Все, что нужно знать про чаевые

Теодор Седин
Ноябрь 01, 2017
12.3k
0
Образ жизни
в избранное
Старая традиция оплачивать труд официанта вместо работодателя многих заставляет нервничать. С одной стороны, за что оставлять чаевые? За обслуживание? А это делал разве не человек, которого специально взяли на эту работу в кафе или ресторан? Официант получает за обслуживание клиентов зарплату, никто не работает за чаевые. Но официанты получают мало, и поэтому фактически живут на эти деньги.

У этих работников общепита, ясное дело, свой взгляд на эти вещи, но мы посмотрим на ситуацию с точки зрения истины. Проведем, так сказать, вскрытие самого понятия, но не затронем, сколько чаевых нужно оставлять. Об этом у нас есть отдельная статья.

Откуда эта напасть свалилась на наши головы?

Откуда пошла традиция доплачивать официантам за то, что они должны делать и без доплат? Тут, как это часто бывает, масса теорий. Где же правда — непонятно.

Tips (чаевые в переводе на английский) — это своеобразная аббревиатура от фразы «to insure prompt service», означающей «для обеспечения скорости обслуживания». По легенде, в чайных салонах и постоялых дворах Британии стояла коробочка, в которую гость мог закинуть монетку и таким образом обратить на себя внимание обслуживающего персонала: заставить их, мягко говоря, пошевеливаться. Но это лишь предположение.

Сейчас популярна другая версия: якобы это происходит от тайного уголовного языка, используемого в Британии конца XVI — начала XVII веков, где глагол to tip означала «делиться, отдавать какую-то часть кому-то». В начале XVIII века он попал в литературный английский язык в значении «делиться чем-то, дать что-то небольшое».

На Руси трактирщику давали палу целковых, чтобы он, голубчик, поторопился и подал к столу то, что обычным людям не подают.

Слово «чаевые» никак не связано с ресторанами. Оно связано именно с чаем. В XIX веке этот напиток являлся верным показателем человеческих взаимоотношений. Чай был визитной карточкой дома. А визитку, как известно, дают далеко не каждому, а только людям, в которых ее обладатель заинтересован. Потому, встречая гостей, мы первым делом ставим чайник, а уже потом спрашиваем, как насчет коньячка.

Американцы утверждают, что это их исконное изобретение. Якобы издавна мистер, приходя в кафе или ресторан, сразу же выкладывал на стол определенную сумму. Официант, который это видел, старался обслужить клиента как можно более старательно. Если посетителя все устраивало, то, выходя из-за стола, он оставлял деньги. Если обслуживание было не на должном уровне, он их забирал.

Хотя, есть другая американская теория, возникшая, как и все неоднозначное, во времена Сухого закона. В связи с запретом на продажу алкоголя доходы общепита резко упали. Хозяева говорили, мол, бедные люди в рестораны не ходят, поэтому, братец, обслужи этого толстосума как следует и разведи его на дополнительную плату. Со временем принцип стал повсеместным, а у толстосумов это стало своеобразным показателем респектабельности и достатка.

Спустя годы, когда страшный кризис улетучился, а в Америке появился средний класс, традиция никуда не делась. Платежеспособность среднего американского бюргера увеличилась, в рестораны стали ходить чаще, алкоголь опять стал легальным, но рестораторы не торопились поднимать зарплату, поощряя своих сотрудников брать чаевые. В итоге традиция только укоренилась, а чаевые фактически стаи обязанностью клиента.

Не дай бог, ты не оставишь на чай! Тут же выйдет менеджер и скажет: «Брат, что не так? Может, этот официант, который вкалывает 18 часов в сутки, не прав? Давай мы его вышвырнем! И плевать, что он умрет от голода, лишь бы тебе хорошо было!». И ты невольно смотришь на этого официанта, уставшего и замученного, и оставляешь процент от чека, чтобы тебя добрым словом вспоминали и в следующий раз не провели детородным органом по тарелке. Все оставляют чаевые не для того, чтобы выпендриваться, а потому что не оставить их считается чем-то неприличным. Вдруг этот официант, которого ты видишь в первый и в последний раз, подумает о тебе плохо и, не зная твоего имени и места жительства, расскажет всем, какой ты скряга?

Получается, чаевые обламывают всех

Как бы то ни было, в сухом остатке получается, что чаевые — это самая обычная взятка, на которой хозяева ресторанов неплохо экономят. А еще издевательство над совестью посетителя ресторана. А еще чаевые обсчитывают официантов. Почему бы ресторанам не поднять цены на еду, тем самым повышая заработную плату своему персоналу? Ответ очевиден: это не выгодно.

Но, приходя в магазин, мы не оставляем чаевые продавцу-консультанту. Некоторые из них получают процент от продаж, но это совсем другое: процент будет заплачен в любом случае, а чаевые — на усмотрение клиента. То, сколько носков ты купил, не зависит от того, проживет ли продавец этот месяц впроголодь, или ему хватит не только на аренду квартиры, но и на красный «Доширак».

