Первые профессиональные армии возникли задолго до нашей эры. Известно, что еще в Ассирии выделился особый класс людей, чьим постоянным занятием была война или сохранение внутреннего порядка в мирное время. Собственно, поэтому Ассирия и стала первым государством с протяженной границей. На протяжении следующих веков своими армиями станут обзаводиться все государственные образования. Во многих местах появятся и особенные объединения. Это были религиозные ордены, секты или представители удивительной культуры. Очень разные внешне, они имеют одно сходство — комплекс убеждений, делающий дух крепче стали.
Тамплиеры
Рыцари Храма возникли как религиозный орден, сражающийся во имя Бога. Они были неотъемлемой частью Крестовых походов, демонстрируя самоотверженность, готовность убивать и умирать. Позже их аскетизм и высокие идеалы будут вытеснены невероятным богатством и показной роскошью. Однако в начале XII века тамплиеры представляли собой грозную силу, с которой считались все — от прямых врагов в лице арабов до европейской правящей элиты.
Изначально Бедные воины Христа отказывались даже прикасаться к богатствам, потому что это путь к развращению души и ослаблению тела. Каждый из них приносил торжественную клятву, согласно которой тамплиер никогда не отступает и не сдается. Это способствовало построению железной дисциплины, пренебрежению своей жизнью, не говоря уже о жизни противника.
Пик их могущества пришелся на 1199 год, когда тамплиеры в числе первых ворвались в Иерусалим и овладели городом. Это была великая победа, за которой последовал период безудержного обогащения, интриг и предательств. В 1241-м они вместе с арабским войском нападают на орден рыцарей-госпитальеров, демонстрируя невероятную жестокость. В 1307-м европейские монархии принимают решение о ликвидации «Храмовников». Их дома по всей Европе подвергаются нападениям и разграблениям, члены ордена помещаются в тюрьмы, подвергаются страшным пыткам. Последний магистр ордена тамплиеров Жак де Моле был сожжен на костре в 1314-м. Согласно легенде окутанный клубами дыма магистр поклялся призвать на Суд Божий Папу Климента V и короля Франции Филиппа IV. Оба скончались в тот же год.
9 величайших воинов, оставшихся в истории навсегда
Берсерки
Слово берсерк происходит от скандинавского «ber» (медведь) и «serker» (рубаха). Эти воины и правда носили медвежьи шкуры как элементы боевой экипировки. Чем большее количество врагов убьет воин, тем ближе он будет сидеть за общим столом к Всеотцу в Вальхалле. Таким образом, любая схватка получала смысл от самого процесса, а смерть не казалась чем-то пугающим, скорее, наоборот, это была своего рода финальная миссия. Главное — погибнуть достойно, в бою, прихватив с собой еще несколько противников.
Существовало несколько способов впадения в состояние боевой ярости. Кому-то хватало веры в Одина и практики «Óðr», которую можно считать скандинавским эквивалентом божественного наставления. Собственно, отсюда же черпалось вдохновение на поэзию и философские изыскания. Другие использовали специальные отвары из трав и грибов. Так подавлялся инстинкт самосохранения и страх. Воин-берсерк верил, что обязан уплатить за свое рождение, пролив вражескую кровь. Римский писатель Публий Тацит сообщает, что некоторые юные воины носили на себе железные цепи, символизирующие несвободу от долга. Эти цепи могли быть сняты после того, как юноша убьет первого врага на поле боя.
Сражения, в которых сошлись несопоставимые по численности силы
Воины-орлы
В империи ацтеков насчитывалось около 80 000 военнообязанных, большинство из которых не были профессионалами. В повседневной жизни эти люди занимались ремеслом, фермерством, выполняли полицейские функции, участвовали в управлении городами и общинами. Ядром армии являлись всего несколько тысяч бойцов, происходящих из знатных семей, владеющих крупными земельными участками. Их организацию можно сравнить с европейскими рыцарскими орденами, где присутствовали свои идеалы и строгая иерархия.
