополнительного, углубленного изучения вопросов и доводим нашего курсанта до необходимого уровня знаний, хотя это скорее исключение, чем правило. В основном люди на обучение приходят мотивированными и заранее знают, чего они хотят добиться.

Подробнее о практике в школе SPBSAIL →

На каком водном транспорте, помимо яхт, можно будет легально плавать после окончания школы?

Давайте разберемся в определениях: что означает «водный транспорт» и что означает «легально».

Сейчас в мире существует несколько систем образования. Программы во всех системах практически одинаковы, поскольку они составлены в соответствии с требованиями IMO (International Maritime Organisation). В нашей школе мы можем выдавать сертификаты ISSA (International Sailing School Association) и IYT (International Yacht Training), которые дают право управления парусными яхтами. После прохождения дополнительной четырёхдневной практики мы можем выдать сертификат на управление моторной яхтой, то есть катером.

Теперь о том, что означает «легально». Все сертификаты, выдаваемые нашей школой, легальны и признаны во всем мире и дают право взять в аренду лодку (парусную, моторную) в любой точке мира и управлять ею, катая своих друзей, знакомых и родственников.

Есть два ограничения: эти сертификаты не дают права заниматься коммерческой деятельностью, и они пока что не действуют на территории России.

Как проходит экзамен?

После двухнедельной практики на яхте, когда курсанты закрепили знания, полученные при теоретическом обучении, и практически научились тому, что нельзя изучить, сидя за столом или компьютером. В предпоследний день обучения проходят зачеты и экзамены.

Сначала сдается командная практика, на которой яхта выходит в море и в составе команды ставятся паруса, выполняются маневры под парусом и действия каждого по команде MOB (Man Overboard — «человек за бортом»). После спасения пострадавшего мы переходим в марину.

В марине каждый (как мы говорим — «в одно лицо») производит швартовку яхты в указанное инструктором место и показывает, как он правильно, методически и по технике освоил то, в чём он тренировался в течение двух недель.

Успешно сдавшие практическую часть зачетов допускаются до устного и письменного экзамена, на котором каждый получает билет с 35–40 вопросами по всем темам курса. На все вопросы необходимо дать развернутые письменные ответы.

Ответы сразу проверяются инструктором, и когда на следующий день курсанты разъезжаются по домам, они уже знают, кто из них сдал все необходимые зачеты, и приблизительно представляют, когда получат свои первые сертификаты и смогут уже самостоятельно выйти в море.

Можно ли жить на яхте? Плавать по всему миру, останавливаясь, только чтобы пополнить запас продуктов? Можно ли будет легально сходить на берега других стран? Нужна ли для этого виза, или можно проводить какое-то время на берегу без визы?

Для путешествий всегда нужны визы в те страны или в те союзы, где это положено. Для путешествия по Европе достаточно одной шенгенской визы.

По поводу одного ошибочного мнения, что морякам можно заходить везде и всегда без виз: на самом деле это не так. Выполнять существующие законы должны все, даже моряки. Есть ряд исключений, а именно: в случае поломки судна или серьезного заболевания одного из членов экипажа. В этом случае действительно можно зайти в любой близлежащий порт, даже если у вас нет на то предварительного разрешения или визы. Также можно заходить для пополнения запасов воды или продуктов. Но в этом случае сходить на берег имеет право только капитан. Члены экипажа, не имеющие права схода или визы, должны оставаться на борту до решения капитаном всех вопросов. Но это, конечно, всё официально.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)