Во многих культурах тебя не заставят платить за то, чтобы получить хорошее обслуживание. В Японии существует фактический запрет на чаевые: оставить деньги на столе — значит оскорбить официанта, выразить недовольство его работой и отправить его делать сэппуку.

А заслужили ли они свой чай?

С другой стороны, работники вшивых фастфуд-ресторанов чаевые не получают, хотя напрягаются ничуть не меньше. Казалось бы, несправедливо, тем более если учесть, что в хороших ресторанах оклад порой немногим уступает некоторым сетевым фаст-фудам.

В конце концов, если быть совсем уж честным, то чаевые нужно давать поварам и барменам, а не тем, кто разносит еду. Понятно, что официант — лицо ресторана, он по идее отвечает за впечатление и настроение клиентов… Их заслуги сильно преувеличены. Они просто разносят еду. В большинстве своем они и ведут себя как разносчики еды. Поварам чай не положен, а жаль. Впрочем, им и так неплохо платят.

Что же говорят сами официанты? Что единственное, о чем они мечтают, — это поскорее отстоять смену, и чтобы клиент не выпендривался, а делал заказ быстро. А то, знаешь ли, мало кому нравится подбегать к столику по несколько раз с вежливым вопросом: «Вы уже выбрали?». Официантам в большинстве своем плевать. Они согласны, что чаевые — это не обязанность каждого клиента, а выражение благодарности. Как слово «спасибо». Если тебе не понравилось, как затраханная менеджером-идиотом и своей жизнью Алена смотрела на тебя, то можешь не платить. В конце концов, по сравнению с той же Америкой наши 10% от чека — совсем смешная сумма. Если ты пьяненький и щедрый, то можешь положить лишнюю тысячу, но никто тебя не заставляет, верно?

Официант должен априори работать без дополнительных стимулов. Больше тебе скажу: чаевые никак не влияют на качество его работы. Во-первых, их дают в конце. Но если ты ему не дашь на чай, то он не станет плеваться. Во-вторых, официанты в большинстве своем научены горьким опытом, поэтому не ждут больших денег. Думаешь, он рад 20 рублям, которые ты оставил на чай? Рад, но лучше бы к этим двадцати прибавился нолик в конце. Поверь, никто не будет лишний раз устраивать цирк и напрашиваться на щедрую оценку труда. Это оскорбительно.

Хотя, некоторые работодатели лезут в карман официанта и забирают 15% чаевых просто за то, что «мы предоставляем вам возможность зарабатывать». Это при том, что они и так работают на минималку. В таких заведения официантов жалко, но ты же не будешь спрашивать: «Простите, а какой у вас оклад? Нам просто нужно понять, оставлять 50 рублей на чай, или нет?». Кроме того, «мало получает» — условное понятие. Врачи тоже мало получают, но их благодарят коробочкой конфет. Идти в ресторан с «Родными просторами» — это, мягко говоря, не уважительно.

Но гораздо оскорбительнее, если ты будешь строить из себя благодетеля и, поев на 490 рублей, дашь 500-рублевую бумажку, широким жестом на весь зал говоря: «Спасибо, сдачи не надо». В таком случае ты опозоришься еще сильнее. Хотя, 5-10 таких чаевых — и на сигареты хватит. Поэтому веди себя прилично, если даешь мелочь.

Очень много вопросов возникает относительно пьянок на несколько человек. Если это банкет, где один — организатор, а остальные — гости, то, естественно, платит организатор. Кстати, иногда чаевые даются после завершения банкета всему обслуживающему персоналу: охранникам, сервировщикам, официантам, поварам и так далее.

Если же речь про компании, которые просто приходят в ресторан отдохнуть семьями, то здесь так же, как и при одиночном посещении: 10% с чека. Не важно, общий он или индивидуальный. Тут решайте сами: хотите — понтуйтесь, форсите сторублевыми купюрами, говорите: «Я заплачу», — в надежде, что кто-то возьмет «чай» в свои руки. Не возьмет. Хотите — скидывайтесь, исходя из того, кто сколько заказал, добавляя несколько рублей в качестве поощрения. Это все ваше личное дело.

Так что же делать?

Одним словом, чаевые — это реакция на качество сервиса. Если их оставляют, значит, сервис неплох или даже отличен. Если не оставляют, значит, обслуживание хромает. По логике вещей. Либо это значит, что у тебя нет лишних денег — тебе еще домой нужно вернуться. Все поймут, и никто не будет ругаться.

В некоторых заведениях в сумму заказа уже включают строку «за обслуживание». Это не чаевые, а доход ресторана, который, кстати, в зависимости от системы налогообложения, должен тоже попадать в официальные отчеты.

В любом случае, если есть возможность — оставь хоть сколько-нибудь. Нет — пожалуйста, никто не будет плевать в салат, если ты придешь в следующий раз. Главное, не делай из этого спектаклей. И вне зависимости от того, как тебя обслужили, будь вежливым. Доброе слово и собаке, как говорится, приятно.