Сегодня мы открываем новую серию статей о различных российских стартапах. С некоторыми ты, возможно, знаком, а некоторые появились не так давно. Мы решили пообщаться с представителями этих стартапов и задали им вопросы об их становлении, деятельности и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. Так что если хочешь немного узнать, как создаются новые компании, увидеть реальные примеры и кейсы, то добро пожаловать.
1. The Urban Rooms
The Urban Rooms — сеть региональных городских медиа нового формата о жизни города, людях и их возможностях. Появились в 2013 году и на текущий момент имеют более 20 собственных и партнерских проектов по всей России. Ты не только можешь читать их, но и открыть собственный сайт в своем городе по франшизе под брендом The Urban Rooms.
Антон Гангнус
Как появилась идея создания The Urban Rooms? В чем, по-вашему, проблема имеющихся СМИ и городских порталов?
Для москвичей общественная жизнь за МКАДом подобна коту Шредингера — вроде как и есть, но в то же время мертва. Мы много путешествовали по России и видели, что в регионах живут такие же образованные и амбициозные ребята, как и в столице. Они ходят на выставки, открывают стартапы, занимаются творчеством, хотят жить и учиться в своем городе с удовольствием, а не через силу. Но все СМИ предлагают им только сводки ДТП и подробности о сборе урожая, новых законах и поездках губернатора. Никакой нормальный молодой человек не будет тратить свое время на подобное чтение. И мы сделали сеть порталов в российских городах, которые рассказывают о локальных инициативах и героях, местных заведениях и развлечениях, и могут позволить себе иронизировать над городским укладом жизни и серьезно подходить к странным идеям.
Расскажите о франшизе. Она весьма недорогая и по карману многим людям. Много ли желающих? Кто может стать вашим партнером?
Партнерское предложение The Urban Rooms сейчас стоит очень дешево. В первую очередь мы нацелены на поиск активных партнеров и расширение сети. Именно большое количество охваченных городов делает сайты сети привлекательными и для крупных федеральных рекламодателей. Стоимость зависит от каждого конкретного города, стартовая цена начинается всего от 50 тысяч рублей, что намного выгоднее, чем делать свой сайт с нуля. В ходе работы мы постоянно спрашивали себя, что мы еще можем предложить нашим партнерам, поэтому сформировали очень широкий перечень услуг, который всё время растет.
Мы работаем с теми, кто уже раньше занимался сферой медиа, но иногда и приходят новички. Для них мы подготовили методические материалы, где объясняем, как и что нужно делать. Хотя если учесть уровень региональных журфаков и требования в традиционных СМИ, иногда человека легче научить чему-то заново, чем исправлять профессиональную деформацию. Опыт ведения собственного бизнеса, естественно, является большим плюсом. Так как одно дело иметь собственный информационный ресурс, другое — подходить к нему с точки зрения бизнес-процессов.
Что предстоит делать партнеру? Какие планы по развитию порталов и сети?
Партнер сам выбирает вектор развития портала, хоть он и должен отвечать общей концепции — хорошие живые тексты без чернухи и скуки. Мы помогаем найти первых местных рекламодателей, консультируем по материалам и иллюстрациям к ним. Основной смысл сети в том, что все города помогают друг другу, — не только трафиком и продвижением, но и живыми продажами рекламы. Каждый из участников сети имеет возможность продавать рекламу сразу на всю сеть сайтов, а не только на свой портал. Таким образом, максимальная прибыль партнера ничем не ограничена.
2. Neovima
Проект Neovima появился из идеи создать действительно новый продукт — практичный и универсальный рюкзак, непохожий на однотипные модели, представленные на рынке. Идею поддержало множество людей, не просто одобрив ее, но и проспонсировав. Ребята, кстати, не против взять в свою команду новых людей с интересными предложениями и идеями.
Павел Осипов
Рюкзаки — распространенный продукт. Очевидно, что конкуренция огромна. Тем не менее, у вас всё получилось. Как это было?
Рюкзаки только набирают популярность в России — да, на рынке они есть, но, как правило, модели довольно однотипны, созданы по одному подобию и из одинаковых материалов. Получается некая иллюзия выбора: они есть, но всё одно и то же. Это как со смартфонами — производителей много, а вот дизайн все берут у Apple. Не отличишь уже iPhone от какого-нибудь китайского «noname». Мы же поставили цель делать продукты, с которыми человек будет выделяться из толпы, но не вызывающе, — дизайн должен сочетаться со стилем, а не перекрывать его.
У нас была идея создать городской рюкзак, с которым можно ходить на работу и в спортивный зал. При этом он должен был подходить под разные стили одежды. Так родился наш первый продукт Neobackpack и наш бренд Neovima. Мы рассказали о нашем крутом продукте, людям идея понравилась, и за 30 дней было оформлено более 100 предзаказов. Таким образом на старт производства мы смогли привлечь инвестиции на сумму более полумиллиона рублей от людей со всей России и даже из зарубежных стран.Расскажите о своей продукции, ее инновационности и технологических и маркетинговых решениях, которые вы применили.
В наших продуктах мы применяем принципы видимой простоты. У дизайнеров есть поговорка: «Сложный продукт создать довольно просто, а вот сделать сложный продукт простым — это гениально».
Наши продукты просты — мы отказываемся от кучи бесполезных карманов и замков, оставляем только нужное. Например, взять наш Neobackpack — что нужно рюкзаку, с которым можно ходить на тренировки? Отдельный отсек, куда можно сложить обувь, который не будет пропускать запахи.
Также мы используем только самые современные материалы. Например, все наши продукты мы шьем из баллистического нейлона. Этот современный вид ткани появился совершенно недавно. Он прочный и легкий, что позволяет делать наши рюкзаки небольшими по весу, приятными на ощупь, да и выглядят они очень классно. Один из наших клиентов, когда получил рюкзак, написал нам: «Я просто надел рюкзак и пошел спасать мир :)».
В производстве мы также стараемся применять различные современные технологии, чтобы сделать наши продукты доступными для конечного потребителя. Конечно, хорошая вещь не может стоить дешево, ведь создание действительно качественного продукта — это сложный процесс. Около месяца мы его разрабатываем, строим 3D-модели, чертежи. Просчитываем всё — у нас может размер кармана поменяться в процессе разработки раз 15. После отшиваем прототип, смотрим, тестируем, правим и снова шьем прототип. Так может происходить раз 5-6, и только после полной уверенности мы запускаем производство новой модели. Поэтому наши продукты отлично держат форму даже будучи полупустыми и при этом они довольно легкие. А 4100 рублей за рюкзак, после которого и спину не ломит, и вес легко переносится, — это нормальная цена. Конечно, вы всегда можете купить дешевый рюкзак за 1500, и по вам сразу будет видно, что на вас дешевый рюкзак.
Какие у вас планы на будущее?
Мы хотим расширить линейку рюкзаков и сумок, но при этом придерживаться наших основных решений в дизайне. Наша команда всегда открыта для молодых и амбициозных людей, мы ищем дизайнеров, которые готовы работать и создавать продукты, с которыми будут ходить люди. Представьте, как здорово, когда где-нибудь на улице можно встретить человека с вашим рюкзаком или сумкой.
3. Reputazzi
Любая компания, любой бизнес может столкнуться с волной негатива, допустив ошибку или став жертвой конкурентов. Одной из компаний, которая первой начала оказывать услуги по управлению репутацией, стала Reputazzi. За годы работы они успели поработать с десятком компаний, вытащив их из имиджевого болота или с нуля создав положительную репутацию.
Валерий Жерегеля
Итак, ваш стартап — сервис управления репутацией в интернете. Расскажите, как вы пришли к этой идее. Было бы интересно узнать, существовали ли подобные агенства раньше и как они работали.
Идея пришла в голову еще во время работы наемным сотрудником в другой компании, примерно в 2008-2009 году. Компания, в которой я руководил отделом, столкнулась с волной черного пиара. Написали гадостей не только на форумах, но и в ряде публикаций в СМИ. Соответственно, нам поставили задачу нейтрализовать негатив. В процессе выполнения данной работы и пришла в голову мысль, что схожие проблемы могут возникнуть в любом бизнесе, а ущерб от потери репутации может быть довольно значительным — настолько, чтобы компании захотели платить сторонним организациям за решение их проблем. Кстати, в том случае удалось не только решить проблему, но и отработать ряд приемов и подходов к нейтрализации негатива.
Примерно в 2010 году идея дозрела окончательно, и было принято решение увольняться и заниматься уже именно этим направлением самостоятельно. На тот момент по запросам «управление репутацией» практически не встречалось ни одной специализированной компании, которая бы этим занималась. Да, были SEO-агентства, которые частично решали эту задачу своими инструментами. Также, конечно же, можно было обратиться к крупным пиар-компаниям или адвокатам, чтобы они помогли решить проблему. Но это было по карману только крупным фирмам — малый и средний бизнес расценки пиарщиков и адвокатов не всегда тянул.
Словом, я увидел интересную нишу и начал работать. По старым рабочим связям нашел своего партнера, который взял на себя техническую сторону работы. Постепенно собрали команду, в которую вошли уже штатные копирайтеры, менеджеры, ведущие своих клиентов, и сеошники.
Что потребовалось, чтобы люди и компании начали к вам обращаться?Когда мы открыли свой сайт в его первом варианте дизайна, у нас было мало конкурентов. Я помню только Sereputation — у них было стильно и толково сделано тогда. Соответственно, первых клиентов мы получали через сайт, через контекстную рекламу. Вкладывались в СЕО. Так постепенно и развиваемся. За пару лет отладили взаимодействие с клиентами, добавили много новых функций и фишек, раз десять переработали содержание пакетов услуг. Допилили свою CRM, через которую теперь ведем всю работу с клиентами и отчетность. Создали собственное программное обеспечение для мониторинга упоминаний в интернете.
Сейчас я вижу много новых компаний и сайтов, которые предлагают услуги управления репутацией, но, как я вижу со стороны, они еще проходят через те стадии, которые у нас были 2-3 года назад. Мы стараемся быть впереди на пару шагов и не останавливаться в развитии, чтобы нас не догнали конкуренты.
Что делать Диане Шурыгиной?
Вопрос хороший. Мы всё же работаем с деловой репутацией, с компаниями. С персональной репутацией всё и проще и сложнее одновременно. Во-первых, Диана на слуху, можно сказать, что она стала интернет-мемом. Как с этим можно бороться? Чтобы ты ни сделал — журналисты будут отслеживать твою активность, поэтому, наверное, я бы рекомендовал довести ситуацию до маразма. В случае с компаниями это вряд ли сработает, а вот с человеком может получиться.
Пример: сделать вброс, что Шурыгина уходит в монастырь послушницей. На весь период, пока парень будет сидеть в колонии. А там видно будет, оставаться или нет. Потому что не может находиться в обществе в настоящий момент. Люди у нас разные, но в целом-то не злые. Такой подход к решению проблемы даст ей определенную защиту и аргументацию. Правда, для этого девушка и вправду должна рассматривать такую возможность.
Но, как мы уже упомянули, основной наш клиент — компании. Мы работаем в совершенно разных направлениях, начиная от создания позитивного отношения к клиенту и заканчивая восстановлением репутации в любой области деятельности.