Образ жизни
01 ноября, 2017

Все, что нужно знать про чаевые

Давать или не давать? Дело твое, мы попробуем натолкнуть тебя на верное решение.
Старая традиция оплачивать труд официанта вместо работодателя многих заставляет нервничать. С одной стороны, за что оставлять чаевые? За обслуживание? А это делал разве не человек, которого специально взяли на эту работу в кафе или ресторан? Официант получает за обслуживание клиентов зарплату, никто не работает за чаевые. Но официанты получают мало, и поэтому фактически живут на эти деньги.

У этих работников общепита, ясное дело, свой взгляд на эти вещи, но мы посмотрим на ситуацию с точки зрения истины. Проведем, так сказать, вскрытие самого понятия, но не затронем, сколько чаевых нужно оставлять. Об этом у нас есть отдельная статья.

Откуда эта напасть свалилась на наши головы?

Откуда пошла традиция доплачивать официантам за то, что они должны делать и без доплат? Тут, как это часто бывает, масса теорий. Где же правда — непонятно.

Tips (чаевые в переводе на английский) — это своеобразная аббревиатура от фразы «to insure prompt service», означающей «для обеспечения скорости обслуживания». По легенде, в чайных салонах и постоялых дворах Британии стояла коробочка, в которую гость мог закинуть монетку и таким образом обратить на себя внимание обслуживающего персонала: заставить их, мягко говоря, пошевеливаться. Но это лишь предположение.

Сейчас популярна другая версия: якобы это происходит от тайного уголовного языка, используемого в Британии конца XVI — начала XVII веков, где глагол to tip означала «делиться, отдавать какую-то часть кому-то». В начале XVIII века он попал в литературный английский язык в значении «делиться чем-то, дать что-то небольшое».

На Руси трактирщику давали палу целковых, чтобы он, голубчик, поторопился и подал к столу то, что обычным людям не подают.

Слово «чаевые» никак не связано с ресторанами. Оно связано именно с чаем. В XIX веке этот напиток являлся верным показателем человеческих взаимоотношений. Чай был визитной карточкой дома. А визитку, как известно, дают далеко не каждому, а только людям, в которых ее обладатель заинтересован. Потому, встречая гостей, мы первым делом ставим чайник, а уже потом спрашиваем, как насчет коньячка.

Американцы утверждают, что это их исконное изобретение. Якобы издавна мистер, приходя в кафе или ресторан, сразу же выкладывал на стол определенную сумму. Официант, который это видел, старался обслужить клиента как можно более старательно. Если посетителя все устраивало, то, выходя из-за стола, он оставлял деньги. Если обслуживание было не на должном уровне, он их забирал.

Хотя, есть другая американская теория, возникшая, как и все неоднозначное, во времена Сухого закона. В связи с запретом на продажу алкоголя доходы общепита резко упали. Хозяева говорили, мол, бедные люди в рестораны не ходят, поэтому, братец, обслужи этого толстосума как следует и разведи его на дополнительную плату. Со временем принцип стал повсеместным, а у толстосумов это стало своеобразным показателем респектабельности и достатка.

Спустя годы, когда страшный кризис улетучился, а в Америке появился средний класс, традиция никуда не делась. Платежеспособность среднего американского бюргера увеличилась, в рестораны стали ходить чаще, алкоголь опять стал легальным, но рестораторы не торопились поднимать зарплату, поощряя своих сотрудников брать чаевые. В итоге традиция только укоренилась, а чаевые фактически стаи обязанностью клиента.

Не дай бог, ты не оставишь на чай! Тут же выйдет менеджер и скажет: «Брат, что не так? Может, этот официант, который вкалывает 18 часов в сутки, не прав? Давай мы его вышвырнем! И плевать, что он умрет от голода, лишь бы тебе хорошо было!». И ты невольно смотришь на этого официанта, уставшего и замученного, и оставляешь процент от чека, чтобы тебя добрым словом вспоминали и в следующий раз не провели детородным органом по тарелке. Все оставляют чаевые не для того, чтобы выпендриваться, а потому что не оставить их считается чем-то неприличным. Вдруг этот официант, которого ты видишь в первый и в последний раз, подумает о тебе плохо и, не зная твоего имени и места жительства, расскажет всем, какой ты скряга?

Получается, чаевые обламывают всех

Как бы то ни было, в сухом остатке получается, что чаевые — это самая обычная взятка, на которой хозяева ресторанов неплохо экономят. А еще издевательство над совестью посетителя ресторана. А еще чаевые обсчитывают официантов. Почему бы ресторанам не поднять цены на еду, тем самым повышая заработную плату своему персоналу? Ответ очевиден: это не выгодно.

Но, приходя в магазин, мы не оставляем чаевые продавцу-консультанту. Некоторые из них получают процент от продаж, но это совсем другое: процент будет заплачен в любом случае, а чаевые — на усмотрение клиента. То, сколько носков ты купил, не зависит от того, проживет ли продавец этот месяц впроголодь, или ему хватит не только на аренду квартиры, но и на красный «Доширак».

