Несколько чуваков из нашей редакции, закончившие факультет журналистики, услышав название такого колосса журналистики, как The New York Times, начинают постепенно менять свой цвет лица на зеленый, так как их сотрудничество с печатной прессой ограничивалось практикой в местных изданиях типа «Красная зорька» или «Наш урожай сегодня». Для них имя Генри Джарвиса Рэймонда не пустой звук, и оно стоит где-то между Джобсом, Цукербергом и Брэнсоном. «Кто это?» — спросишь ты нас, и сегодня мы с радостью на это ответим.
Генри Джарвис Рэймонд — это американский журналист, живший в начале 19-го века. Он в полной мере понимал, что журналистика — это четвертая власть, но ему этой власти оказалось недостаточно, и он выбрал стезю политики. Рэймонд по полной совместил приятное с полезным, свое призвание и амбиции, отметив свою жизнь должностью вице-губернатора Нью-Йорка и основав одну из крупнейших газет мира, The New York Times, 18 сентября 1851. Его прозвали «маленький злодей» — это мягкий эпитет, характерный в 50-х годах для очень учтивых журналистов. Первый выход газеты New York Daily Times был громко им афиширован: «Мы пишем беспристрастно! Это необходимо! Мы должны быть объективными!»
В пятидесятых годах среди печатных СМИ было невероятное засилье так называемых «penny press» —дешёвых газет, стоимостью в один пенни. Низкая цена и еще более дешевая информация выдавала низменные вкусы читателей с головой. Все разномастные варианты «Penny press» были желтее желтого, постоянно раздували невероятные сенсации, делали выдуманные разоблачения, раскрывали хитроумные интриги, а народ это с удовольствием поглощал. Еще одна неизменная вещь на все века и поколения. Рынок периодики был отравлен враньем, «утками» и заказными политическими статьями. Теодор Паркер, американский писатель и политик, в своей статье «Политическое назначение Америки» метко назвал лицо прессы того времени отражением лица всей нации. Поэтому когда на арене печатной журналистики появилась местная газета «Нью-Йорк Таймс», люди ахнули от изумления: ни тебе «фактов» о человекоподобных гуманоидах, найденных на Луне, ни кровавых историй про расчлененку и убийства известных персон не менее известными персонами. Только качественная информация и достоверные факты, описанные грамотным и «вкусным» языком.
«Нью-Йорк Дэйли Таймс» (слово «Дейли» было впоследствии убрано) была выпущена Раймондом при помощи нескольких компаньонов и сразу задала высокую планку для всех изданий Штатов. Страницы газеты радовали глаз разнообразием тематик и рубрик, а стиль письма выводил периодику на литературный уровень. Отец-основатель сообщил, что его издание независимо от влияния различных партий и он лично несет ответственность за правдивость и неподкупность каждого текста, поставив во главу угла просвещение, нравственность, индустрию и религию.
Во времена бушевавшей гражданской войны за отмену рабства вести с военного фронта занимали первые полосы газеты, стараясь поддержать моральный дух и веру тех, кто воюет за справедливость. Хоть и негласно, Раймонд поддерживал решения президента, хотя ранее NYT была настроена несколько критически по отношению к Линкольну. И что интересно, сам Рэймонд не раз появлялся на поле боя.
В 1865 году война закончилась, Южане подали капитуляцию 10 апреля, а меньше чем через неделю Линкольн был убит в театральной ложе сторонником поверженной Конфедерации Дж. Бутом. Информация о трагедии мигом разлетелась по всей стране. Именно статьи об убийстве Линкольна породили принцип «перевёрнутой пирамиды», которым пользуются многие уважаемые издания и по сей день: первый абзац включает критически важную информацию (кто, где, когда и т.д.), а остальные факты публикуются по важности в обратном порядке.
Следующая ключевая веха в истории становления газеты — 1869 год, год смерти Генри Джарвиса Рэймонда. В компании осталось три человека: Георг Джонс, Леонард Джерот и Джеймс Тейлор. 22 июля 1869 года, на пятую неделю после смерти Рэймонда, главными лицами издания был выбран новый редактор — Джон Бигелоу, но его карьера в New York Times продлилась недолго. В 1896 году Адольф Окс купил New York Times и основал New York Times Company. Отсюда берет начало одна из знаменитых газетных династий Окс-Сульцбергер.
Адольф Окс смог удешевить стоимость издания, при этом сделав политику газеты независимой от рекламодателей. NYT утвердила себя как успешное региональное издание, достигшее федерального уровня значимости, причем политическая независимость не исчезла и не уменьшилась. Во времена «Холодной войны» газета отметилась тем, что пресса приобрела мощный антирусский тон. Журнал Journalism Quarterly провёл исследование в 1946 году, выяснив в результате, что The New York Times печатала намного больший процент негативной информации об СССР, чем положительной, особенно после 1945 года, настраивая читателей на отрицательный и предвзятый манер. В принципе, ничего удивительного в этом нет. Даже для такой «независмой» газеты.
The New York Times стойко преодолевала все кризисы, вплоть до 1990 года, когда вся редакция и руководство столкнулись с сильным оттоком читателей: не менее 50 тысяч человек за несколько кварталов, в основном молодёжь, предпочли другие, современные издания. Основной аудиторией газеты оставалась преуспевающая прослойка населения с высокой покупательской способностью — информация и реклама были направлены в основном на них.
Консервативность действительно была вторым именем этой газеты, ведь до сентября 1976-го издание оставалось в формате восьми колонок, и лишь спустя годы, уже после того, как другие газеты перешли на формат шести, они также снизошли до подобных новшеств. Также она была одной из последних газет, принявших цветные фотографии. Первая цветная фотография на обложке этой газеты появилась в 1997 году. При отсутствии основного заголовка наиболее важная история дня появляется вверху правой колонки на первой странице. Критиканы в один голос твердили о том, что The New York Times уже не тот, что устаревшие методы работы и слабая адаптация к реалиям современной жизни лишает ее поклонников и читателей по всей стране.
Тем не менее, не обращая внимания на эти пересуды, политика компании придерживалась своего курса, не утратив главный принцип — «надежность». Темные времена прошли, но по сей день для многих людей в Штатах название этой газеты осталось синонимом достоверности источника, не требующего дополнительных аргументов. Возможно, это и минус, но нельзя не отметить кропотливую работу всех тех, кто многими десятилетиями создавал подобную репутацию, многочисленные правила, ограничения и запреты, заставляющие журналистов относиться к отбору информации очень скрупулёзно и не исказить смысла неосторожным речевым оборотом.
Сейчас The New York Times — третья по популярности (после The Wall Street Journal и USA Today) газета США. Прессу этой страны невозможно представить без газеты, которая и по сей день остается оплотом американской журналистики и несомненным примером для подражания.