Первым полнометражным художественным фильмом считается австралийская картина «Подлинная история банды Келли». Это рассказ о жизни знаменитого и неоднозначного разбойника. С тех пор на большие экраны вышли десятки тысяч фильмов. Сформировались жанры, которые периодически набирают популярность и приходят в упадок. Обычно эти процессы связаны с громкими провалами или невероятными кассовыми успехами. Всего один фильм способен похоронить целый жанр на годы, но точно также удачная картина может стать примером для подражания, запустив новую волну популярности.
1. «Властелин колец» — фэнтези
Попробуй вспомнить хорошее, по-настоящему высокое фэнтези из 90-х. Вряд ли удастся, ведь почти ничего и не выходило. Наверное, можно назвать «Черепашки-ниндзя 3», но это подростковая картина, которая собрала какую-то кассу только благодаря суперпопулярным в то время героям. Впрочем, даже так кино провалилось, а черепахи пропали с больших экранов. Отсутствие интереса к фэнтези объясняется массовым провалом жанра во второй половине 80-х.
В начале десятилетия на экраны вышло сразу несколько замечательных картин: «Бесконечная история», «Легенда» и, конечно же, «Конан-варвар». У последнего сразу появилось множество подражателей. Среди них относительно неплохая «Рыжая Соня», но и куда менее качественные поделки вроде «Ши», «Властелины Вселенной», а еще десятки фильмов про амазонок, воинов и магов, чье название уже никто не вспомнит. Постепенно само слово фэнтези стало чем-то ругательным, синоним дешевки и треша. Так жанр и пропал с больших экранов на многие годы.
Питер Джексон и «Властелин колец» все изменили, хотя тогда картина считалась огромным риском. Невероятный по меркам 2001 года бюджет (93 миллиона долларов) собирали у разных инвесторов и студий. В итоге все эти деньги мы увидели на экране и остались в восторге. В следующие годы вышло еще несколько знаковых картин, после чего жанру снова потребовался перерыв.
6 особенностей фильмов 2000-х, по которым мы скучаем
2. «Пираты Карибского моря» — пиратские фильмы
До появления капитана Джека Воробья фильмы на пиратскую тематику сильно штормило и они все шли ко дну. Рекордный бюджетный провал в истории Голливуда принадлежит «Острову головорезов». Фильм не был так уж плох, просто стоил невероятные 100 миллионов, а собрал всего 10. Вместе с ним затонула и студия Carolco Pictures, которая когда-то сняла «Терминатор 2». Похожая судьба постигла «Водный мир», сочетающий пиратскую тематику и постапокалипсис. Неудачно выступил и мультфильм «Планета сокровищ».
Казалось, что никакие форматы, актеры и деньги не способны возродить зрительский интерес к жанру. Однако руководство Walt Disney Pictures имело на руках нереализованный сценарий, который предполагал куда более мрачную и серьезную историю. После многочисленных правок «Пираты карибского моря» превратились в легкое семейное кино, собравшее в кинотеатрах 654 миллиона долларов. За первую неделю продаж на носителях было реализовано 12 миллионов копий, что стало неоспоримым мировым рекордом. «Дисней» сразу же анонсировали два продолжения. На данный момент франшиза насчитывает пять фильмов, которые собрали почти 5 миллиардов долларов.
3. «Люди Икс» — супергеройское кино
В 1997-м вышел «Бэтмен и Робин», который называют худшим фильмом о супергероях в истории. Если хорошо поискать, наверное, найдутся картины и похуже, но здесь снова играет роль огромный бюджет и наличие сразу нескольких звездных актеров. Кроме скрытого за маской Джорджа Клуни, в эпизодах появляются Ума Турман, Джесси Вентура и Арнольд Шварценеггер. Карьера последнего на этом сильно пошатнется. «Железный Арни» снимется еще в нескольких провальных фильмах, запросит рекордный гонорар за «Терминатор 3» и надолго покинет индустрию.
Бегать в обтягивающем трико станет признаком дурного вкуса. Собственно поэтому студии 20th Century Fox было так непросто найти актеров для экранизации X-Men. Роль Логана (Росомахи) предлагали Расселу Кроу, Тому Хэнксу и Мелу Гибсону. Теперь этот персонаж у нас ассоциируется лишь с одним лицом, которое принадлежит Хью Джекману. Успех «Людей Икс» моментально спровоцировал съемки фильмов и по другим франшизам Marvel. Конечно же, не могли оставаться в стороне и DC Comics. С тех пор супергеройское кино не сходит с больших экранов, хотя кассовые сборы постепенно падают, и мы вполне можем ожидать паузу, хотя бы на несколько лет. Пожалуй, это пойдет на пользу как жанру, такой и всей киноиндустрии.
7 неправильных представлений об оружии, основанных на играх и фильмах
4. «Смерч» — катастрофы
Такое кино в принципе выходит нечасто и всегда является чем-то рискованным. Во-первых, для съемок чего-то достойного обязателен и внушительный бюджет. Во-вторых, сценарии не отличаются разнообразием. Декорации могут быть самыми разными, но истории почти одинаковые, а концовка предсказуемая — все будет хорошо. Успех во многом зависит от харизмы актеров, но знаменитости первой величины отказываются сниматься в подобном или просят непомерные гонорары. Поэтому из современных катастроф можно выделить только самую живучую франшизу «Акулий торнадо». Студия The Asylum сняла уже шесть фильмов с бюджетом в 2-3 миллиона долларов.
Кинокартина «Смерч» 1996 года стала настоящим событием. Неизвестно, сколько денег потратили на продвижение, но об этом фильме знали все. К тому моменту компьютерная графика уже могла выглядеть убедительно, что и позволило демонстрировать реалистичные сцены с разрушениями. «Смерч» точно не лучшее кино в своем жанре, но именно его коммерческий успех проложил путь куда более впечатляющему «Армагеддону» и невероятному по размаху «Титанику».
5. «28 дней спустя» — зомби
Первая волна популярности зомби началась в 70-х. Наверное, каждый слышал про Джорджа Ромеро и его «Ночи живых мертвецов». Кстати, никто не имеет авторских прав на этот фильм, он является национальным достоянием. Потом был спорный «Рассвет мертвецов», после чего жанр перестал развиваться концептуально и скатился в откровенный треш. Так продолжалось до второй половины 90-х, когда новый импульс пришел из игровой индустрии. Речь идет об игре Resident Evil, которая возродила интерес к зомби, снова сделав их частью поп-культуры. Впрочем, завязка первой игры оставалась сюжетом для классического фильма категории «B». Такие снимаются на голом энтузиазме и выпускают сразу на носителях.
Следующие части были уже намного более серьезными и продуманными. Зомби-жанр очевидно эволюционировал после длительного застоя, пришло удачное время и для новых фильмов. «28 дней спустя» шокировал зрителя своей нестандартностью. Вроде бы все знают чего ожидать от зомби, но здесь они вели себя совсем иначе: не медленно плелись к жертве, выставив руки вперед, а стремительно бежали. Эта мелочь превратила их в действительно опасных и страшных существ. Так же поражала и откровенность фильма с обилием кровавых сцен. На протяжении 2000-х вышло множество зомби-фильмов. Стоит выделить малобюджетный, но стильный «Рассвет мертвецов», «28 недель спустя» и целую франшизу «Обитель зла».
Зомби-апокалипсис: как зомби завладели нашими мозгами и стали частью культуры
6. «Русалочка» — анимация
Когда-то студия Walt Disney ассоциировалась исключительно с мультфильмами. Это были сериалы вроде «Утиных историй» или «Черного плаща», но также и потрясающие полнометражные картины. Ключевой персонаж и главный бренд студии, конечно же, Микки Маус. Сам «Дисней» иногда называют «Мышиным домом». Весь мир знаком с Дональдом, Гуфи и Плуто. К нам эти герои попали довольно поздно, только в начале 90-х, одновременно с Looney Tunes от Warner Bros. Некоторое время мы следили за конкуренцией мультяшек, а потом Багз Банни, Дорожный бегун и все остальные персонажи из «Безумных мотивов» исчезли.
Walt Disney не всегда находился так высоко, на протяжении 80-х студия несла серьезные убытки. Казалось, что аудитория просто потеряла интерес к мультфильмам. Ситуация коренным образом изменилась с выходом «Русалочки» в 1989 году. С этого события начинается «Ренессанс Диснея» и возрождение полнометражных анимационных фильмов. Вскоре появятся такие хиты, как «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Король Лев» и остальная классика 90-х.
7. «Джиперс Криперс» — слешер
Независимо от возраста, каждый знает названия «Пятница 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Это синонимы жанра слешер, его ярчайшие представители, которые со временем пришли в упадок. На протяжении 90-х были попытки запуска новых франшиз вроде «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Крик», но они только стали поводом для появления более успешных и кассовых пародий. Вместо крутых ужасов мы получили «Очень страшное кино», которое высмеивало избитые клише.
В 2001 году на больших экранах показывают американо-немецкий фильм со странным названием «Джиперс Криперс». Это одновременно слешер и дорожное приключение. Кассовый успех нельзя назвать ошеломительным, но зрительские симпатии однозначно указывали на ожидание чего-то похожего. Появился «Поворот не туда», «У холмов есть глаза», возродили «Техасскую резню бензопилой». Благодаря успеху «Криперса» удалось даже вернуть на большие экраны Фредди и Джейсона, да еще и в одном фильме. Впрочем, все перечисленные франшизы сегодня скорее мертвы, либо находятся в категории «B», нам остается дождаться нового цикла.