Всех сжечь!

Чувак
Автор:
Чувак
Март 03, 2015
10.5k
6
Наука
в избранное
brodude.ru_3.03.2015_2dzrf7ZCnRZoi

Иисус учил, что никто не должен подвергаться преследованиям за то, что имеет мнение, отличное от его мнения. Но первые последователи Христа, похоже, пропустили сей завет мимо ушей, потому как средневековые священники имели довольно однозначное отношение к вольнодумцам. Начиная со времен Первого Никейского собора, который состоялся в июне 325 года, заканчивая указом, изданным спустя двадцать восемь лет императором Феодосием, где говорилось, что ересь необходимо лечить огнем – множество великих умов, неугодных властям, пали жертвой Святой и справедливой Инквизиции. Ты наверняка знаешь о печальной судьбе и гонениях Джордано Бруно, Галилео Галилея и Коперника, но сегодня мы хотим копнуть поглубже и рассказать тебе об ученых, философах и поэтах, которые закончили свои дни в мучительной агонии искупительного костра.

1. Пьетро д’Абано

brodude.ru_2.03.2015_jG42RdhncDORe
Пьетро д’Абано был итальянским философом, врачом, писателем, астрологом и, возможно, алхимиком. Разумеется, такая разносторонняя личность не могла остаться без внимания церкви. После своего обучения в Падуе д’Абано отправился в Константинополь, где занялся изучением греческого языка и где пробыл примерно до 1290 года. Затем, по 1300 год включительно, он жил и учился в Париже, где получил докторскую степень по философии и медицине. В столице Франции Пьетро завел много полезных знакомств, которые позднее отчасти спасли его задницу от инквизиторского костра. Его богатство и увлечение астрологией стало благодатной почвой для распространения слухов о колдовстве. Злые языки поговаривали, что «любые деньги, которые д’Абано выплачивает из своего кармана, затем самым волшебным образом к нему возвращаются обратно в кошелек» и именно черная магия, а не острый ум, упорство и талант привели д’Абано к успеху. В итоге, все эти идиотские истории привлекли внимание благородных и справедливых представителей доминиканского монастыря Сен-Жак в Париже, которые выдвинули обвинения в колдовстве и ереси против Пьетро. Оправданный на первом суде, д’Абано был обвинен повторно: на этот раз ему поставили в укор «отрицание существования и влияния духов и демонов на человека».

Ученый умер в тюрьме в ожидании приговора, а инквизиция лишилась возможности сжечь его тело, так как друзья д’Абано, видимо, кому-то очень щедро заплатив, вытащили труп из тюрьмы и похоронили. Но не следует недооценивать длину рук инквизиторского суда, ибо последние решили смастерить и показательно сжечь чучело ученого. Но и этого оказалось мало: его книги были преданы суду снова, спустя 40 лет после смерти. Так что Пьетро д’Абано все же был признан виновным, а его тело было эксгумировано и сожжено.

2. Чекко д’Асколи

brodude.ru_2.03.2015_weD9fvOh8HpSo
Чекко Асколи – итальянский поэт и врач, преподавал математику и астрологию в Болонском университете с 1322 по 1324 год. Говорят, что Чекко часто общался с самим Данте, вдаваясь с автором «Божественной комедии» в адские полемики, дискуссии и споры. Первый свой шаг на скользкой дорожке д’Асколи совершил, когда написал комментарий к работе Джона де Сакробоско, где изложил ряд необычных теорий, касающихся занятости демонов. В результате Чекко получил штраф в размере 70 крон и приказание искать покаяние через молитву и пост. Чтобы избежать приговора, д’Асколи переехал во Флоренцию в 1324 году, но это была не самая его лучшая идея, так как здесь он нажил себе множество идеологических врагов. Философ Гвидо Кавальканти и врач Дино ди Гарбо в самое скорое время воскресили обвинения против ученого в ереси, и Чекко д’Асколи в очередной раз был признан виновным. В 1327 году, в возрасте 70 лет, он был сожжен на костре во Флоренции.