Во многих культурах тебя не заставят платить за то, чтобы получить хорошее обслуживание. В Японии существует фактический запрет на чаевые: оставить деньги на столе — значит оскорбить официанта, выразить недовольство его работой и отправить его делать сэппуку.

А заслужили ли они свой чай?

С другой стороны, работники вшивых фастфуд-ресторанов чаевые не получают, хотя напрягаются ничуть не меньше. Казалось бы, несправедливо, тем более если учесть, что в хороших ресторанах оклад порой немногим уступает некоторым сетевым фаст-фудам.

В конце концов, если быть совсем уж честным, то чаевые нужно давать поварам и барменам, а не тем, кто разносит еду. Понятно, что официант — лицо ресторана, он по идее отвечает за впечатление и настроение клиентов… Их заслуги сильно преувеличены. Они просто разносят еду. В большинстве своем они и ведут себя как разносчики еды. Поварам чай не положен, а жаль. Впрочем, им и так неплохо платят.

Что же говорят сами официанты? Что единственное, о чем они мечтают, — это поскорее отстоять смену, и чтобы клиент не выпендривался, а делал заказ быстро. А то, знаешь ли, мало кому нравится подбегать к столику по несколько раз с вежливым вопросом: «Вы уже выбрали?». Официантам в большинстве своем плевать. Они согласны, что чаевые — это не обязанность каждого клиента, а выражение благодарности. Как слово «спасибо». Если тебе не понравилось, как затраханная менеджером-идиотом и своей жизнью Алена смотрела на тебя, то можешь не платить. В конце концов, по сравнению с той же Америкой наши 10% от чека — совсем смешная сумма. Если ты пьяненький и щедрый, то можешь положить лишнюю тысячу, но никто тебя не заставляет, верно?

Официант должен априори работать без дополнительных стимулов. Больше тебе скажу: чаевые никак не влияют на качество его работы. Во-первых, их дают в конце. Но если ты ему не дашь на чай, то он не станет плеваться. Во-вторых, официанты в большинстве своем научены горьким опытом, поэтому не ждут больших денег. Думаешь, он рад 20 рублям, которые ты оставил на чай? Рад, но лучше бы к этим двадцати прибавился нолик в конце. Поверь, никто не будет лишний раз устраивать цирк и напрашиваться на щедрую оценку труда. Это оскорбительно.

Хотя, некоторые работодатели лезут в карман официанта и забирают 15% чаевых просто за то, что «мы предоставляем вам возможность зарабатывать». Это при том, что они и так работают на минималку. В таких заведения официантов жалко, но ты же не будешь спрашивать: «Простите, а какой у вас оклад? Нам просто нужно понять, оставлять 50 рублей на чай, или нет?». Кроме того, «мало получает» — условное понятие. Врачи тоже мало получают, но их благодарят коробочкой конфет. Идти в ресторан с «Родными просторами» — это, мягко говоря, не уважительно.

Но гораздо оскорбительнее, если ты будешь строить из себя благодетеля и, поев на 490 рублей, дашь 500-рублевую бумажку, широким жестом на весь зал говоря: «Спасибо, сдачи не надо». В таком случае ты опозоришься еще сильнее. Хотя, 5-10 таких чаевых — и на сигареты хватит. Поэтому веди себя прилично, если даешь мелочь.

Очень много вопросов возникает относительно пьянок на несколько человек. Если это банкет, где один — организатор, а остальные — гости, то, естественно, платит организатор. Кстати, иногда чаевые даются после завершения банкета всему обслуживающему персоналу: охранникам, сервировщикам, официантам, поварам и так далее.

Если же речь про компании, которые просто приходят в ресторан отдохнуть семьями, то здесь так же, как и при одиночном посещении: 10% с чека. Не важно, общий он или индивидуальный. Тут решайте сами: хотите — понтуйтесь, форсите сторублевыми купюрами, говорите: «Я заплачу», — в надежде, что кто-то возьмет «чай» в свои руки. Не возьмет. Хотите — скидывайтесь, исходя из того, кто сколько заказал, добавляя несколько рублей в качестве поощрения. Это все ваше личное дело.

Так что же делать?

Одним словом, чаевые — это реакция на качество сервиса. Если их оставляют, значит, сервис неплох или даже отличен. Если не оставляют, значит, обслуживание хромает. По логике вещей. Либо это значит, что у тебя нет лишних денег — тебе еще домой нужно вернуться. Все поймут, и никто не будет ругаться.

В некоторых заведениях в сумму заказа уже включают строку «за обслуживание». Это не чаевые, а доход ресторана, который, кстати, в зависимости от системы налогообложения, должен тоже попадать в официальные отчеты.

В любом случае, если есть возможность — оставь хоть сколько-нибудь. Нет — пожалуйста, никто не будет плевать в салат, если ты придешь в следующий раз. Главное, не делай из этого спектаклей. И вне зависимости от того, как тебя обслужили, будь вежливым. Доброе слово и собаке, как говорится, приятно.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: