Ты любишь сочинять музыку, а может, у тебя даже есть музыкальное образование, и ты знаешь, что такое октава и цезура. Но ты всё равно без понятия, чем же живут современные молодые композиторы. Вот мы и решили рассказать тебе об этом, попутно узнав у своих творческих знакомых все подводные камни этого, как оказалось, нелегкого дела.
1. Академического образования мало
Многие думают, что, проучившись в музыкальном училище или консерватории, им гарантировано хорошее и прибыльное будущее, но это не так. Более того, те люди, которые действительно зарабатывают на жизнь созданием своей музыки, а не переигрыванием чужой, зачастую не имеют никакого музыкального образования. Однако это не значит, что ты не должен будешь изучить всё это в будущем. Просто не стоит рассчитывать, что обучение является панацей от проблем по поиску работы. Впрочем, такая тенденция есть в любой профессии.
2. Опыт
Акира Ямаока
Но всё-таки за плечами у тебя должно что-то быть. Например, наши знакомые, которые сейчас успешно сотрудничают с независимыми режиссерами, ранее зарекомендовали себя как отличные музыканты, выступая в различных клубах по всей стране. То есть у тебя должен быть какой-то бэкграунд, который позволит тебе утверждать, что твоя музыка кому-то действительно нужна. Если у тебя его нет, то начинать тебе будет гораздо сложнее. Тут вопрос не только в уверенности в своих силах, но и основных знаниях. Недостаточно просто скачать аудиоредактор и наклепать пару десятков треков за ночь.
3. Гибкость – залог успеха
Коммерческий композитор, человек, который выполняет различные заказы, не имеет такой роскоши, как обычные музыканты. Допустим, есть группа AC/DC, и нам она очень нравится, однако, согласись, их песни друг от друга кардинально не отличаются. Это называется стилем, и это всегда прокатывает, если есть акцент на конкретного музыканта. То есть AC/DC ты ни с чем не спутаешь. Композитор же должен быть более мобильным, а значит, ему часто приходится игнорировать собственные интересы, потому что музыку заказывает тот, кто платит. А заказчики, как известно, могут быть очень капризными людьми.
4. Основное поле работы
Необходимо очень тщательно продумывать звуковую текстуру, когда я пишу музыку, которая будет звучать снова и снова. В таких играх, как Oblivion, игрок проводит более ста часов. Когда нужно «покрыть» огромные ландшафты, я предпочитаю использовать эмбиент с очень сдержанными мелодическими вкраплениями. В то же время я стремлюсь к тому, чтобы музыки в игре было как можно больше, для того чтобы в моей музыкальной партитуре было как можно больше деталей. Полагаю, что в будущем в видеоигре будет содержаться часов пять музыки.
Джереми Соул
Нет, мы не будем говорить о театрах или оркестрах. Чтобы там сыграли твоё дерьмо, нужно быть классиком и умереть два столетия назад. Основных заказчиков ты сможешь найти только в интернете. По крайней мере именно на него ты должен обратить внимание в первую очередь. Ими могут быть:
– Рекламные фирмы. Они часто заказывают джинглы для радиостанций. Джингл – это небольшая музыкальная фраза, которая имеет законченный вид. Серьёзные музыканты воспринимают это как халтуру. Но будь готов столкнуться с серьёзной конкуренцией. Также не обходи стороной создателей социальной рекламы.
– Начинающие разработчики. Отечественный игропром редко выдаёт что-то хорошее, однако можно найти действительно славные независимые студии. Но сначала попробуй поработать над музыкальным оформлением совместно с молодыми разработчиками. Заплатить они тебе не смогут, но законченная работа может отлично сказаться на твоём портфолио. Главное тут не халтурить. После присматривайся к более коммерческим проектам. К примеру, некоторые независимые отечественные студии ты можешь найти через сервис Steam. Но не рассчитывай на большие деньги в самом начале пути. Первое время ты будешь работать только на свою репутацию.
– Кинокомпании. Плохой саундтрек в отечественных фильмах – это отдельная история для статьи. Почему, когда включаешь наше кино, из ушей сразу начинает течь кровь, мы не знаем. Однако в твоих силах хотя бы немного исправить это положение. Как и с играми, тут тоже предстоит начать с малого. Но мы рекомендовали бы брать гонорар в любом случае. Некоторые начинающие режиссеры хотят сэкономить на музыке, но, если говорить объективно, саундтрек всегда должен входить в перечень затрат для создания фильма, иначе снимают его полные профаны и вряд ли ты увидишь когда-нибудь его на экранах. Если у тебя не было никогда опыта создания саундтрека для кино, то хорошей идей будет поиск выпускников режиссерского факультета, которые ищут композиторов для своей дипломной работы.
– Иностранные заказчики. Да, тебе стоит выучить английский, иначе ты закроешь для себя много возможностей. Не секрет, что музыкальный рынок запада в тысячи раз превосходит музыкальный рынок России как по количеству, так и по разнообразию. Гейм-студий и киностудий там также в разы больше, поэтому, если хочешь действительно зарабатывать музыкой, ориентируйся на англоязычные страны. Британский режиссер независимого кино с удовольствием возьмёт трек от русского композитора, если тот ему покажется крутым, а оплата будет на порядок выше.
5. Работа, работа и еще раз работа
А теперь о самом важном. Чтобы достичь успеха в деле композитора, нужно работать, причём работать себе в убыток, особенно на первых порах. Чтобы прокормить себя, тебе придется устроиться на условно «нормальную» работу. Если ты играешь в клубе или группе и тебе исправно платят, тебе будет легче, но если ты работаешь 8 часов 5 дней в неделю обычным офисным планктоном, тебе придется заставлять себя сочинять музыку каждое свободное мгновение. Впрочем, без этого никак. Поэтому для начала лучше думай о таком деле, как о хобби, иначе тебе просто не на что будет жить. В какой момент хобби начнёт превращаться в профессию, ты и сам поймешь.
Тебе также потребуется качественное оборудование, хотя начинать можно с обычных программ звуковых станций (напр. Steinberg Cubase). Но чем дальше ты будешь вникать в суть, тем больше тебе потребуется качественного контента, программного обеспечения, возможностей качественной записи и инструментов. Но главное – это всё-таки умение, которые надо совершенствовать каждый день, и развитие своего музыкального вкуса, а также понимание законов рынка.
Комментарии
(0)