3. Мейстер Экхарт

brodude.ru_2.03.2015_BUXHDEV5WgTM0
Йоханнес Экхарт, широко известный как Мейстер Экхарт, был немецким богословом и философом, который щедро делился своей мудростью со студентами доминиканских школ в Париже, Страсбурге и Кельне. Также он не гнушался обучать людей из бедных семей – либо бесплатно, либо за символическое вознаграждение. Подобная готовность работать с простецами вызвала серьезное подозрение у представителей церковной власти, и в итоге Экхарт был ложно обвинен в связи с бегардами (религиозный орден, который учил, что те, кто достигнет совершенства, станет безгрешным). Впервые Мейстер Экхарт был вызван на инквизиционный ковер в 1326 году францисканским архиепископом Кельна, Генри Фирнебургом. Он умер в тюрьме через год, в 1327 году, прежде чем его дело официально было представлено перед судом. Тем не менее, Папа Иоанн XXII за это время успел издать буллу, осуждающую 28 статей Экхарта как еретические. Ирония заключается в том, что судьба отвесила Иоанну увесистый кармический пинок: Папа Римский впоследствии сам был осужден как еретик.

4. Уильям Оккам

brodude.ru_2.03.2015_sh2UuJ5UyzGOI
Английский францисканец и один из виднейших философов Средневековья так и не завершил свое обучение теологии в Оксфорде, но успел подарить миру ряд важных работ, ведь именно ему приписывают авторство принципа, известного как «бритва Оккама». Некоторые из его сочинений отрицали право Папы вмешиваться в дела государства, что и стало причиной жесткого конфликта с церковью. В 1323 году Уильям отправился на важный совет францисканцев Бристоле, чтобы защитить свои взгляды. Примерно в то же время неизвестные лица прибыли к папскому двору и обвинили ученого в ереси. В 1324 году Оккам был доставлен в Авиньон, чтобы встать на свою собственную защиту, хотя Уильям не был помещен под арест или официально осужден. Он оказался между двух огней – папой Иоанном XXII и его коллегами – францисканцами.

Францисканцы верили, что Иисус, как и его ученики, не имел права владеть собственностью и богатствами и стремился жить в бедности и скромности. В свою очередь, Папа отвергал эти взгляды и предложил Оккаму высказать свое мнение касательно этого вопроса. Последний пришел к выводу, что взгляды Иоанна XXII были еретическими, да и сам Папа, если уж совсем честно, такой же. Резонно опасаясь за свою жизнь после сказанного, Оккам сбежал в Авиньон 26 мая 1328 года прямиком под защиту императора Священной Римской империи, который был в центре политического спора с папой Иоанном. Оккам был официально отлучен от церкви и спокойно провел остаток своей жизни, находясь до самых последних дней в поле зрения императорской охраны.

5. Ян Гус

brodude.ru_3.03.2015_rvt0Oe1LqS0GC
Национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации, Ян Гус родился в южной Богемии и обучался в Пражском университете. В 1400 году он был рукоположен в сан священника, а через два года назначен ректором вышеупомянутого университета. Но жизнь щедра как на подарки, так и на оплеухи. Неприятности Яна начались, когда он начал высказывать поддержку английскому реформатору Джону Уиклифу, чьи суждения были беспощадно отнесены церковью к разряду еретических. Ян Гус также пришел к выводу, что нравственность современных религиозных лидеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Разумеется, подобные умозаключения, высказанные публично, подарили Яну ненависть пражского архиепископа, но так как реформатора поддерживал император Священной Римской империи Вацлав IV, а также простые люди Чехии, его жизнь некоторое время была вне угрозы.

К несчастью, изменение политического ландшафта развязало архиепископу руки, и он запретил Гусу проповедовать и приказал сжечь все го книги, труды и работы. Ян был отлучен от церкви папой Иоанном XXIII, что не помешало ему снова взяться за перо. В 1414 году император Священной Римской империи Сигизмунд пригласил Гуса предстать перед Советом Констанс, чтобы оправдать свои взгляды, обещая ему охранную грамоту и безопасность. Гус согласился, но как только он прибыл на место встречи, Совет отказался от составленного ранее соглашения, и Ян был оперативно брошен в тюрьму и осужден за ересь вместе со своим другом Иеронимом Пражским. В 1415 году Гус был сожжен на костре, отказавшись отречься от своих убеждений.

6. Мигель Сервет

brodude.ru_3.03.2015_VtQ3Y7PXYntTr
Испанский эрудит из 16-го века был отличным знатоком богословия, математики, астрологии, географии и медицины. Именно он впервые в Европе описал малый круг кровообращения, но его неортодоксальные взгляды вызвали осуждение со стороны католиков и протестантов. В 1531 году вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год – второй трактат «Две книги диалогов о Троице», который стал ответом на горячую полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса, однако все же был схвачен позднее и представлен перед судом в Лионе.

