Усвоив основные уловки черной риторики и принципы медиа-войны, ты решил не довольствоваться малым, а продолжить путь, чтобы суметь познать третью ступень манипулирования – невербальное воздействие.
Современный человек гораздо хуже понимает сигналы языка телодвижений, чем его первобытные предки. Он слишком старается вникнуть в смысл слов.
Аллан Пиз, «Язык телодвижений»
Конечно, слово, украшенное ярким красочным плакатом, имеет неоспоримую силу и готово крушить сознания людей. Тем не менее, занудные ученые решили внести свою лепту в наше разоблачение, установив, что 55% информации, которую люди получают друг о друге в процессе первой встречи, определятся тем, что они видят. Речь прежде всего – о языке жестов и позах собеседника, которые могут означать слишком многое, чтобы ими пренебрегать.
Одна из первых попыток составить руководство по трактовкам внеречевых сигналов принадлежит Алану Пизу, автору книги «Язык жестов». Под невербальным общением автор понимает определенные жесты и позы собеседника, с помощью которых можно добиваться определенного влияния на человека. Такая коммуникация дополняется языком мимики, тоном и тембром речи, языком пространства и даже запахом.
Невербальное воздействие базируется на простых и понятных приемах, к которым наше подсознание восприимчиво, но, к сожалению, беззащитно. О самых распространенных из них и пойдет речь далее.
1. Силовая позиция
Выбор правильной позы при общении играет первостепенную роль. Если ты унылый горбун с дрожащими коленями, то слушать тебя будут только воображаемые друзья или присяжные, потому что им так положено. Для всех остальных ты предстанешь недостойной для взгляда сущностью, которая что-то там бубнит себе под нос.
Каждый оратор знает, что правильная поза – залог успешного выступления. В межличностном общении данный фактор также немаловажен, поэтому все, кому удалось продать тебе чертов миксер или подписать сомнительный договор, выглядели солидно и смахивали на достойных людей.
Дело не только в опрятной одежде или дорогих часах на руке. Хотя и этот фактор немаловажен, но главенствующее значение имеет правильная поза. Расправленные плечи, свободное положение рук, выдвинутая немного вперед правая нога и гордо поднятая (а не задранная вверх) голова – пример классической сильной позиции. С такого положения тела в пространстве проще всего начинать разговор или выступление, ведь у жертвы вырабатывается симпатия на уровне подсознания. А это только первая ловушка.
2. Улыбка Дьявола
Приняв необходимую сакральную позицию, любой умелый оратор тут же украсит свою первую фразу доброжелательной и милой улыбкой. Неважно, будут тебя приветствовать или оскорблять в лицо. Когнитивный диссонанс возможен, но чаще симпатия к собеседнику резко усилится, влача за собой непристойно высокий уровень лояльности. Такая расстановка сил позволит незамедлительно начать вербальную атаку: глазом не успеешь моргнуть, как окажешься женат.
Коварная улыбка помогает не только в нападении. Ее полезные свойства обнаружены при защитных реакциях человека, когда приходится оправдываться или мягко уходить от проблемы.
Вот представь: ты жалуешься боссу на свою мизерную зарплату, которую не видел уже пару месяцев, а в ответ получаешь лучезарную улыбку и фразу: «Ну ты же все понимаешь, сынок. Времена на дворе не самые лучшие.» На том вы и прощаетесь.
Сложно заставить себя поверить, что улыбка на лице собеседника ничего не гарантирует. Понимание такого расклада в жизни приходит с опытом. Обожать своих знакомых, которые улыбаются тебе при каждой встрече, можно и нужно, но идти в разведку лучше с теми, кто находит время на уныние и грустное выражение лица. Так честнее.
3. Копировальный аппарат
Если разговор намечается длинный, то первоначальной позой и улыбкой тут не обойтись. Для продолжения невербальной атаки на помощь придет целый батальон, состоящий из копий несчастного собеседника.
Человеку на подсознательном уровне приятен его личный образ. Манипулятор знает об этом, поэтому в процессе беседы копирует позу жертвы, вызывая очередной прилив расположения к себе.
Эту уловку активно используют журналисты при интервьюировании. Помимо этого, они еще любят часто кивать головой во время ответа респондента, тем самым подчеркивая собственную заинтересованность в его словах и давая невербальную команду продолжать повествование.
4. Танец дистанции
У каждого человека существует личное пространство, которое он пытается беречь, относясь с неприязнью к нежданным нарушителям границ. Психологи посчитали, что одним таким пространством на деле сложно ограничиться, и придумали специальные зоны: интимную (0-50 см до собеседника), личную (50 см – 1,5 м), социальную (1,5 м – 2,8 м) и публичную (более 2,8 м).
Оказалось, что твоя интимная зона открыта не только для подруги, но и для собственных детей, а также близких членов семьи. Личная приглашает к себе друзей и знакомых; социальная готова лишь к деловому общению; публичная подходит для выступлений перед аудиторией.
В межличностной коммуникации манипулятор всегда стремится перейти из социальной в зону личную, тем самым оказывая дополнительное влияние на человека. В редких моментах чрезвычайной доступности собеседника интимная зона тоже может стать необходимой целью. В таком случае совет «держись от него подальше» станет актуален как никогда.
5. Демонстрация себя
Заключающим этюдом внеречевых техник скрытого воздействия выступает прием демонстрации себя. Это пролонгированное воздействие, которым время от времени пользуются хитрые сотрудники и явные переговорщики.
Смысл данной техники в указывании на себя, когда разговор касается чего-то позитивного и приятного. Например, произнося фразу: «Эта машина солидная и надежная», – оратор жестом рук будет показывать на себя. Сознание собеседника тут же декодирует такой невербальный посыл, породив необходимую манипулятору длительную ассоциацию: он уважаемый человек, ему можно доверять.
Обозначенные выше приемы удобны в повседневном личном и деловом общении. Если твои нравственные идеалы не ставят палки в колеса, смело бери на вооружение технику невербального воздействия. Только не будь неуклюжим. Тренируйся!
На этом цикл «Темное искусство» объявляется закрытым.