Существовало несколько особенных групп, среди которых наиболее выделялись воины-орлы, носившие характерную экипировку: шлемы в форме орлиных голов и защитные пластины, похожие на перья. Считалось, что такие солдаты могли превращаться в птиц прямо во время боя. Они наводили ужас на врагов, всегда выступая в первых рядах.
Дело в том, что воины-орлы отличались высоким профессионализмом и свирепостью. С одной стороны, кажется неразумным пускать вперед своих элитных бойцов. Но с другой — идея заключалась именно в том, чтобы завершить сражение как можно быстрее с минимальными жертвами для обеих сторон. У противника должно было сложиться впечатление, что все ацтекские солдаты такие же умелые и безжалостные, как воины-орлы. Хотя в действительности это было совсем не так. Кроме того, показателем силы и доблести считалось не количество убитых врагов, а число пленных. Ацтеки и без того контролировали огромную территорию — им не хватало рабочих рук. Поэтому воином-орлом мог стать лишь тот, кто приведет хотя бы четырех пленных.
8 впечатляющих шлемов Средневековья, которые носили воины в прошлом
Нага Садху
Посетив религиозный праздник Кумбха Мела в наши дни, каждый турист обязательно столкнется с представителями Садху. Некоторые называют их сектой, другие менее категоричны, считая этих людей последователями древних культов. Садху легко узнать: их обнаженные тела покрыты пеплом и охрой, на головах длинные и спутанные волосы, часто заплетенные в дреды. Сейчас они не представляют опасности, предпочитая вести спокойный образ жизни в уединении и на удалении от крупных городов. Но так было не всегда. Те же длинные волосы когда-то служили естественным шлемом, а другой экипировки Нага Садху не носили.
Само определение Нага Садху можно перевести как «воины-аскеты». Верные служители Шивы не носили доспехи и отказывались от стремления к четырем целям человеческой жизни по индуизму. Нага Садху не признавали мораль и справедливость, не желали материального процветания, отгораживали себя от физического наслаждения и были безразличны к круговороту перерождений.
В конце XVIII века насчитывалось не менее 20 000 воинов-аскетов, и они были одной из доминирующих сил в Индии. Эти бойцы не брали обязательств, заставляющих их сражаться до последнего, не отступая и не сдаваясь. Напротив, оказавшись в безвыходной ситуации, они могли спасаться, чтобы нанести ответный удар позже. Возможно, поэтому секта просуществовала так долго. Сегодня насчитывается 5 миллионов Садху, хотя едва ли их можно считать воинами, как раньше.
5 самых значимых финальных сражений в истории
Сохэй
Впервые буддийские воины-монахи заявили о себе в конце X века. Тогда феодальную Японию сотрясали политические и религиозные разногласия. Многие центры силы стремились к доминированию, получению от императора официальных титулов, земель и богатства. Сохэй были одним из крупнейших объединений, которое обладало значительной властью. Такое положение вынуждало гражданское и военное правительство искать пути к сотрудничеству. Даже хорошо оплачиваемые армии самураев не могли противостоять великолепно подготовленным воинам-монахам.
Существовало и одно важнейшее отличие Сохэй от других подобных групп. Они не имели единого лидера, не были привязаны к конкретному монастырю, городу или провинции. Поэтому случались вооруженные конфликты, иногда перерастающие в полноценные войны между представителями Сохэй. Так или иначе, в 970 году на базе монастыря Энряку-дзи создается первая постоянная армия на территории Японии. Эти бойцы не занимаются ничем, кроме подготовки тела и духа к сражению. Всегда находятся в состоянии готовности, имеют свой кодекс поведения и жесткую программу обучения.
В 1467 году началась гражданская война, затянувшаяся более чем на век. Сражения не охватили всю Японию и шли преимущественно возле столицы, но тогда же стали появляться новые группы особых солдат-монахов. Ода Нобунага считается одним из самых выдающихся самураев в истории. Он посвятил жизнь объединению государства. Путь к цели преграждали бесчисленные частные армии, секты, военизированные группы. Одна за другой они были подавлены. Наконец, в 1580-м оставшиеся в живых представители Сохэй сложили оружие и перестали существовать как независимая сила.