Сервет был признан виновным, но ему удалось сбежать, поэтому вместо его тела было сожжено чучело. В 1553 году он был замечен в Женеве, где сам Джон Кальвин, возглавлявший движение Реформации, активно поспособствовал его аресту и суду за ересь. Ученый снова был признан виновным в своих еретических взглядах, касающихся Святой Троицы и был заживо сожжен на костре 27 октября 1553 года. Его смерть привела к массовой критике Кальвина, что вызвало споры среди протестантов о смертной казни еретиков.

7. Этьен Доле

brodude.ru_3.03.2015_eQlhfaui4kOaK
Обычно называемый «первым мучеником эпохи Возрождения» Этьен Доле был французским ученым-гуманистом, известным своими антитринитарными взглядами. Некоторые исторические источники утверждают, что в жилах Этьена текла королевская кровь и он являлся незаконнорожденным сыном Франциска I. После учебы в Париже и Падуе он переехал в Тулузу, где его идеи и горячий темперамент навлекли на него уйму проблем. Доле, в принципе, обладал сверхъестественной способностью наживать врагов: изгнанный из города, он переехал в Лион, где его упекли в тюрьму за убийство художника (!), но в итоге Этьен все же получил королевское помилование. После своего освобождения Доле неоднократно обвинялся в атеизме и снова был заключен в тюрьму по трем обвинениям: два раза за публикацию кальвинистских работ и один раз за публикацию диалогов Платона, который отрицал бессмертие души. В 1546 году богословский факультет Сорбонны осудил его за ересь, и Доле был подвергнут пыткам и сожжен на костре в Париже.

8. Помпонио де Альгерио

brodude.ru_3.03.2015_qex8RQQ3bzgQ1
Помпонио де Альгерио был студентом юридического факультета университета в Падуе, когда его идеи привлекли внимание Инквизиции. Представ перед судом, он облачился в студенческую мантию и колпак, чтобы напомнить своим обвинителям, что он, будучи студентом, имеет право выражать свои мысли свободно. Расшифровка стенограммы судебного разбирательства гласит, что Помпонио заявил о том, что «ни один христианин не должен ограничивать себя какой-либо конкретной церковью». В финале своей речи студент отказался отречься от своих идей, за что и был брошен в тюрьму. После годичного заключения Альгерио был отправлен в Рим и передан гражданским властям для вынесения приговора. В 1556 году 25-летнего инакомыслящего прокипятили в масле, и, по словам очевидца — венецианского посла в Риме, Помпонио в течение 15 минут еще оставался жив и все это время хранил невозмутимость и полное спокойствие.

9. Джулио Чезаре Ванини

brodude.ru_3.03.2015_LgUGpZ0MYozDM
Джулио Чезаре Ванини – итальянский вольнодумец, который изучал философию и теологию в Риме и физические науки в Неаполе. После он переехал в Падую, где был рукоположен в сан священника и занялся изучением юриспруденции. Но его мятежному духу опостылела размеренная жизнь – ученый отправился бродяжничать по Франции, Швейцарии и Нидерландам, распространяя антирелигиозные взгляды и рассуждая о том, что люди, возможно, произошли от обезьян. В итоге все книги были быстро осуждены на сожжение, а сам автор арестован в Тулузе в ноябре 1618 года. После длительного судебного разбирательства Ванини был признан виновным в атеизме, ему вырвали язык и сожгли на костре в феврале 1619 года.

10. Казимир Лыщинский

brodude.ru_3.03.2015_5QoqMtkLzNOEL
Казимир Лыщинский – польский дворянин, помещик и философ, сегодня считается первым атеистом Польши. К огромному сожалению, ни одна его работа в целости не дошла до современников, так как все произведения были сожжены на костре вместе с ним. Автор трактата «О несуществовании бога» открыто отрицал существование всевышнего: «Бога не существует, он является химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Библия написана людьми, которые с её помощью поддерживают обман.» Разумеется, он был осужден, признан виновным и приговорен к смерти.

Следующий рассказ, написанный епископом Залуским, описывает исполнение приговора: «После отречения виновник был проведен на эшафот, где палач вырвал горящим железом язык из его рта, которым он вел жестокие речи против бога; после чего его руки, приборы отвратительного производства, были сожжены на медленном огне, кощунственные документы были брошены в огонь; наконец, он сам, этот монстр своего века, был брошен в искупительное пламя, если такой грех вообще может быть искуплен.»