Суровые будни композитора в России

Иван Калягин
Октябрь 02, 2015
7.4k
0
Карьера и Бизнес
в избранное

Ты любишь сочинять музыку, а может, у тебя даже есть музыкальное образование, и ты знаешь, что такое октава и цезура. Но ты всё равно без понятия, чем же живут современные молодые композиторы. Вот мы и решили рассказать тебе об этом, попутно узнав у своих творческих знакомых все подводные камни этого, как оказалось, нелегкого дела.

1. Академического образования мало

Многие думают, что, проучившись в музыкальном училище или консерватории, им гарантировано хорошее и прибыльное будущее, но это не так. Более того, те люди, которые действительно зарабатывают на жизнь созданием своей музыки, а не переигрыванием чужой, зачастую не имеют никакого музыкального образования. Однако это не значит, что ты не должен будешь изучить всё это в будущем. Просто не стоит рассчитывать, что обучение является панацей от проблем по поиску работы. Впрочем, такая тенденция есть в любой профессии.

2. Опыт

Все музыканты вдохновляются чужими работами, но куда больше идей дает обычная жизнь. Меня сильно могут вдохновить еда и путешествия. Если бы вдохновение приходило только из музыки, то диапазон самовыражения был бы ограничен. Важно уметь наслаждаться миром вокруг тебя и превращать опыт в музыку.
Акира Ямаока

Но всё-таки за плечами у тебя должно что-то быть. Например, наши знакомые, которые сейчас успешно сотрудничают с независимыми режиссерами, ранее зарекомендовали себя как отличные музыканты, выступая в различных клубах по всей стране. То есть у тебя должен быть какой-то бэкграунд, который позволит тебе утверждать, что твоя музыка кому-то действительно нужна. Если у тебя его нет, то начинать тебе будет гораздо сложнее. Тут вопрос не только в уверенности в своих силах, но и основных знаниях. Недостаточно просто скачать аудиоредактор и наклепать пару десятков треков за ночь.

3. Гибкость – залог успеха

Коммерческий композитор, человек, который выполняет различные заказы, не имеет такой роскоши, как обычные музыканты. Допустим, есть группа AC/DC, и нам она очень нравится, однако, согласись, их песни друг от друга кардинально не отличаются. Это называется стилем, и это всегда прокатывает, если есть акцент на конкретного музыканта. То есть AC/DC ты ни с чем не спутаешь. Композитор же должен быть более мобильным, а значит, ему часто приходится игнорировать собственные интересы, потому что музыку заказывает тот, кто платит. А заказчики, как известно, могут быть очень капризными людьми.

4. Основное поле работы


Необходимо очень тщательно продумывать звуковую текстуру, когда я пишу музыку, которая будет звучать снова и снова. В таких играх, как Oblivion, игрок проводит более ста часов. Когда нужно «покрыть» огромные ландшафты, я предпочитаю использовать эмбиент с очень сдержанными мелодическими вкраплениями. В то же время я стремлюсь к тому, чтобы музыки в игре было как можно больше, для того чтобы в моей музыкальной партитуре было как можно больше деталей. Полагаю, что в будущем в видеоигре будет содержаться часов пять музыки.
Джереми Соул

Нет, мы не будем говорить о театрах или оркестрах. Чтобы там сыграли твоё дерьмо, нужно быть классиком и умереть два столетия назад. Основных заказчиков ты сможешь найти только в интернете. По крайней мере именно на него ты должен обратить внимание в первую очередь. Ими могут быть:

Рекламные фирмы. Они часто заказывают джинглы для радиостанций. Джингл – это небольшая музыкальная фраза, которая имеет законченный вид. Серьёзные музыканты воспринимают это как халтуру. Но будь готов столкнуться с серьёзной конкуренцией. Также не обходи стороной создателей социальной рекламы.

Начинающие разработчики. Отечественный игропром редко выдаёт что-то хорошее, однако можно найти действительно славные независимые студии. Но сначала попробуй поработать над музыкальным оформлением совместно с молодыми разработчиками. Заплатить они тебе не смогут, но законченная работа может отлично сказаться на твоём портфолио. Главное тут не халтурить. После присматривайся к более коммерческим проектам. К примеру, некоторые независимые отечественные студии ты можешь найти через сервис Steam. Но не рассчитывай на большие деньги в самом начале пути. Первое время ты будешь работать только на свою репутацию.

Кинокомпании. Плохой саундтрек в отечественных фильмах – это отдельная история для статьи. Почему, когда включаешь наше кино, из ушей сразу начинает течь кровь, мы не знаем. Однако в твоих силах хотя бы немного исправить это положение. Как и с играми, тут тоже предстоит начать с малого. Но мы рекомендовали бы брать гонорар в любом случае. Некоторые начинающие режиссеры хотят сэкономить на музыке, но, если говорить объективно, саундтрек всегда должен входить в перечень затрат для создания фильма, иначе снимают его полные профаны и вряд ли ты увидишь когда-нибудь его на экранах. Если у тебя не было никогда опыта создания саундтрека для кино, то хорошей идей будет поиск выпускников режиссерского факультета, которые ищут композиторов для своей дипломной работы.

Иностранные заказчики. Да, тебе стоит выучить английский, иначе ты закроешь для себя много возможностей. Не секрет, что музыкальный рынок запада в тысячи раз превосходит музыкальный рынок России как по количеству, так и по разнообразию. Гейм-студий и киностудий там также в разы больше, поэтому, если хочешь действительно зарабатывать музыкой, ориентируйся на англоязычные страны. Британский режиссер независимого кино с удовольствием возьмёт трек от русского композитора, если тот ему покажется крутым, а оплата будет на порядок выше.

5. Работа, работа и еще раз работа

А теперь о самом важном. Чтобы достичь успеха в деле композитора, нужно работать, причём работать себе в убыток, особенно на первых порах. Чтобы прокормить себя, тебе придется устроиться на условно «нормальную» работу. Если ты играешь в клубе или группе и тебе исправно платят, тебе будет легче, но если ты работаешь 8 часов 5 дней в неделю обычным офисным планктоном, тебе придется заставлять себя сочинять музыку каждое свободное мгновение. Впрочем, без этого никак. Поэтому для начала лучше думай о таком деле, как о хобби, иначе тебе просто не на что будет жить. В какой момент хобби начнёт превращаться в профессию, ты и сам поймешь.

Тебе также потребуется качественное оборудование, хотя начинать можно с обычных программ звуковых станций (напр. Steinberg Cubase). Но чем дальше ты будешь вникать в суть, тем больше тебе потребуется качественного контента, программного обеспечения, возможностей качественной записи и инструментов. Но главное – это всё-таки умение, которые надо совершенствовать каждый день, и развитие своего музыкального вкуса, а также понимание законов рынка.